Московское такси заработало по новым правилам: водители-одиночки уходят

«Получается что-то наподобие советских таксопарков, только теперь они частные»

С 14 августа работать в такси — том, которое с шашечками и через приложения-агрегаторы, — водители могут только при наличии учетной записи в особом реестре, отслеживающем нарушения ПДД и график труда и отдыха. Департамент транспорта информирует, что уже 80 тысяч московских таксистов в системе зарегистрированы. «МК» узнал, для чего потребовалось такое нововведение.

«Получается что-то наподобие советских таксопарков, только теперь они частные»

Новый реестр звучит романтично: КИС «АРТ». Но ни к поцелуям, ни к искусству эта аббревиатура отношения не имеет. Она расшифровывается так: комплексная информационная система «Аналитика работы такси». Заявленные функции: отслеживать, чтобы заказы не получали люди с недостаточным стажем вождения, злостные нарушители ПДД, а также мониторить режим труда и отдыха. Нет, к 8-часовым рабочим сменам водителей не «приговорили» — можно без перерыва просидеть за баранкой и 12 часов. Но вот больше 40 часов за рулем в неделю — уже незаконно.

Новая система, как рассчитывают в транспортном ведомстве, значительно сократит число ДТП с участием такси. А главное (собственно, в этом и суть КИС «АРТ») — в том, что вещи, которые раньше контролировали юрлица-перевозчики (от крупных таксопарков до ИП), теперь отслеживает напрямую государство. Речь и о стаже работы, и о происхождении водительского удостоверения (допускаются права РФ и других стран, где русский язык государственный), и о нарушениях, и о режиме труда и отдыха. Ни агрегаторам, ни перевозчикам отныне не доверяют.

— Пока особенно ничего для меня не поменялось, — рассказывает водитель Алексей Белов, работающий как индивидуальный предприниматель. — Я потратил целый день на изучение этого сайта, не с первого раза, но зарегистрировался как таксист. Работа идет так же, как шла, пока ни вверх, ни вниз тарифы не полезли, но ведь будни еще и не начинались. Знаю, что не всем пока удалось завести себе там учетные записи.

— У меня так и не получилось зайти на портал КИС «АРТ», — рассказал профессиональный водитель Игорь Зайцев, недавно перешедший из такси в другие виды перевозок, но сохраняющий таксомоторную лицензию. — Система просто вышвыривает меня, хотя запись на Госуслугах у меня полная и подтвержденная. Пишет: неизвестная ошибка, и все. Авторизоваться не получается. Можно попробовать создать отдельную учетку для таксомоторного реестра, но, честно говоря, мне лень — в такси пока работать не планирую.

Подтвердить, что система «висит» на самых первых подступах к реестру, может и автор этих строк: зарегистрироваться в информационной системе, даже имея полную запись на Госуслугах, 14 и 15 августа оказалось невозможно. Впрочем, крупные перевозчики своим сотрудникам уже несколько недель помогают «обрести» заветную учетную запись. А вот независимым «пиратам шашечек» остается рассчитывать только на себя.

По словам Зайцева, в среде таксистов ходят слухи, что именно на это и была рассчитана система. «Крупняк остается, получается что-то наподобие советских таксопарков, только теперь они частные, — рассуждает водитель. — А все мелкие уходят, просто потому что не могут или не хотят проходить эту самую регистрацию. Я, в общем-то, потому и ушел из такси в начале этого года. Снова в советскую систему идти желания нет».

Дальнейшее развитие ситуации может быть следующим: рынок пассажирских перевозок легковым транспортом вновь поделится на белый (такси через приложение) и серый («бомбилы» нового поколения). Последние будут лишены преимуществ, которые в Москве положены таксистам (это специализированные парковки, которые, правда, есть далеко не везде, и проезд по выделенным полосам для общественного транспорта). Зато они смогут остаться вне «радаров» системы; как обойти «цифровой тахограф», отслеживающий режим труда и отдыха, пока не придумали.

— Слышал, что ребята пробовали заводить по две-три учетных записи, но это, естественно, не прокатило, — рассказывает экс-таксист Игорь Зайцев.

— Сделать две учетные записи действительно невозможно, — сообщили «МК» в компании — разработчике информсистемы. — Даже если бы удалось получить две учетки в одни руки (например, у вас есть брат-близнец, документами которого вы можете пользоваться), система анализирует водительский «почерк» и помечает нескольких водителей на одном автомобиле с близким стилем вождения как подозрительную ситуацию. Таких случаев не может быть много, поэтому проверка будет проводиться незамедлительно.

Учетная запись в КИС «АРТ» дает доступ только к приложениям — ее отсутствие не лишает водителя лицензии на пассажирские перевозки. Вот только ехать по «выделенкам», похоже, уже не получится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28602 от 16 августа 2021

Заголовок в газете: Такси не всегда везет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру