Страна добровольных переселенцев

Гендиректор Министерства общественной дипломатии и диаспоры Государства Израиль Ронен Плот дал интервью “МК”

Гендиректор Министерства общественной дипломатии и диаспоры Государства Израиль Ронен Плот дал интервью “МК”
Далеко не все наши зарубежные соотечественники готовы возвращаться в Россию — по самым разным причинам. И это, в общем, естественно и понятно: такое решение принимать всегда тяжело. Кто-то боится менять сложившийся жизненный уклад, кого-то смущают трудности на исторической родине. И поэтому надо работать не только с теми представителями диаспоры, которые хотят перебраться в Россию, но и с теми, кто остается за рубежом. Тут крайне полезно обратить внимание на иностранный опыт. Например, на то, как работают с зарубежными диаспорами в Израиле — стране, уже более 60 лет вбирающей в себя соотечественников со всего мира. Недавно в Москве побывал гендиректор Министерства общественной дипломатии и диаспоры Ронен Плот, который рассказал “МК” о деятельности своего ведомства.  

— Еврейская община в России очень сильна. Причем не только в Москве, но и в других российских городах, — говорит г-н Ронен ПЛОТ. — Всего же в мире, по нашим подсчетам, насчитывается около 15 тыс. еврейских общин. Наша основная задача — осуществлять помощь евреям в любых вопросах. Если у кого-то из нашей диаспоры есть проблема, они обращаются к нам, и мы делаем для этих людей все, что в наших силах.  

— Что вы считаете наиболее сложным в вашей работе?  

— Образ Израиля в мире зачастую не соответствует действительности. Ведь по понятным причинам Израиль имеет лишь по одному дипломатическому представительству в государствах мира, тогда как количество посольств арабских стран в различных странах может достигать двадцати пяти. То есть каждый раз, когда мы делаем официальное заявление относительно определенного события, против нас выступают 25 голосов, которые внушают обществу противоположную точку зрения. Понятно, что их голос в такой ситуации звучит намного громче, чем наш.  

— Ваш приезд в Россию связан с проведением в Санкт-Петербурге конференции. Какова ее главная цель?  

— Главная задача — это разъяснение важности консолидации еврейских общин, для того чтобы люди имели доступ к неискаженной информации об Израиле. Кроме того, для нашего министерства немаловажно знать, как живут еврейские общины в России. На основе общения с ними сначала в Москве, потом в Санкт-Петербурге мы сможем сделать выводы о том, чем конкретно мы можем им посодействовать.  

— А какую помощь готово оказывать министерство?  

— Нужно понимать, что общинам не всегда требуется финансовая поддержка. Как правило, мы выступаем в роли связующего звена между различными людьми и еврейскими общинами по всему миру. С нашей помощью люди получают доступ к тем, кто им действительно необходим.  

— После каждой войны Израиль критикуют за “непропорциональный ответ” на военную агрессию со стороны арабских стран. Возможно, создание министерства связано именно с этим?  

— Нет, причина даже не в этом. Хотя относительно критики могу сказать следующее: в новостных материалах, к сожалению, очень часто встречаются специально подготовленные сюжеты, совершенно не соответствующие действительности. Так, например, однажды по ТВ показывали израильского солдата, который якобы наставил автомат на ребенка. Когда наши специалисты взяли эту пленку на анализ, то выяснилось, что солдат целился в одном направлении, а ребенок находился в совершенно другом месте. Это была чистой воды фальсификация, целью которой была дискредитация образа израильской армии. Так, к сожалению, происходит довольно часто. И мы просто не успеваем все это отлавливать. Ведь помимо традиционных СМИ большую силу набирает Интернет, уследить за обменом информации в котором просто невозможно. Но мы стараемся делать это по максимуму.  

— Не секрет, что во всем мире живет больше евреев, чем в Израиле. Ваше государство по-прежнему видит своей главной целью их репатриацию?  

— Важны и те, кто живет внутри страны, и те, кто решил для себя обосноваться за ее пределами. Я считаю, что, например, те евреи, которые живут в России, помогают нашим странам жить дружнее. Россия заинтересована в Израиле не менее, чем Израиль в России. И такие внутренние связи, которые обеспечивают евреи, проживающие на территории РФ, помогают нашим странам лучше понимать друг друга, выводят наши отношения на более высокий уровень.  

— Сейчас МИД Израиля возглавляет выходец из бывшего СССР Авигдор Либерман. А какова в целом нынешняя роль наших соотечественников в Израиле?  

— Пока она не настолько значительная, как хотелось бы. Но уже наметилось развитие в этом направлении. Многие из тех, кто приехал в Израиль из стран бывшего СССР в последние годы, заняли высокие позиции. Ранее это было скорее исключением, чем правилом. Но вот уже следующее поколение израильских политиков, скорее всего, будет представлено многими переселенцами из России и других постсоветских республик.  

В целом же хочу отметить, что многие из тех, кто приехал из СССР, уже принесли большую пользу Израилю своим трудом в научной и других важных сферах жизни нашей страны.  

— В Российской Федерации работает программа содействия добровольному переселению соотечественников на родину. А на что могут рассчитывать репатрианты, которые собираются переселиться из какой-либо страны в Израиль?  

— Израиль — это свободная страна. У нас нет такого, что кто-то возьмет человека за руку и определит на какую-то должность. Страна дает возможности, а как ими воспользуется человек — зависит исключительно только от него самого.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"  

Государство Израиль предлагает следующую программу адаптации в стране для лиц, имеющих право на репатриацию, в возрасте от 18 до 55 лет. Участниками этой программы могут стать репатрианты, приезжающие в заранее установленные сроки в определенные районы Израиля. Помощь на аренду квартиры для репатриантов включает субсидии в размере 2000 шекелей в месяц для семьи и 1000 шекелей для одиночки — в течение года. Кроме того, им гарантируется безвозмездная денежная помощь в размере 3400 шекелей на семью и 1800 шекелей одиночке.

Государство также предлагает содействие новым соотечественникам в трудоустройстве. Помимо этого в Израиле действует особая система льгот и поощрений, которая входит в “корзину абсорбции” репатрианта. В частности, налоговая реформа для новых репатриантов позволяет им получить освобождение от уплаты налогов на доходы за рубежом сроком на 10 лет. Освобождению от уплаты налоговых сборов подлежат все категории доходов, в том числе это распространяется на все виды имущества, инвестиции, доходы от реализации и сдачи имущества, находящегося за пределами Израиля. А вернувшимся в Израиль бизнесменам оказывается содействие по переносу их бизнеса из-за рубежа на родину.  

— Раньше переезжающий в Израиль репатриант сталкивался с такой проблемой: человек должен был подтвердить свое образование на иврите, прежде чем ему позволят работать. Как сейчас обстоят дела?  

— Сейчас экзамены на подтверждение диплома можно сдавать и на русском языке. Но это не отменяет изучение иврита. И я считаю, что это хорошо. Для того чтобы человек чувствовал себя свободно в той стране, куда он переезжает, он должен знать язык, на котором там говорят. При этом у нас много двуязычных граждан. Это ни в коей мере не подавляется государством.  

Напротив, я встречаю много людей в магазинах, на улицах, в поликлиниках, которые могут спокойно говорить как на русском, так и на иврите, и это правильно. Я за то, чтобы в России чтились еврейские традиции, а в Израиле — российские.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру