Елизавета Александрова-Зорина
Публикаций: 47
Нас учат: «Не будь как все!», но не дают быть собой, нас призывают: «Говори, что думаешь!», но запрещают думать, нас уверяют: «Всё в твоих руках!», но связывают руки. Нам внушают, что счастье можно найти под крышкой кока-колы, что жизнь — это погоня за удовольствиями, а деньги — мерило всего. Нас воспитывают агрессивными потребителями, штампуя всех по одному лекалу, сформированному по запросам рынка. Для нас разработали целую «науку покупать», с помощью детского маркетинга приучив к шопингу с пеленок, и мы верим, что мир — это супермаркет, в котором можно купить всё, что продаётся, и продать всё, что покупается.
— При Путине жить стало лучше! — сказал мне программист из «Газпрома». — А что он сделал? Построил коррупционную вертикаль? — возражаю я. И один за другим перечисляю очевидные недостатки нынешней власти. Программист, охотно соглашаясь со всеми моими доводами, повторяет: — Но жить-то стало лучше!
«Ходишь на протестные акции?» – спросила я знакомого студента. «От меня ничего не зависит». Говорю о гражданской позиции. А в ответ: «Друг у меня сходил – ему омоновцы ребро сломали». В метро встретилась с приятельницей. «Сними», – ткнула пальцем в белую ленту у меня на груди. «Но это же не запрещенная символика». «А зачем рисковать?»
«Совковый» лозунг «Здоровье каждого — богатство всех» сменил более современный: «Живи быстро, умри рано». Россия держит первое место в мире по детскому суициду, а полувековой юбилей наши мужчины чаще всего справляют в гробу.
Цивилизация держится на доверии. Ученик доверяет учителю, ребенок — родителям, взрослые — правительству. В этом смысле подвержены внушению практически все. «Авторитетность» лежит в основе обучения, доминируя над критическим началом. Прилежный ученик как губка впитывает слова учителя. Его поощряют высокими оценками, толкая по проторенному пути, оберегают от самостоятельного мышления.