Никита Карцев
Публикаций: 1184
Специальный корреспондент (Отдел кино и телевидения)
Несмотря на мегаломанский замах: фестиваль и документального, и игрового, и анимационного кино — «Послание к человеку» продолжает делать упор на тот жанр, который в литературе носит название нон-фикшн. И эта последовательность приносит свои плоды. Кажется, уже давно старейший петербургский кинофестиваль не подходил так близко к самой сути времени, как в этом году.
Накануне завершил работу 25-й кинофестиваль «Послание к человеку» — самый крупный и долговечный кинофорум в Петербурге. Главным событием фестиваля стала российская премьера нового фильма Александра Сокурова «Франкофония», участника основного конкурса Венецианского кинофестиваля.
1 октября исполняется 40 лет Чулпан Хаматовой. Актрисе, которая не только попала в нерв времени, а сама стала его нервом. Через нее нам передается не только радость, но и боль. Причем и то и другое — необходимые условия, чтобы чувствовать себя живыми. Когда мы обнаружили, что Чулпан Хаматова — это всерьез?
Накануне в МХТ имени Чехова стартовала уникальная акция «Чехов жив» — 24-часовой онлайн-марафон по чтению произведений одного из главных российских классиков, которое будет транслироваться в прямом эфире прямо в YouTube. Открывал акцию художественный руководитель театра Олег Табаков.
Видимо, эта присказка пристала к Довлатовскому фестивалю надолго. Теперь «Заповедник» (фестиваль, проходящий в Пскове и в Пушкинских горах, где была написана одноименная книга Сергея Довлатова) неизбежно вспоминают в контексте председателя его оргкомитета — губернатора Андрея Турчака, фигурирующего в показаниях лиц, обвиняемых в покушении на журналиста Олега Кашина. Однако в программе этого года можно было обнаружить и другие, вечные сюжеты.
«Солнечный удар» Никиты Михалкова выбран от России на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Теперь к 1 октября со своим выбором должны будут определиться остальные страны, претендующие на получение премии, после чего будет опубликован полный список претендентов.
«МК» уже сообщил о небольшом конфликте вокруг фестиваля памяти писателя Сергея Довлатова, проходящего в Псковской области. Ряд медийных персон отказались от участия в мероприятии, ссылаясь на то, что губернатор региона Андрей Турчак оказался замешан в истории с избиением журналиста Олега Кашина. Свою позицию «МК» высказал генеральный продюсер фестиваля Сергея Довлатова «Заповедник» Алексей Боков.
Одна из старейших киностудий — студия имени Горького — весь этот год отмечает свое столетие. Так, в среду, 16 сентября во дворе студии откроется Аллея звезд, посвященная режиссерам, которые начинали здесь свою работу в разное время: от начала прошлого века до наших дней.
Аня Чиповская как настоящая актриса готова примерить на себя все роли. И божьего одуванчика с химфака в «Оттепели» Валерия Тодоровского, и начинающей кинозвезды со всеми замашками профессиональной стервы — там же. И дерзкой героини глянца. И даже скромной участницы жюри под руководством классика мирового кино Мохсена Махмальбафа — как это произошло недавно на Сахалине, на фестивале «Край света».
Писатель и критик Дмитрий Быков спровоцировал бурную дискуссию, которую в Сети окрестили «Довлатов-гейт». Поводом послужила его авторская колонка в журнале «Русский пионер», приуроченная к дню рождения Сергея Довлатова. В ней Быков выступил с умеренной критикой самого Довлатова и довольно резкой — его многочисленных поклонников. Те в свою очередь ответили ему еще более резкой отповедью в интернете. «МК» позвонил автору скандальной колонки, чтобы услышать его точку зрения.
В официальной программе Дня города в этом году есть как минимум один необычный пункт: 5 сентября в «Летнем «Пионере» в Парке Горького состоится бесплатный показ фильма Джонни О'Райлли «Москва никогда не спит». В главных ролях: Михаил Ефремов, Алексей Серебряков, Евгения Брик, Олег Долин. Причем как на экране, так и вокруг будут отмечать один и тот же праздник: день рождения Москвы. По сюжету события фильма развиваются именно в Парке Горького и как раз в день города.
На 77-ом году жизни в Лос-Анджелесе скончался режиссер хоррор-фильмов Уэс Крэйвен. Он мужественно сражался с раком мозга.
Кира Муратова — один из самых значительных режиссеров нашего времени — больше не снимает кино. Для автора таких шедевров, как «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Астенический синдром», подобное решение сродни самоотречению. Для всех остальных — невосполнимая потеря. Весь ее огромный и парадоксальный ум отныне направлен не на созидание, а на созерцание.
Завершил свою работу Сахалинский международный кинофестиваль, проходящий в этом году в пятый раз. Он носит название «Край света», но стоит хотя бы однажды очутиться на острове в дни киносмотра, чтобы понять: центр мира как раз здесь. Это все остальное находится на периферии.
Леонид Ярмольник решил шагнуть на темную сторону силы. Но только для того, чтобы навести там порядок. Его новая роль — майор Гамаюн, который борется с вампирами, оборотнями и прочими вурдалаками в фантастическом фильме литовского режиссера Эмилиса Веливиса «Крылья». «МК» встретился с Леонидом Исааковичем на съемочной площадке, чтобы поговорить о добре и зле, деспотах-режиссерах и открытых ими звездах, а также о самых обычных героях, которые окружают нас каждый день.
Прав был классик: умом Россию не понять. Чем дальше, тем реже окружающие нас события подчиняются упрямой логике. Ни будущее, ни настоящее уже не в состоянии объяснить ни политики, ни политологи. А значит, самое время взяться за дело специалистам по тайнам, лжи, мистике и всему потустороннему. Другими словами, пора включать «ТВ-3».
Накануне в Изборске, одном из старейших русских городов, расположенном в Псковской области, состоялся последний съемочный день нового фильма Дмитрия Месхиева («Батальонъ») по мотивам историческо-приключенческого романа Владимира Мединского «Стена». Для реконструкции событий Смутного времени кинематографисты использовали стены знаменитой Изборской крепости.
Алексей Мизгирев, известный в первую очередь яркими авторскими фильмами («Конвой», «Бубен, барабан», «Кремень»), приступил к съемкам большого исторического кино «Дуэлянт». Главный герой — униженный и разжалованный офицер Яковлев в исполнении Петра Федорова — за деньги участвует в чужих дуэлях. Но сам он движим не столько желанием заработать, сколько отомстить и вернуть свою честь.
После того, как Михаил Саакашвили занял пост губернатора Одесской области, его персона снова стала активной частью русского информационного поля. Причем каждый раз его появление сопровождается все более громкими скандалами. На этот раз поводом для раскатов грома в головах отдельных депутатов Госдумы РФ стала совместная фотография Саакашвили и Бориса Гребенщикова.
Накануне в СМИ появилось сообщение о том, что Эльдар Рязанов был госпитализирован в центр имени Бакулева с инфарктом. Но позже родные режиссера опровергли информацию о тяжелом диагнозе. При этом, как рассказала супруга Эльдара Александровича, Эмма Валерьяновна, он и правда пока находится под наблюдением врачей в больнице.
Не успел открыться Одесский международный кинофестиваль, как уже состоялось его главное событие — показ выдающегося фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» под открытым небом, то есть на ступенях Потемкинской лестницы. Подобные показы проходят все шесть лет существования фестиваля, но на этот раз немым кадрам аккомпанировали не одесские музыканты, а британский оркестр Майкла Наймана — композитора с мировым именем.
Международный кинофестиваль в Одессе имеет ряд преимуществ перед всеми остальными. В первую очередь — саму Одессу. В город, в котором снимали Эйзенштейн и Довженко и в котором до сих пор живет Кира Муратова, приезжают по первому зову. В программе этого года — мастер-класс Даррена Аранофски, грандиозный показ отреставрированной версии «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова прямо на Потемкинской лестнице, да еще и в сопровождении оркестра Майкла Наймана. И, конечно, фильмы — много фильмов.
Это случилось с разницей в неделю: в третьем чтении был принят закон о «праве на забвение» в Интернете. И до российского проката добрался хоррор продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссера Лео Габриадзе «Убрать из друзей», в котором дух умершей девушки Лоры оборачивается компьютерным вирусом и выплескивает смертельную обиду на бывших друзей, пытаясь выпытать из них информацию о том, кто же выложил в Сеть видео с Лорой, которое и довело ее до самоубийства.
Если и есть у России национальная идея, то искать ее нужно не в призывах к агрессии и изоляции от всего мира, а за шумными застольями. Причем по любому поводу — будь то свадьба или похороны. Лучше всех это почувствовал режиссер Жора Крыжовников, свидетельством чему стали две части суперуспешной комедии «Горько!». А накануне в Подмосковье завершился летний блок съемок его третьего фильма — «Самый лучший день». И снова про широкую русскую душу, то есть про караоке.
Госдума приняла в третьем чтении так называемый «закон о забвении», который позволит пользователям интернета требовать от поисковых сервисов прекратить выдачу ссылок с информацией о себе старше трех лет, если она за это время получила статус «неактуальной», то есть «утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя».
Последний год документалист Виталий Манский ведет жесткую полемику с Российским государством. И оно отвечает ему взаимностью. Так, единоличным решением Владимира Мединского ни один проект Манского, включая национальную премию «Лавр», отныне не поддерживается государством. В итоге режиссер вовсе покинул страну, обосновавшись в Латвии. Как он говорит — временно.
«Головоломка» — новый мультфильм Питера Доктера (премия «Оскар» за фильм «Вверх»), главные герои которого — эмоции, живущие в голове 11-летней девочки Райли. Вместе с родителями она переезжает из Миннесоты в Сан-Франциско. Перемены во внешнем мире накладываются на серьезный слом в мире внутреннем. Райли замыкается в себе. С точки зрения родителей — совершенно беспричинно. Но в это время в голове подростка происходит настоящая катастрофа.
Московский международный кинофестиваль — редкая аномалия, достойная умов и трудов масштаба Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда. За неимением ни того, ни другого нам остается только прибегнуть к сухому перечислению уникальных возможностей, которые нынешний ММКФ сначала предоставил своим зрителям, а потом сам же и упустил. Главная из них — выдающийся фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», на который жюри фестиваля демонстративно не обратило никакого внимания.
Кто только не заботился о судьбе российского кино за последние годы! Ряды сочувствующих пополнил и Медведев. Премьер предложил свой способ спасения: «Нам надо просто посмотреть на систему налогообложения, в том числе по билетам. Можно где-то ее сохранить, а где-то, может быть, ее изменить». Инициативу мгновенно подхватил Минкульт, что неудивительно: Мединский уже не раз высказывался в том смысле, что нечего нашей налоговой системе «дотировать Голливуд»...
Каждый год Московский кинофестиваль представляет краткий дайджест самых актуальных фильмов сезона. Правда, не в главном конкурсе, а в многочисленных параллельных программах. Но изредка что-то значительное рождается прямо на ММКФ. Как правило, это касается фильмов российских режиссеров, которым по тем или иным причинам не удалось попасть в конкурс крупных зарубежных фестивалей. Откровение этого года — драма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр».