МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Россию охватила новая эпидемия: психотерапевты бьют тревогу

Специалистов одолевают мнительные пациенты, жалующиеся на коронавирус

Каждый день весь мир с тревогой следит за развитием пандемии. мы попали в капкан плохих новостей– и на этом фоне начало стремительно расти количество ипохондриков с навязчивыми мыслями, связанными с коронавирусом. По свидетельствам психотерапевтов, с жалобами на одышку на амбулаторные приемы порой приходят до 90% пациентов.

"Сегодня мы все оказались в условиях плохой информационной экологии, - говорит психотерапевт, кандидат медицинских наук Екатерина Наркевич, - Время стрессовое – и в плане экономической нестабильности, и в плане опасностей для здоровья и с точки зрения нагнетания в СМИ. Очень депрессогенное время. Вроде и не хочешь чего-то знать, а оно вокруг. Отрываешь Интернет – кругом беда, беда, беда! Ситуация тревожная, но в то же время очень много непроверенной негативной информации.

Например, в Сингапуре другая политика информационная: по ТВ – сплошное счастье, цветы, дети. Это делается для того, чтобы общий фон был здоровый. От стрессов падает иммунитет, нужный для встречи с вирусами. Тревога - это биохимия, каскад реакций, которые изнашивают запасы гормонов радости. У некоторых людей появляются навязчивые мысли, от которых они не могут отделаться: например, одна пациентка звонит мне минимум раз в день, чтобы спросить: "Я точно не заболею и не умру?" Ипохондрические переживания охватывают сегодня многих, даже не склонных к ипохондрии. Изначально очень мнительные люди сразу находят у себя симптомы заболевания. Они начинают анализировать свои ощущения и фиксируются на каких-то физических переживаниях. Например, на сердцебиении. Вот звонит пациент и говорит: у меня тахикардия. Считаю пульс – 65 ударов в минуту. Но ему кажется, что сердце выпрыгивает из груди! Если каждый здоровый человек начнет фиксировать свое сознание на каком-то процессе в организме, он начинает ощущать неполадки физически. Вспомните анекдот: ежик думал, как дышать - и разучился. Есть, например, синдром манжетки – при виде аппарата для измерения давления, у человека оно тут же повышается. Или синдром белого халата. Многие процессы в организме происходят независимо от нашего сознания: дыхание, сердцебиение, испражнение. Но если влезть в сознание, начнет казаться, что что-то не так. Сначала начинаешь дышать глубже, чаще, а в результате у тревожных возникает "тоскливый вздох" – вдыхаешь, а воздуха не хватает. Психосоматика на фоне тревоги обостряется. Ипохондрики первыми страдают в период любой общественной беды для здоровья: они не просто читают, а находят у себя все симптомы и ставят себе диагноз. И вот сегодня ко мне потоком идут первичные пациенты с одышкой. Это —уникальный случай, связанный с реалиями сегодняшнего дня. Обычно психосоматический тревожный пациент доходит до психиатра через три-четыре года, а до этого обследуется у многочисленных специалистов. Ко мне обычно идут люди от кардиологов, гастроэнтерологов, эндокринологов, дерматологов. Чаще всего у них толстая история, и когда назначаешь им антидепрессант, они говорят: "Вы меня не поняли. Я глубоко болен". Но сейчас они идут, минуя всех этих докторов: походы по поликлиникам таят опасность. Бедная "скорая" страдает. Вроде у человека нет симптомов, но он делает вывод: у меня – молниеносное течение болезни.

Если ипохондрия у человека не выходит за рамки нормы, это лишь защитное свойство организма – и все пройдет, как только ситуация наладится. Но она может начать мешать жить и перерасти в ипохондрическую психопатию, которая имеет опасные последствия. В этом случае нужна коррекция психолога и иногда -- антитревожная терапия. Многие специалисты сегодня переходят в режим консультирований онлайн".

Доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Юрий Сиволап отмечает, что в нынешней ситуации тревожность у людей закономерно растет: "Люди невротического склада и без того склонны к беспричинной тревоге, а уж если есть серьезные поводы, тревожные реакции становятся более выраженными. Большая проблема сегодняшнего дня в том, что людям с тревожными расстройствами, депрессиями, шизофренией стало труднее получать доступ к лекарствам. Многие врачи на карантине, прекращено амбулаторное консультирование, а для препаратов требуются бумажные рецепты. Нам бы, конечно, сейчас очень не помешали электронные рецепты. Или, например, было бы очень ценно, если бы органы здравоохранения разрешили в качестве временной меры использовать хотя бы электронные сканы рецептов на антидепрессанты, антипсихотики или стабилизаторы настроения. Сейчас даже многие снотворные препараты выписываются на особых бланках. А пациентам они нужны, и нужно сделать все для того, чтобы они продолжили получать лекарства".

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах