Ксения Коробейникова
Публикаций: 0
Вы же помните фразу Маяковского о классиках, которых неплохо бы «сбросить с парохода современности»? А мы тут подумали — а кто, наоборот, от нашего времени (если брать постсоветский период) попадет на пароход истории? Что от нынешней культуры останется в веках?
Алексей Навальный снова привлек к своей персоне внимание, на этот раз необычным способом. Сначала он устроил в соцсети переписку со своей женой, а после увлекся общением со школьником, где произнес слово «чикули», которое успело взбудоражить Интернет...
Под занавес столетнего юбилея художники России и Европы предлагают попробовать революцию на вкус. Борщ родом из 1917-го, стена из карамели, поле ржи… Это десятая, а то и сотая часть изобретательных творений, явленных на 12-й Красноярской музейной биеннале. Проходит она в местечке столь революционном, что защитники Ильича уже возбудились и бьют в набат — жалуются президенту, дескать, попираются честь и достоинство вождя мирового пролетариата.
Просуществовала эта держава всего три столетия с XVI века, но успела обогатить свою историю и культуру настолько, что изучать их теперь можно бесконечно. В помощь — 140 изысканных экспонатов из собраний Португалии, России и других стран, выстраивающие в Музеях Московского Кремля зрелищный рассказ о великолепии португальского двора и его нелинейных взаимоотношениях со странами Азии, Африки и Европы.
Фотоцентр братьев Люмьер снова решился на показ работ Джока Стёрджеса. В прошлом году, напомним, выставку Джока Стёрджеса «Без смущения» пришлось закрыть спустя две недели после вернисажа. Причина — обращение депутата Мизулиной, которая увидела в фотографиях признаки детской порнографии.
«Черный квадрат», став иконой ХХ века, заслонил весь размах творческих дерзаний и открытий Казимира Малевича. Когда считающие его незамысловатой вещью, которую может и ребенок повторить, увидят другие грани художника, то, возможно, поймут, что все не просто так. Ведь авангардист, который умел почти всё и блестяще, случайно не дошел бы «до такого». Убедиться в этом можно на выставке «Казимир Малевич.
Общественность возбудилась из-за действий еще одного художника, якобы прибегающего к поджогам для создания своих произведений. 28-летнего выпускника школы Родченко, лауреата престижной премии World Press Photo Данилу Ткаченко прозвали уже «вторым Петром Павленским» — за поджог покинутых деревень и роспись заброшенных храмов для создания своих фотографий.
В международном музейном деле есть вещи, которые еще не оформились в явление, но уже видны предпосылки к тому, что в ближайшие лет 10–20 понятие «музей» сильно мигрирует из привычных нам рамок в иную плоскость. Мы попытались спрогнозировать — что это может быть.
Сколько в Москве легендарных архитектурных памятников, которые некогда были доходными домами, а сегодня содержатся частными лицами. Непонятно, что теперь там происходит: и не заглянуть, и фотографий не найти. Исключения есть, одно из них — знаменитое здание страхового общества «Россия», что на Сретенском бульваре, где небольшая, но очень авторитетная галерея «Сезоны», специализирующаяся на художниках «Мира искусства» и «Голубой розы».
Какая книга уступает Библии по числу тиражей? Её герой уже более 400 лет рвется к приключениям и совершает подвиги. Дон Кихот Сервантеса. История, как сегодня сказали бы чудака, с каждым днём становится более востребованной -- как образец твердой человеческой нормы в эпоху скособоченных представлений о приличиях. В такое время спасает только "Атака Дон Кихотов". Так Музей Анатолия Зверева и назвал выставку, скроенную из живописи, графики своего автора и литографий Сальвадора Дали.
Картина Леонардо да Винчи «Salvator Mundi» («Спаситель мира», около 1500 года) продана на нью-йоркских торгах Christie’s за невероятную стоимость — $450 млн (премия аукциона — $50 млн). Это самая грандиозная сумма, когда-либо заплаченная за живописное произведение как на открытых аукционах, так и на частных продажах.
Логически объяснимо и политически оправданно, что наш одареннейший художник шире известен в Европе и Америке, ибо долгое время был неугоден властям на родине. Ситуацию трудно исправить, даже если ты Эль Лисицкий — титан русского авангарда. Но, кажется, можно, если за дело взялись Третьяковская галерея, посольство Германии в России и Еврейский музей и центр толерантности.
Мультимедиа Арт Музей (МАММ) в этом сезоне не выдыхает — бомбит выставочными блокбастерами мегазвезд: Константин Бранкузи, Робер Лепаж, теперь вот Шон Скалли. В его абстракциях спрессована история мировой живописи. И те, кто от этого далек, все равно проникаются полотнами, сотканными из тысячи душераздирающих историй. Они висят в самых престижных музеях и галереях мира.
Когда мероприятие скатывается к обязаловке, то интерес к нему пропадет. Это касается и «Ночи искусств», которая случится 4 ноября. К пятому разу запал и воображение у организаторов поубавились, что ощущается по незатейливой программе многих институций. Для галочки они решили отделаться продлением часов работы своих выставок и повтором прошлогодних «увеселений». На этом фоне возрастает ценность креативных личностей, мыслящих нешаблонно. Такие, благо, не переводятся.
При упоминании слова «аукцион» часто вспоминаются въевшиеся в память строки Ильфа и Петрова о продаже «десяти стульев из дворца»: «Наши стулья, наши, наши, наши! Об этом кричал весь его организм. «Наши!» — кричала печень. «Наши!» — подтверждала слепая кишка».
После 10 лет зажиточной (судя по результатам торгов) жизни в столице московский офис Sotheby's чувствует себя настолько уверенно, что решился пойти на эксперимент и представить предаукционную выставку в самых настоящих «руинах» — Музее архитектуры им. Щусева.
Произносишь: «Олег Целков» — и воображение прошибают жуткие морды, написанные им. Эти образы могли родиться только у художника-монаха, которого по ночам терзают бесы, а он пытается остаться аскетом.
Много ли вам известно молодых, дорвавшихся до практики архитекторов с нешаблонными идеями? Судя по опросам, в лучшем случае — два-три. До недавнего времени им было нелегко пробиться через мастеров с опытом и именем. На наших глазах этот механизм упростили благодаря запуску Российской молодежной архитектурной биеннале, аналогов которой в мире пока что не существует.
Весьма символично, что юбилей революции ярче и громче всего прогремел в Париже. Банк Франции поджег Петр Павленский, которого из-за эмиграции многие преждевременно списали со счетов. Очень похоже, что акционист, который за свою карьеру не допустил ни случайного жеста, ни лишнего слова, и на этот раз выйдет сухим из воды.
Некогда самая высокая скульптура в мире — 85-метровая «Родина-мать» Евгения Вучетича, что на Мамаевом кургане, дожила до 50.
Русский духовно-культурный центр, соседствующий с Эйфелевой башней, обживается. Помимо всевозможных выставок, конференций, презентаций здесь только что закончился третий Салон русской книги в Париже. Предсказуемо посвятили его юбилею Октябрьской революции, отголоски которой докатились в свое время и до столицы Франции. Сегодня тут писатели двух стран своеобразно переосмысляют событие, определившее судьбу ХХ века.
125 лет назад Третьяковская галерея стала достоянием Москвы. Сколько Павел Михайлович переживал, кто и как будет руководить его детищем… Больше двух лет, судя по показателям, с этим блестяще справляется Зельфира Трегулова. И дело тут, скорее всего, даже не в ее безупречной репутации как специалиста, а в том, что эта личность сверхнеравнодушная. Как к старому искусству, так и к современному, что немаловажно. Вот слушаешь ее и понимаешь: человек на своем месте.
ГМИИ им. Пушкина первым в России знакомит с творчеством лидеров австрийского авангарда Густава Климта и Эгона Шиле, представив на суд зрителя 100 откровенных листков. Они — из венского музея Альбертина, который располагает солиднейшей коллекцией мастеров. Составив оппозицию академической традиции, они опередили свое время. Их творения, провоцирующие сегодня восхищение, на рубеже ХIХ и ХХ столетий не редко вызывали шок.
«Цветаева действительно самый искренний русский поэт, — утверждал Иосиф Бродский, — но искренность эта прежде всего есть искренность звука — как когда кричат от боли. Боль — биографична, крик — внеличен». Поэтический голос, как и крик боли Марины Ивановны, проступает из подготовленных к ее 125-летию выставки в Государственном литературном музее (ГЛМ) и книги «Библиофильский венок Цветаевой» Льва Мнухина и Михаила Сеславинского.
160-летие основоположника космонавтики Константина Циолковского и 60-летие запуска первого искусственного спутника Земли отметили в России лишь одним крупным арт-проектом. И не в Москве, а в Мончегорске, который в Заполярье и переживает своё 80-летие. Однако по уровню выставка столичным не уступает. И вот почему...
Большой художник Валерий Кошляков, завсегдатай грандиозных выставочных площадей, неожиданно вступил со своими работами в маленькое пространство – кафе в Климентовском переулке.
Музей современного искусства захлестнула волна японского искусства, произведенного мегазвездой Такаси Мураками. Его первая в России выставка с многообещающим названием «Будет ласковый дождь», (отсылка к антиутопическому рассказу Рэя Брэдбери), уносит в другую реальность. Это сказка, где нет правил, верх перепутан с низом и все движется с одной скоростью по плоской поверхности экрана, прежде чем раствориться в небытии. А оно у Мураками, как у любого хулиганистого гения, непредсказуемое.
Превосходная степень псевдонима художника Миши Most (с английского «самый») не притянута за уши. Среди своего поколения (36 лет), он резко выделяется: порывом, эстетикой, идеями... Его проекты — про будущее и мировые прорывы попадают, к примеру, в книги рекордов. Самую большую монументальную роспись в мире он предъявил три месяца назад. А сегодня он уже придумал и собрал первый на планете восьмимоторный дрон, который по его эскизам расписывает стены спреем.
Этот текст о 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства читать не стоит. А стоит поехать в Екатеринбург и посмотреть её. Если до 12 ноября не попадете туда, вернитесь к материалу. Но тогда еще больше пожалеете, что упустили шанс засвидетельствовать, как искусство вторгается на заводы и обдает сумасшедшей энергетикой, самобытной русской задорностью и находчивостью.
Скульптор (многие добавляют «новый придворный») Салават Щербаков приковал повышенное внимание к себе и уже прочно застолбил за собой место ньюсмейкера. Не только своими творениями, в том числе ошибочными (на памятнике Калашникову изображен чертеж немецкой винтовки), но и речами. Собственно, вот...