"Опошлинные" иномарки стали не по карману

Осталось продержаться 9 месяцев

13 января 2009 в 18:45, просмотров: 701

Российское правительство одним-единственным решением практическо убрало очереди на российской границе. Это раньше в новостях на телеканалах неизменно присутствовал сюжет о многокилометровых автомобильных пробках на въездах в нашу страну. Теперь таможня и пограничники скучают и зевают: вступившие в силу пошлины на ввоз в страну подержаных иномарок сделали этот бизнес неконкурентоспособным. По крайней мере, до осени. Перегонщики уже окрестили 12 января 2009-го своим «черным понедельником».

Временный характер принятой меры (согласно подписанному Путиным постановлению Правительства новые пошлины вводятся сроком на 9 месяцев) как ничто другое указывает на протекционистский характер принятой меры. Протекционизм, в первую очередь, по отношению к продукции отечественного автопрома, к которому теперь относят и собранные на територии страны иномарки. Чтобы их продукция в условиях кризиса была более конкурентоспособной. Впрочем, вряд ли стоит лукавить. Сборочные производства иномарок высокотехнологичны, на них создано относительно немного рабочих мест. Основная забота проявлена об «АвтоВАЗе», «ГАЗе» и немногих оставшихся традиционно отечественных автопроизводителях.

“Отечественные иномарки» в такой помщи вряд ли нуждаются. Что доказывает хотя бы тот факт, что, к примеру, ряд таких заводов (GM в Петербурге, Renault — Автофрамос в Москве и Volkswagen в Калуге) уже возобновили свою работу после рождественских каникул. В отличие от российских автогигантов и производст меньшего масштаба.

Дела у производителя «Калины» и «Приоры» явно обстоят не слишком весело. В 2007 году АвтоВАЗ произвел почти 736 тысяч автомобилей, из которых было продано свыше 661 тысячи. В планах на 2008-й был запланирован выпуск свыше 1 млн. штук. Сколько там «Лад» было произведено, на самом деле не так уж и важно, главное, что продажи по сравнению с 2007-м упали на 6% — до немногим более 622 тысяч авто. Совершенно понятно, что правительство не может допустить дальнейшего скольжения автогиганта вниз после того, как бразды правления перешли в руки госкорпорации «Ростехнологии».

Декларированная правительством забота о том, чтобы дальневосточники покупали российские авто по примелемым ценам, вяд ли воплотится в реальность. Хотя бы по той причине, что продавать и обслуживать российские автомобили там просто некому. Вся инфраструктура выстроена под «японок». «Жигули» там некому ни продавать, ни ремонтировать. А последнее, учитывая качество производимых нашим автопромом товаров, один из ключевых моментов. Что уж там говорить, если даже на разгон первой акции протеста во Владивостоке милиция приезжала на праворульных джипах. Строить новые дилерские центры в условиях неочевидного спроса и явного кризиса ни одна здравомыслящая компания не станет. Так что, не говоря уже о весьтма проблематичной выгоде для отечественной промышленности от принятого решения и о падении таможенных сборов в регионе (а значит, и о снижении собираемости денег в бюджет), очень похоже, что правительство породило новый клубок проблем. Да и перед остальным миром как-то неудобно получается. На встрече мировых лидеров, посвященной проблеме преодоления кризиса, было принято решение, что никто не будет заниматься протекционистскими действиями в отношении собственных экономик. И наш президент, бывший там, протв этого не возражал.

Одна надежда. Что пошлины ввендены всего на 9 месяцев. Как-нибудь перелетуем.

Александр ГРИШИН.

Эксперты «МК»:

Михаил КУЛЯБИН, президент общественной организации "Некоммерческое партнерство "Независимые импортеры":

— Рост цен на иномарки будет пропорционален росту таможенных пошлин — на 10-30%. Однако мера не приведет к оздоровлению отечественного автопрома, а создаст лишь условия для повышения цен на наши автомобили. В течение года они вырастут на размер введенных пошлин. И тогда возобновится импорт иномарок — в первую очередь, подержанных. Так что конечная цель, которую преследовало правительство, не будет достигнута. Россияне продолжат покупать б\у иномарки, только вынуждены будут мириться с переписанными ценниками.

Анатолий СЕМЕНОВ, советник председателя подкомитета по экономике и инновациям Комитета Госдумы по культуре:

— Все государства, которые реально хотели развивать свой автопром, повышали пошлины. Вот, например, Китай, который быстро поднял эту отрасль и торгует автомобилями сам. Там пошлины на иномарки в среднем подросли на 60%. Так что, казалось бы, мера правильная и должна сработать. Однако есть много «но». Наш автопром живет не в вакууме. Помимо пошлин есть еще и налоги, которые в том же Китае опустили ниже некуда. Вся провинция, в которой концентрируется китайский автопром, была объявлена свободной зоной. И это еще не все: наш автопром несет куда большие затраты на энергоресурсы. Безусловно, «на радостях» всплеск отечественного автопрома на первых порах произойдет, и его продукция пойдет дорожать. Но это всплеск быстро стухнет из-за отсутствия спроса со стороны населения вследствие кризиса.

Что касается иномарок, глобального роста цен не будет. Некоторые эксперты предрекают подорожание аж на 50% и более – это преувеличение. Между прочим, цены на иномарки уже сейчас выросли – до 15%. Произошло это не только из-за введения пошлин но и из-за ослабления курса рубля к основным мировым валютам. Подорожали ведь и иномарки российской сборки.

Справка «МК»: По прогнозам Минпромторга, отечественные машины потеряют 90 тысяч штук продаж (до 630 тысяч автомобилей), иномарки, собранные в России, — 75 тысяч (до 515 тысяч). Продажи же импортируемых автомобилей могут снизиться вдвое: до 747 тысяч автомобилей.

По прогнозам ИК "Финам", на 60% упадут продажи импортных подержанных автомобилей. При том, что прямой импорт новых иномарок может упасть на 40%. Что же касается производства иномарок в России, то оно упадет лишь на 20. Это связано с поддержкой государством кредитования покупки "народных" автомобилей до 350 тыс. рублей. Самая незавидная судьба ожидает иномарки старше 5 лет, которые теперь официально считаются подержанными. Такие авто составляют 20% от общего количества всех импортируемых иномарок.

Татьяна ЗАМАХИНА.

Чтобы узнать, какова ситуация с подержанными иномарками в разных регионах, корреспонденты «МК» отправились в салоны и на авторынки.

До весны рост цен будет плавным

Автосалон, специализирующийся на продажах иномарок с пробегом на окраине российской столицы. Менеджер Кирилл возглавляет отдел продаж. О предполагаемом взлете цен он рассуждает спокойно.

— У меня всего два частника, продающих иномарки, пригнанные своим ходом. Ну они после Нового года и подняли цены. Это по большей части джипы средней ценовой категории. В районе полумиллиона рублей. Набросили где-то тысяч по 50. Я считаю, что зря. Подержанных машин в данный момент в России избыток. Пока его не продадут, поднимать цену частникам смысла не имеет. Просто покупатель найдет более выгодное предложение. Купит иномарку, ввезенную до повышения пошлин. Ну и пусть она будет с пробегом по России. Уверен, что подъем цен будет осуществляться постепенно.

Такогого же мнения придерживается и Сергей, продающий подержанные иномарки на Варшавском шоссе.

— После Нового года продажи минимальные на все виды автопредложений. Люди еще не очухались, а тут и кризис впридачу. Выжидают. И не забудьте, что ожидается выброс на рынок автомобилей, предлагаемых банками. Многие люди ведь взяли автокредит, но не смогли его оплачивать. Банки, само собой, отзовут эти машины и станут продавать. А значит предложение еще вырастет. Так что рост цен будет плавным, в течении всей весны, как минимум.

Слова продавцов лучше всего комментируют ряды подержанных иномарок, выстроившиеся возле каждого автосалона. Машины есть, а вот с покупателями проблема.

Дмитрий КАФАНОВ, Москва

Растаможенные по страым правилам авто выросли в цене на 100 тысяч

С понедельника многие россияне, живущие вдалеке от центра страны, распрощались с надеждой на собственный автомобиль. В первый день действия повышенных пошлин на ввоз иномарок подержанные «японки» и «корейцы» на авторынках Дальнего Востока стоили уже на 20-30% больше, чем еще пару месяцев назад. И порой ценообразование на явно ввезенные даже по старым пошлинам машины не поддается никакой логике.

Например, в «тупиковом» дальневосточном Петропавловске-Камчатском, в который автомобили завозят исключительно для внутреннего пользования, странности с ценами начали твориться недели за две до Нового года. Машины на авторынках стабильно дорожали на 5 тыс. руб. в день. Не помогло и то, что у местных таможенников было куда меньше новогодних выходных, чем у остальных россиян — все пришедшие до 12 января из Японии сухогрузы с машинами успели «растаможить» по старым расценкам. Поэтому копившие на автомобиль камчатцы от отчаяния покупали уже первую приглянувшуюся «узкоглазую ласточку», лишь бы сбережения не обесценились. Те, у кого покупка железного друга стояла в среднесрочных планах, скорее всего теперь будут ходить пешком.

Свою роль сыграло то, что продавцы автомобилей боятся оказаться «в пролете», поэтому цена на «четырехколесный товар» идет с потолка: ввезенных по новым правилам машин на рынке еще нет, сравнивать не с чем. Тем не менее, в одном из автосалонов Петропавловска подержанные легковушки за несколько дней уже подорожали где-то на 100 тыс. руб. За пятнадцатилетние, но вполне «бодрые» иномарки просят в среднем на 20 тыс. руб. больше, чем еще в ноябре. А посленовогодний спрос явно упал – те, кто хотел поторопиться, сделал это до Нового года, те, кто не смог – пока выжидают.

Учитывая, что субсидировать морские перевозки отечественных автомобилей, в отличие от железнодорожных, правительство не подписывалось, даже условной альтернативы подорожавшим «японкам» на той же Камчатке, к которой просто не проложена железная дорога, просто нет.

Елена МИШИНА, Петропавловск-Камчатский

Через месяц цены поднимутся на 50-70%

— На сегодняшний момент автомобили, растаможенные по новым правилам, в широкую продажу ещё не поступили, — рассказал «МК» один из организаторов акций протеста Андрей Дуденок из Хабаровска. — Но уже сейчас дилеры взвинтили цены процентов на 20. Примерно через месяц цена повысится на 50-70%. Это станет настоящей катастрофой для экономики Дальнего Востока. Дохода, работы лишатся десятки тысяч людей. Ближайшая всероссийская акция протеста в связи с этим назначена на 1 февраля. Сначала люди выходили под чисто социальными требованиями, но затем стали выдвигать политические лозунги вплоть до требования отставки правительства. Постепенно происходит консолидация автомобилистов с другими социальными группами. Перспективы предстоящей 1 февраля акции пока предсказать трудно. Есть две основных тенденции. С одной стороны, люди всё больше узнают о нашем движении, посещаемость наших сайтов в интернете постоянно растёт, мы слышим слова поддержки со всех концов страны. С другой стороны, россияне увидели как власть обращается с несогласными. Репрессии, задержания, произошедшие на прежних акциях, отпугнули народ. Лично меня пытались уволить с работы: УВД Хабаровского края провело соответствующую беседу с директором моей фирмы. Надеюсь, что страх перед репрессивным аппаратом власти отойдёт на второй план, потому что иначе многим и многим людям попросту придётся положить зубы на полку в самое ближайшее время.

Игорь КАРМАЗИН.

Туда “Лады” — оттуда люди

Фактически проблема значительно шире, нежели озвучивается руководством страны. Речь идет не только о легковых автомобилях (которые можно считать роскошью по сравнению с изделиями «АвтоВАЗа», тянущими только на средство передвижения), но и о десятках тысяч единиц автотранспорта, сельскохозяйственной и строительной техники при помощи которых работает весь без исключения малый и средний бизнес в регионах Дальнего Востока, в Забайкалье и Восточной Сибири. А также о существовании целой отрасли импорта и обслуживания этой техники, сложившейся за два десятилетия.

Что же выиграло правительство России и страна в целом от такого решения? Над этим на Дальнем Востоке недоумевают все: от автодилеров (самых «пострадавших»), до таможенников (которые официально «поддерживают и одобряют», но в неофициальных беседах предрекают снижение таможенных платежей в бюджет). Политические лидеры Приморского края и Владивостока сперва отметились с заявлениями, что «донесли проблему до правительства и ждут ее решения», но после категорических высказываний Путина вспомнили, что молчание — золото. Проблемы, между тем, остались.

В обобщенном виде эти проблемы (сформулированные некоторыми депутатами, учеными-экономистами, социологами, аналитиками Дальневосточного таможенного управления) будут только нарастать:

— В первом квартале текущего года — резкий обвал оборотов нескольких десятков компаний, занятых импортными поставками, таможенным оформлением, логистикой и перепродажей автотранспорта из Японии, сокращение не менее 50% персонала, что составит не менее 4-5 тысяч человек (не считая занятых в этой сфере индивидуальным предпринимательством);

— Во втором-третьем кварталах — дальнейший спад: сокращение фрахта судов, ранее занятых на доставке автотранспорта, запчастей, авторезины и комплектующих из Японии, значительное сокращение грузооборота ряда небольших портов, вплоть до закрытия портпунктов в поселках Зарубино и Посьет (Хасанский район Приморского края), Ольга (Ольгинский район), Каменка и Рудная Пристань (Дальнегорский район), что чревато потерей еще не менее 3 тысяч рабочих мест и общим снижением уровня жизни в ряде районов края и поселках, где портпункты служили градообразующими предприятиями;

В результате стоит ожидать значительный (от 40% и более) спад собираемости таможенных платежей на таможнях ДВТУ, усиление коррупционной составляющей на таможенном оформлении импортируемого автотранспорта, перекос деятельности импортеров в сторону «серых» и «черных» схем, контрабанда, общий износ автопарка малого и среднего бизнеса.

В конце концов, на фоне уже имеющихся проблем дальневосточников с транспортными и энергетическими тарифами повышение пошлин станет в результате еще одним фактором оттока населения из стратегически важного для страны региона.

Виктор БУЛАВИНЦЕВ, Владивосток.



Партнеры