«Покупают втридорога»: в российских автосалонах рассказали об ажиотаже

«Фиксировать цены мы уже не в состоянии»

Автомобильный рынок в России претерпевает те же трудности, что и все остальные: машины дорожают из-за курса рубля, ряд брендов объявил об уходе с российского рынка, а логистические передряги сделали поставки нерегулярными. Единственное отличие — в том, что покупка автомобиля дело длительное, как и сроки ее планирования. Поэтому наиболее дальновидные из обеспеченных россиян свои авто обновили еще в прошлом году. Чем встречают автосалоны тех, кто не успел — узнал корреспондент «МК».

«Фиксировать цены мы уже не в состоянии»

Салон, торгующий автомобилями японской марки, в Химках. Всего месяц назад тут были толпы: люди «штурмовали» менеджеров, скупая автомобили новогодней поставки (и 2021 года выпуска с небольшой скидкой). Это было, и это закончилось: в салоне из пяти парковочных мест занято всего одно. Автомобиль, год назад стоивший 2,5 млн рублей, а в новогодней поставке — 3 с небольшим миллиона, сейчас приближается по цене к 4 млн.

— Клиентов в салоне нет, но это понятно: людям надо адаптироваться к новым ценам, — рассказывает Иван, менеджер магазина. — Но звонки идут постоянно: люди пытаются прицениться, узнать, на сколько все подорожало и будет ли следующая поставка. Я отвечаю честно: не знаю, какие будут цены, не знаю, когда будет поставка. Проблемы с отгрузками морем. К тому же кто его знает, не объявит ли Япония нам такие же санкции, как Евросоюз.

По словам менеджера, сейчас в их салон звонят потенциальные покупатели, которые еще недавно рассчитывали на более премиальную марку — например хотели купить машину из «большой немецкой тройки» либо вовсе американский внедорожник. И просят поставить их в лист ожидания к следующей поставки: люкс они уже не могу себе позволить, но и просто добротный «японец» в такой ситуации сойдет.

— Допустим, они имеют, в нынешних ценах, пять миллионов — и думают, «засолить» их в долларах или потратить сейчас, — рассказывает Иван. — Если бы автомобили были в наличии, они могли бы просто купить их, но пока ставим в лист ожидания. И частным образом я советую людям таки «переложиться» в валюту, иначе кто его знает, где окажется рубль, когда будет новый привоз. Фиксировать цены мы уже не в состоянии. Если сейчас продадим автомобиль за 3 млн, потом мы не сможем выкупить новые машины по цене в 4 — такая арифметика.

...Премиальный автосалон в Крылатском. Здесь продаются те самые немецкие премиум-машины — пока еще продаются, потому что новых уже точно в обозримом будущем не предвидится. Цены — то, что называется «космос»: крутая комплектация большого внедорожника перевалила за 55 млн рублей! На вопрос — покупают ли? — менеджеры отвечают утвердительно. А как же — новых-то не будет.

— В отсутствие поставок мы намерены продолжить работу в области постпродажного обслуживания, а также купли-продажи подержанных автомобилей премиум-класса, — рассказали «МК» в одном из крупных дилеров немецких автомобилей. — Мы российское юридическое лицо, обязательства уйти с рынка вместе с представительством марки у нас нет.

Опыт смены ассортимента без смены бренда у многих автосалонов есть: в середине 2000-х годов, например, многие столичные дилеры переходили от продажи и обслуживания «нашемарок» на иномарки хотя бы «народных» — корейских и европейских — брендов. Да и сейчас крупные дилеры обычно имеют в портфелях не одну, а несколько марок — одна из них чаще всего корейская или китайская, для «народности». Это следствие высоких цен на традиционные марки автомобилей — но сейчас это может помочь выжить дилерским центрам.

Итак, как ни странно, продавцы новых авто достаточно спокойны (в отличие от покупателей — но тут уж кто не успел, тот опоздал). А вот на рынке запчастей и того самого дилерского сервиса — переполох и переписывание ценников а ля начала 90-х годов. «Моторчик печки мне поменяли за 27 тысяч рублей, — рассказывает владелец легкого грузовика европейской марки Максим. — Плюс к тому заставили установить новый воздухозаборник, который-де лучше защищает мотор от воды и рекомендован к обязательной установке, а без него нет гарантии на мотор. Это еще 7 тысяч. Работа, правда, стоила дешево — 1 тысячу, но в целом получилось 35 за один моторчик печки.

— Да, на запчасти цены сейчас растут сильно, но есть мнение, что это всё на месяц, потом всё вернётся на свои места, — отмечает владелец автосервиса Сурен Баблоян. — Спекуляция. Но все, конечно, зависит от курса рубля, если он опустится ниже 100 рублей, одно дело, а если продолжит расти или останется на нынешнем уровне — никакого «отскока» не будет.

Спекуляция затронула и смазочные материалы (например, масло немецкой марки, стоившее недавно 3800 рублей за канистру, сейчас стоит уже почти 5000, и цена выросла буквально за один день). Нервничают и поставщики вполне отечественных запчастей — скажем, цены на двери для обычной «Нивы» взлетели за неделю на 5000 рублей. Мораль, кажется, такова: время лихорадочно запасаться закончилось. Нужно соблюдать спокойствие, беречь то, чем владеешь на данный момент — и ждать новой балансировки цен, которой не может не случиться уже через несколько месяцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру