С международного фестиваля — наш обозреватель Марина Райкина.
Я попала на последнее представление компании господина Фабра с трудом — зал лицея Сан-Жозеф, где обычно выступают радикалы от искусства, брали как баррикады. Попали счастливчики, которые в самом начале лениво наблюдали разминку физкультурников в белых трусах. Три особы женского и две мужского пола разминались как перед забегом на хорошую дистанцию: вдох-выдох с сопением — приседание и растяжка. Ну, думаем, щас рванут. Рванули — мало не показалось за два часа. Хотя сразу стало подташнивать.
К спортсменам вышли тепло одетые в вязаный трикотаж люди, и началась коллективная мастурбация одних под присмотром других.
— Ну ты, вшивый патриот, докажи, что ты любишь родину! Что ты для нее сделал?
Спортсмены, извините, дрочат и кончают (разумеется, имитация) по очереди в немыслимых позах под крики “думай об обложке журнала”. Коллектив явно перевыполнял план в кружке “Умелые руки” — 8 минут коллективного оргазма перешли к индивидуальным действиям под рок-музыку и музыку Штрауса.
Мужчина, вставивший себе в задницу двустволку, женщина, кончившая от сумочки “Луи Вуиттон”, трио беременных, рожающих в магазинные тележки бутылки с кетчупом, моющие средства, туалетную бумагу. Бабы тужились и с криками вынимали из разбухших животов что-то из хозяйственно нужного и важного. Славу богу, до миксеров и мясорубок не дошло. Герои заводились от кожаной мебели, дольче-габбаны во всех вариантах и вступали с ними в непозволительную связь.
Общество потребления, которое представил Ян Фабр, в столь безобразно-безбожном виде до сих пор никто так не рискнул показывать. Похоже, мастера радикальных манифестов, спектаклей и перформансов это самое общество так достало, что он пошел вразнос и забыл слова “стеснение”, “приличие” и “табу”. Бесконечные мастурбации всех одновременно и каждого в отдельности, напоказ гениталии — мужские и женские… Но вот когда мужчина вставил свой детородный орган между спиц и он замелькал там со скоростью белочки, зал громко удивился и всерьез запереживал за дальнейшую судьбу артиста. В отличие от сердобольной публики артист и его товарищи по сцене на этот счет не грузились вовсе. Весь свой социальный протест против общества потребления, частью которого они, между прочим, являются, они со страстью вложили в дело. Какая толерантность? Сплошная оргия — праведная и отчаянная.
Не пожалели никого — ни себя, ни общество, ни его выдающихся представителей в лице, например, почившего, но не погребенного, как Ленин, Майкла Джексона. И даже Иисуса Христа, который таскал крест весь спектакль, а ему предлагали использовать его в качестве гитары. Финал прошел под знаком “fuck”. Выстроившись на авансцене, артисты по очереди вслух “отымели” всех — президента Обаму, министра культуры Франции и саму культуру. Французов с их банальным “je t’aime” и даже эскимосов, ни в чем не виноватых. И впервые в истории фестиваля “fuck” послали дирекции фестиваля и, чтобы уж совсем не обидно было, самому господину Фабру. Но это было излишнее кокетство.
“Оргия толерантности”, несмотря на свою гиперскандальность и эпатажность (слово “провокация” в данном случае — детский лепет), сделана честно и даже пытается виртуозно пройти по грани, соединяющей фарс и трагедию. Спектакль уже побил все рекорды по числу отрицательных отзывов — 20 разносных статей и при этом колоссальный успех у публики.
В ноябре “Оргия толерантности” приедет в Москву на фестиваль NET. Интересно, московской дирекции Ян Фабр тоже пообещает “fuck”?
— Фабр пообещал нам специальную программу личного участия в фестивале, — сказала директор NETa Евгения Шерменева.