Как Рауль держит руль (ФОТО)

“МК” посмотрел на то, как изменилась Куба после того, как Фидель передал бразды правления брату

На днях главе Кубы Раулю Кастро исполнилось 77 лет. Почтенный возраст не помешал официально занявшему в феврале “капитанский мостик” новому команданте, сразу начать реформы в экономике и даровать кубинцам небольшие свободы. Похоже, что Фидель окончательно уходит в историю… Увидеть его воочию в сентября 2006 года, когда на Остров свободы с официальным визитом прилетел тогдашний премьер РФ Михаил Фрадков, у меня уже не получилось. Однако удалось зацепить тогда взглядом ту, прежнюю Кубу, которой скоро уже не будет. После этого вернуться сюда мне довелось нынешней весной, когда в гаванский порт “Сан-Франциско” в рамках своей кругосветки зашел российский парусник “Паллада”. И грех было не посмотреть, какие изменения произошли с кубинцами со сменой главы государства.

Роковой день команданте

В сентябре 2006-го Фидель с Фрадковым так и не встретился, так как был плох и принимал у себя в больнице только венесуэльского лидера Уго Чавеса. Впрочем, “старик Кастро нас заметил”. Каждый журналист получил от него подарок: пачку сигарилл Cohiba, бутылку трехлетнего рома Gavana Club и маленький конвертик с белоснежной визиткой внутри, с тисненым гербом Кубы и должностью — Presidente del Consejo de Estado y del Gobierno (глава государства и правительства).

Это была еще Куба Фиделя. Он лично не руководил страной каких-то полтора месяца. 26 июля того года, в день национального праздника, команданте в критическом состоянии доставили в больницу. И он временно передал младшему брату полномочия главы государства. Тогда одни кубинцы, для которых Куба и Фидель неразделимы, пребывали в растерянности, не представляя, что же будет со страной. Другие верили, что он непременно поправится, ведь иначе и быть не может! Третьи философствовали. “У нас будет, как с вашим политбюро в 80-х. Пока все не перемрут, ничего не изменится”, — сказал мне тогда кубинец-таксист, закончивший в свое время Московский институт инженеров транспорта. Впрочем, по его же словам, прихода американцев в том виде, в каком он был в других “третьих странах”, народ не хочет: “Важна независимость, достоинство, понимаете?” Кубинцы хоть и живут бедно, но имеют соцгарантии, на улицах почти нет преступности.

За прошедшее время островитяне смирились с уходом команданте. Да и “революционной сознательности” у народа к весне 2008-го явно поубавилось. По крайней мере, у таксистов, чьи настроения, как известно, являются лакмусовой бумажкой общества. На этот раз один из “извозчиков”, недовольный какими-то действиями полиции на дороге, после непереводимого испаноязычного выражения развернул свой драндулет и с издевкой прокричал патрульным: Viva Fidel! Но прозвучало это не как приветствие, а скорее наоборот: “Да пошли вы все на...” Пару лет назад такое было невозможно.

На плашке

Об особенностях испанского языка на Кубе

Куба — единственная страна в Латинской Америке, где экзотический для нас фрукт папайя именуют “фрутобомбой”. Так как на местном сленге “папайя” — можно сказать, матерное слово, означающее… женский половой орган. Еще в советские времена наша соотечественница (из посольских) пошла на местный рынок, купила две фрутобомбы и, взяв их в руки, пошла по улице. Ее остановили двое полицейских, попросивших предъявить документы. Женщина забыла дома паспорт и с обидой спросила у них по-испански: “А что я нарушила? Я всего лишь простая русская женщина с двумя… папайями”. Тот из стражей закона, что не сразу умер от смеха, только и смог произнести в ответ: “Ладно, иди, феномен”.

