В детдомах началась творческая «революция снизу»

Тверская область пошла на эксперимент.

«Мир своими руками». Так называется эта благотворительная программа, рассчитанная на детей-воспитанников детских домов и интернатов. Пока этой программой воспользовалась только три интерната в Тверской области - посёлка Эммаус, города Нелидово и села Медное. Почему только Тверская область? Потому что административные структуры в России крайне редко поддерживают систему образования и воспитания, основанную на творчестве и в корне отличающуюся от советской. Ребята, жизнь которых благодаря этой программе радикально меняется, не задаются вопросами «зачем нужно зубрить стихи» или «почему я должен участвовать в спектакле», как обычные школьники, распаренные в бане благополучной жизни.

Какой жизненный путь ждет молодого человека, чье детство прошло в детдоме? Статистика говорит: 85–87% выпускников пополняют число бомжей, преступников, наркоманов, самоубийц. Дети эти, которые с младенчестве привыкают к нищенскому существованию интернатов, к коллективному сознанию, к отсутствию частной собственности, к отсутствию своего Я, не способны адаптироваться к социально успешной жизни и на всю жизнь становятся изгоями общества. Фонд «Кто, если не я?» стал организатором проекта «Мир своими руками», который начал действовать в Тверской области с 15 октября. Сейчас он идет полным ходом, приближаясь к финалу первого этапа.

60 ребят из трех интернатов заняты сейчас в программе. «Фестиваль театральной импровизации» – так называется первая часть проекта, направленного на развитие личности в ребенке. Театр был выбран для начала как наиболее коммуникативная из всех форм творчества. Методики, по которым преподаватели работают с ребятами, разработали педагоги из Московского института открытого образования. Они же приезжают к детям раз в неделю и проводят занятия на темы: «Пластика», «Режиссура», «Драматургия», «Звуковое оформление спектакля» и пр. Ребята, которым актерство не по душе, с удовольствием занимаются реквизитом, декорациями, режиссурой… Были занятия по бальному этикету – вроде бы нелегко заинтересовать нынешних детей чем-то столь далеким от современности, а у детей горели глаза.

Педагоги дают детям задание для открытого занятия. Публика пока внутренняя. Ребят учат не бояться ошибок и критики, работать в команде, самостоятельно принимать решения, находить партнеров и реализовывать проекты в малых группах, придумывать что-то свое. Потому и «Фестиваль театральной импровизации»: дети, которым даже любимые книги позволено читать по расписанию, в строго определенное время, с 16.00 до 17.00, открывают в себе невероятную творческую энергию и свободу.

Со студентами творческих ВУЗов Москвы дети занимаются прикладными занятиями: «Имидж», «Декупаж», «Сервировка стола» и даже «Роспись по майкам»… Рассказывает руководитель проекта Наталья Ямолдинова:

- Мы ввели в программу тренинги по профориентации, личным финансам и тренинги личностного роста от руководителей компаний, экскурсии на производство, в мастерские, профессиональные семинары в атмосфере реального учреждения. Мы оставили театральные методики как базовые, так как, на мой взгляд, они наилучшим образом работают на раскрытие эмоционально-волевой сферы, снятие психо-физических зажимов. Кто-то не актёр по природе. Технарь может делать декорации, работать со звуком. Это тоже самовыражение,  арт-терапевтический эффект. Я пришла в фонд «Кто, если не я?» с готовой программой, однако именно благодаря опыту фонда, эта программа смогла найти путь к реализации. Правда, начали мы (еще 1,5 года назад) с идеи привозить в детские дома хорошие московские спектакли, дарить детям подарки, играть с ними, быть такими добрыми бизнесменами-ангелами. Первое же посещение отрезвило. Конечно, дети были умыты, красиво наряжены, дети получали радость, это было приятно. Но «момент истины» наступил довольно быстро: мы привезли группе игрушки, сориентированные на их возраст (2,5 – 3,5 года). Дети не брали игрушки в руки, хотя вокруг игрушек было полно. На наш вопрос, «почему?» нянечка отвечает: «Они не привыкли, что у них есть что-то свое». Это было откровение совсем не про игрушки! Для маленького ребёнка игрушка – это олицетворение друга, это второе «я», внутренний собеседник. И если в 3 - 4 года у него нет «моей» игрушки, то в 7 лет у него нет «моих» интересов, а в 14 – «моих» убеждений. Вопрос – для чего и для кого радовать детей 1 раз в месяц? Если для того, чтобы сказать себе – какая я умница, и друзьям сообщить – вот, я благотворительностью занимаюсь…

Весной в поселке Эммаус будет показан итоговой спектакль. И начнется новый этап программы. Если, конечно, у благотворителей и бизнес-спонсоров хватит силы духа помогать ребятам финансово даже в кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру