Лев Колодный
Публикаций: 335
Первый доходный дом на Тверском бульваре, 12, считавшийся многоэтажным, появился в 1891 году. Голубоватого цвета фасад с разного размера окнами. Перед центральным подъездом свисают фонари в стиле модерн.
Внешняя сторона Тверского бульвара обрывается за Домом Герцена. Далее до Тверской улицы тянутся пустырь и сквер, возникший на месте разрушенного квартала. Пять владений с номерами 29—35 сровняли с землей. Сколько лет, как их нет?
Из известных мне 35 жильцов флигелей дома на Тверском бульваре, 25, восьмерых писателей расстреляли. Одного, Осипа Мандельштама, уморили в лагере. Пал на фронте Всеволод Багрицкий, в авиакатастрофе разбился Иосиф Уткин. При налете на Москву погиб Александр Афиногенов. Один литератор вышел на свободу, когда открылись ворота ГУЛАГа.
В квартире на Тверском бульваре, 25, Борис Пастернак в 1932 году прожил недолго. В конце мая поселился, в начале июня отправился на Урал, где служил на заводе в молодости. В бывший Екатеринбург, Свердловск, ехал с семьей, женой, двумя детьми и воспитательницей впервые за казенный счет...
Квартиры Дома Герцена на Тверском бульваре, 25, входившие в литературу писатели чаще всего занимали недолго, пока не расправляли крылья и не обзаводились лучшим жильем.
Казалось бы, что общего между сыном сапожника-старообрядца и сыном купца II гильдии, получившего право жить в столице Российской империи? Что сближало поэта «новокрестьянского направления», друга Сергея Есенина и акмеиста, друга Анны Ахматовой? Общее есть. Сближал талант.
Трудно назвать всех замечательных людей, живших во флигелях Дома Герцена на Тверском бульваре, 25. Кроме Мандельштама и Платонова, которым установлены мемориальные доски, краеведы непременно называют Вс. Иванова, С.Сергеева-Ценского, Л.Соболева и многих других.
На Тверском бульваре, 25, как у любой московской городской усадьбы, два флигеля, ничего особенного в этом нет. Однако строились они не в одно время с главным домом, но в разные годы и разными архитекторами. Поэтому нет у фасадов единого стиля. Правый флигель (по отношению к главному дому) появился в 1882 году по проекту Александра Каминского.
Ни об одном доме в Москве не существует столько упоминаний в литературе, стихах и мемуарах, как о том, что располагается на Тверском бульваре, 25. В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” выведено это здание под именем “Дома Грибоедова”, хотя автор “Горя от ума” в нем никогда не жил и не бывал.
Среди домов на Тверском бульваре ни у одного нет такой истории, наполненной людьми и событиями, как у дома 25. О нем тридцать лет назад вышла книжка в серии “Биография московского дома”.
Драматический театр имени А.С.Пушкина на Тверском бульваре никакого отношения к поэту не имеет. В этом доме Александр Сергеевич никогда не появлялся, разве что проходил мимо во время прогулок. Анфилада в стиле ампир, “пушкинские залы”, появились усилиями советских реставраторов, чтобы оправдать новое название, спущенное в 1950 году сверху в дни идеологической борьбы с “космополитами”.
Невразумительный фасад театра имени Пушкина на Тверском бульваре, 23, несет на себе следы неоднократных перестроек. Зданию этому лет триста.
На Тверском бульваре, 19, на фасаде дома нет ни одной мемориальной доски, а надо бы установить по меньшей мере три. Первая — хирургу Николаю Склифосовскому, жившему здесь в конце 80-х годов XIX века. Его имя при советской власти присвоено Институту скорой помощи (бывшему Странноприимному дому графа Шереметева), всем в Москве известному как Склиф.
Тверской бульвар после пожара 1812 года воссоздали за десять лет. На известном рисунке художника А.Кадоля он выглядит в 1825 году ухоженным, без следов разрушений, в одном стиле.
Не знаю, есть ли в мире страна, где бы крупнейший собор столицы, посвященный победе исторического значения, взорвали?
Минуло двести лет с тех пор, как в Москву, после Бородинской битвы, вошла “великая армия” французского императора. Ему казалось — еще один триумф. Среди названий побед на Триумфальной арке в Париже есть “Москва”. Но она встретила Наполеона не с ключами от города, а огнем, развеяв с дымом мечту о покорении России и мировом господстве. Лорду Байрону пожар казался концом света.
В Москве при советской власти доходные дома часто надстраивали. Так, перед войной появился на Тверском бульваре, 17, восьмой этаж, его выдает упрощенный декор. По сведениям знатока города Д.И.Бондаренко, в доме жили актеры соседнего Камерного театра Юлий Хмельницкий и Николай Чаплыгин, Михаил Жаров, комбриг Сергей Абрамович, Валентин Трифонов, революционер и один из организаторов Красной Армии. Кто они, эти люди, удостоенные почетных званий и наград, высоких постов?
Бывшее владение князей Волконских на Тверском бульваре, 17, в первой половине XIX века принадлежало майору Казимиру Ивановичу Осташевскому. В молодости, поручиком лейб-гвардии гренадерского полка, он участвовал в войне 1812 года. Больше, чем о нем, сохранилось сведений о его общественном саде.
Если когда-либо на Тверском бульваре, 17, строению во дворе под номером 4 на стене, подпираемой контрфорсами, вернут былой вид и осанку, то город получит замечательный памятник трех веков. В XVII веке появилась каменная палата в Бронной слободе, где жили оружейники.
Последними владельцами трех усадеб на Тверском бульваре, 13, 15, 17, был один из самых известных и до разорения самый богатый банкир России тайный советник Лазарь Соломонович Поляков и два его банка.
Главный столичный городской праздник традиционно отмечается не только концертами и гуляньями, но и открытиями новых школ, детсадов, торгово-офисных комплексов. Так будет и в 2011-м. Но самые интересные стройки и открытия у Москвы еще впереди. Об этом “МК” беседует с первым заместителем мэра Москвы Владимиром Ресиным.
В каждом доме центра Москвы, на Тверском бульваре, 9, в частности, после 1917 года поменялся состав жильцов, утративших положение и средства к существованию. Одни от греха подальше сами удалились, кто за границу, кто в провинцию. Других уплотнили или выселили. Опустевшие квартиры занимали “ответственные работники”.
В особняке на Тверском бульваре, 11, при жизни Ермоловой подруга ее дочери, правнучка великого Щепкина, бывала неоднократно, а при советской власти жила до конца дней. Она слышала последний вздох Марии Николаевны.
На снимке, подаренном основателю театрального музея Бахрушину, Мария Ермолова написала: “…Слава актера — дым, после его смерти ничего не остается, и память о нем исчезает”. Да, о сиявшей на рубеже ХIХ—ХХ веков галактике звезд не забывают разве что историки театра и кино.
На Тверском бульваре, 15, два особняка с балконами похожи друг на друга архитектурой. Так они выглядели во времена Пушкина. За это надо сказать спасибо советским реставраторам. Ампирные создания в XIX веке неоднократно подвергались переделкам...
Если послушать и почитать, что говорят и пишут о бывшей усадьбе на Большой Никитской улице, принадлежавшей до революции княгине Евгении Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой, то можно подумать, что на наших глазах происходит преступление.
Когда годовщину своего образования отмечало государсво Израиль, 18 мая обозреватель “МК” встретился с израильским послом в Москве г-жой Доррит Голендер, чтобы поговорить об отношениях наших стран, о перспективах ближневосточного урегулирования и немножко о личном.
На Тверском бульваре все дома — без преувеличения памятники, будь то появившиеся до пожара 1812 года, будь то построенные при советской власти. Памятники, если не архитектуры, то истории, это точно.
Приехав в Москву в 27 лет с двумя дипломами о высшем образовании, бездомный режиссер саратовского детского театра Абрам Роом нашел пристанище в меблированных комнатах на Тверском бульваре, 7.
Крайний дом на углу Тверского бульвара, 7, не всегда был такой высоты и в такой декорации. Четвертый этаж и фасад в стиле эклектика относятся к 1893 году. Этажом ниже дом появился по проекту Василия Загорского раньше на одиннадцать лет.