Автомобиль Элвиса и “Жигули”-лимузины

На улицах Гаваны по-прежнему много наших “шестерок”, “пятерок” и американских разваливающихся “Бьюиков”, “Фордов” и “Шевроле”. Ретромашины остались на острове еще с революции. При выходе из музея которой меня чуть не зацепил длинный розовый “Кадиллак” с фирменными “плавниками 50-х” на багажнике. Почти такой же, что молодой король рок-н-ролла Элвис Пресли подарил своей маме со своего первого гонорара. Коптить и тарахтеть шедевры американского автопрома 40-х и 50-х стали еще сильнее, чем пару лет назад. На улицах появилось чуть больше корейских малолитражек, однако они по-прежнему в меньшинстве и в основном сдаются в аренду туристам. А вот черно-желтых “чудо-лимузинов” (когда кубинцы распиливают две старые “копейки” и сваривают их в одни длинные “Жигули”) на этот раз не встретилось. Зато стало много трехколесных “кокосовых такси”, рассчитанных на двух пассажиров. Кстати, право возить иностранцев есть только у гостакси со счетчиком. Частники могут получить лицензию на развоз кубинцев. Но на острове много и “пиратских”. На одном из них за 20 конвертируемых песо (куков) удалось добраться до расположенного недалеко от Гаваны пляжа Санта-Мария и обратно. Авто с проржавевшей крышей и торчащими из спинки сиденья пружинами за час езды принесло водителю доход, превышающий среднемесячную зарплату простого кубинца.

СПРАВКА. Двойная касса Кубы

На острове ходит две валюты: обычный “деревянный” песо (кубана) и “конвертируемый” — кук (CUC), который равен 24 простым песо. В 90-е на Кубе из-за продолжающейся блокады США и распада СССР начались перебои с продуктами и электричеством. Поэтому в 1993-м, желая преодолеть экономический кризис и привлечь в туротрасль иностранные инвестиции, Фидель легализовал хождение доллара, который стали принимать в “валютных” магазинах, где можно купить качественные продукты и товары. И разрешил кубинцам-эмигрантам присылать баксы своим родственникам. Однако при конвертации “зеленых” на куки взимается комиссия в пользу государства в размере 18%. Позже, в 2004 году, бакс на Кубе “заменили” на кук. Зарплату же граждане получают в песо, на которые можно отовариваться в “народных” магазинах с ограниченным набором продуктов, ездить на автобусе и т.д. В стране действует карточная система: ежемесячно на человека выдается 1 кусок мыла, десяток яиц, 2 кг сахара и т.д. Молоко — бесплатно детям до 6 лет. Карточек хватает дней на 10, остальное приходится покупать на “черном рынке”. Поэтому в выигрыше тот, кто имеет доступ к валюте, работает в турбизнесе или СП с иностранцами. У песо есть преимущества при мелких покупках. К примеру, можно купить мороженое на улице за 3 песо или за те же 3 кука (т.е. 72 песо). Но в отеле, на пляже или “нормальном магазине” с иностранцев берут только куки: дескать, это “туристическая зона”. Средняя по стране зарплата — 350—400 песо (около $15—16). Профессор или врач может получать в районе $30—40, однако официант или уборщица в отеле только на чаевых порой зарабатывают больше. Поэтому одно из последних предложений Рауля — постепенно избавляться от карточной системы и от двойной валюты, проведя постепенную “прогрессивную ревальвацию” (сближение курсов).

Большинство местных передвигаются на автобусах, в том числе китайских, которых за два года стало значительно больше. Многие ездят, стоя в кузовах советских еще “ЗИЛов” и на попутках. Есть правило: машины с госномерами должны бесплатно подвозить кубинцев. То же касается частников (при условии, что водителю в ту же сторону). Если не остановишься, могут настучать в местный “комитет защиты революции”. И тогда придется объясняться, почему не подвез “товарища”.

“Марию Ивановну хочу”: кока, сигары и goodsex

В 90-е Фидель и Рауль организовали нечто вроде советского НЭПа. Выглядело это как шаг вперед и назад одновременно. Например, сначала увеличили число предприятий, которым было разрешено самостоятельно выходить на внешние рынки до 200, а потом сократили его более чем в 2 раза. Расширили (правда, потом снова частично урезали) список профессий с возможностью заниматься частным предпринимательством: сдача туристам своих домов в аренду, шиномонтаж, парикмахерские, ремонтные работы, мастерские и т.д. Открылись колхозный и ремесленный рынки... Частникам позволили открывать свои ресторанчики, но не больше чем на 12 стульев. Сейчас власти постепенно ослабляют хватку.

СПРАВКА “МК”: Рауль — прожектор перестройки

Недавно кубинцам разрешили приобретать импортную технику (в том числе DVD), мобильники и компьютеры (единственная модель, собранная в Китае, стоит 780 баксов) в специализированных магазинах. А также отдыхать в отелях, которые раньше предназначались исключительно для иностранцев. Правда, это не по карману большинству. Власти отменили ограничения зарплаты для граждан, занятых в госсекторе экономики (90% населения), подняли пенсионный минимум (до $9,5) и зарплату работникам судебных органов (в среднем до $27). Помимо этого жилье, которое в течение 20 лет арендовалось служащими госпредприятий и их родственниками, переходит в их собственность. Также разрешили частным сельхозпроизводителям закупать средства производства и решили передать в аренду частным кооперативам неиспользуемые земли. Скоро начнет вещание первый круглосуточный телеканал с зарубежными программами. Официальный орган ЦК Компартии Кубы, газета Granma, призвал кубинцев выступать на ее страницах с отзывами на проводимые реформы и предлагать пути решения. А Рауль заявил, что “надо сократить чрезмерное количество собраний и организационных формальностей”. В этом году Куба присоединилась к двум международным конвенциям ООН по правам человека. Недавно дочь Рауля (кстати, по профессии — сексолог, активно отстаивающая права геев и лесбиянок) заявила в интервью одной из испанских газет, что кубинцы должны иметь право свободно покидать страну по собственному желанию. Это случилось после того, как Гавана не разрешила блоггеру Йоане Санчес отправиться в Мадрид для получения журналистской награды.

Пока же кубинцы обходят запреты. Например, тащат (в том числе и крупными партиями) сигары с госфабрик, а потом толкают их иностранцам в разы дешевле, чем в госмагазинах. Но могут продать и некачественный полуфабрикат. Говорят, что на острове появились даже аналоги советских цеховиков. Вообще же простые кубинцы за последние полтора года “осмелели”. Если в мой первый приезд сигарный “дилер” долго водил нас по улочкам Гаваны до “конспиративной квартиры”, проверяя, нет ли полицейского хвоста, то в этот раз обошлось без прогулок а-ля Сусанин.

Ну а наркоторговцы вообще “распоясались”. “Хэллоу, май френд, — обратился ко мне по-английски с непередаваемым испано-негритянским акцентом кубинец с белоснежной улыбкой. — Кока, марихуана (на местном наречии звучит как мариуанна, почти как Марьиванна), гуд сигарс?” Кокаин на улицах и на сувенирном рынке предлагали по несколько раз в день. Один парень ходил за мной тенью по всему базару и неустанно повторял заговорщическим шепотом: “Кока, кока, май френд”. В общем, коку предлагали с той же регулярностью, с какой в 2006-м втюхивали левые сигары.

Что касается “Марии Ивановны”, то с этим в Гаване всегда было, что называется, в порядке. Но в этот раз смуглых красавиц нам рекламировали более напористо. В 2006-м на пляже Санта-Мария первый вопрос разносящего коктейли человека был таков: “Куба-либре, мохито, дайкири (коктейли из рома. — Авт.), чика (“девушка” по-испански)?” И услышав в ответ: “Но чика. Руссо туристо, облико морале, ферштейн? Мохито, пор фавор (мохито, пожалуйста)”, — загорелый человек спокойно уходил, возвращаясь с коктейлем. В этот раз наша группа привлекла внимание нескольких местных парней и девушек. Двое молодых людей подошли к нам, как обычно это делают кубинцы, чтобы “по-дружески поболтать” или чего-нибудь толкнуть, и стали так настойчиво предлагать “чику”, что нам пришлось ретироваться. Куба давно известна этим “бизнесом”. Проститутку здесь можно купить за 20—100 куков. На пляжах и улицах нередко встречаются иностранцы под ручку со смуглыми дамами, а то и с двумя. Такие туристы покупают себе подругу на весь отпуск. Потусоваться с ней неделю обойдется где-то в 100 баксов. Плюс, конечно, выпивка и подарки. Ведь такие кубинки считают себя не проститутками, а скорее “пляжными” куртизанками. Однако свободы, дарованные Раулем, как-то по новому повлияли на отношение местного населения к такому способу зарабатывания денег. Так, одна из коллег-журналисток, проходя по одной из улочек в центре Гаваны, вдруг услышала от смуглого мускулистого парня недвусмысленное: “Good sex, good sex”. Причем “приглашение” прозвучало таким тоном, как будто он предлагал купить у него бусы или коробку сигар.

Хочешь жить, умей вертеться

В общем, в сравнении с прошлым приездом местные стали почаще приставать к туристам. Но бизнес все тот же. Кто-то, ошиваясь напротив банка, предлагает выменять сувенирный кук (с Че Геварой) на настоящий. Другие торгуют своей экзотической внешностью — сидят на тротуаре, дымя сигарой, и берут деньги за “совместное фото”. Один из коллег сфотографировался с чернокожей сеньорой с бутафорской корзиной с бельем на голове. Но опрометчиво заплатил ей за это песо вместо кука! В тот день пол-Гаваны услышало, как обманули бедную женщину. А вот ставшая в последние годы одним из “символов” Гаваны живописная старуха с сигарой в зубах (точнее, тем, что от них осталось), вечно сидящая у своего дома, куда-то исчезла… Фотографировалась она не в пример чаще своих “последователей”.

На пляжах кубинцы разносят безделушки и ром в скорлупе кокоса. Там же местные музыканты с гитарами и контрабасом за 10 куков развлекали песнями наших юных курсантов, “дембельнувшихся” с “Паллады”. Причем после известной “Гуантанамеро” вдруг слышался знакомый припев хита Эдиты Пьехи про “замечательного соседа”. Рядом собирал милостыню мужчина с огромной опухолью в районе печени. Хотя, как говорят, даже за самую сложную и дорогую операцию кубинцу не надо платить.

Так, бюджет Кубы на 2007 год предусматривал ассигнования на образование и здравоохранение в размере 22,6% ВВП, что в 4 раза превышает аналогичный показатель в других странах Латинской Америки. Индекс детской смертности равен 5,5 на каждую тысячу рожденных живыми (в США — 7, в РФ — 11, в Бразилии — 27). Ожидаемая продолжительность жизни — 77,6 года. В 2007 году за счет отправки медиков, учителей, тренеров и т.п. Куба заработала $8,36 млрд., что на 21% больше, чем в 2006-м. Только потом идут туризм, никелевая, табачная и сахарная промышленность. Кубинец за границей получает значительно больше, но 80% зарплаты отдает государству. А оно вкладывает их в социалку.

Сказку сделать пылью

Вот только на облике столицы это никак не сказывается. Город в шикарном колониальном архитектурном стиле с многочисленными колоннами, арками и террасами поизносился еще больше. Реставраторы не успевают восстанавливать даже центр.

За зданием национального Капитолия (копия американского), в котором с 60-х находится Академия наук, показывается другая Гавана. Многие дома стоят полуразрушенными и без стекол, как после бомбежки. Тут же за Капитолием (!) разбита “стоянка”, на которой брошена пара древних проржавевших паровозов и десяток разбитых машин. А запах стоит такой, как если бы в каждой из них ночевало по двадцать немытых бомжей (которых в Гаване вроде нет). Та же неприятная “аура” появилась и в лабиринтах узких (шириной 4—5 метров) улочек, застроенных простыми прямоугольными каменными домами в 2—3 этажа, обмазанными обваливающейся штукатуркой. Полтора года назад мой нос ничего такого не чуял. В центре, в более солидных постройках в стиле мудехар с внутренними двориками (patio) и арочными галереями, располагаются ресторанчики с живой музыкой. В одном из них, как и в 2006-м, те же парень и девушка танцуют лучшее в Гаване фламенко. А с улицы зазывают туристов зайти и отведать лобстеров.

Нетронутой осталась и “тропа Хемингуэя”. “Мой мохито в “Ла Бодегита”, мой дайкири в “Эль Флоридита”, — говаривал писатель, набираясь коктейлями в первом ресторанчике и двигаясь на рогах во второй. В отличие от американского классика президента США кубинцы не жалуют. На шоссе недалеко от аэропорта, как и прежде, вас встречает большой плакат, где изображена группа “нетоварищей”, в том числе террорист Пасада, покушавшийся на Фиделя, Адольф Гитлер и Джордж Буш-младший. Последний недавно назвал раулевские реформы “косметическими” и вновь призвал Гавану “освободить политических заключенных”. Так что пока вдоль автодорог продолжают висеть “рекламные” щиты с фото Буша и надписью terrorista. На плакатах, как и раньше, — Че Гевара и революционно-патриотические лозунги из серии “Патриа о муэртэ” (Родина или смерть). В этот раз их дополнил баннер с улыбающимся Уго Чавесом. Изображений же с Фиделем мало, а сувениры и майки с команданте (по его распоряжению) отсутствуют как класс.

В ответ на “издевательства” США на верхушке своего небоскреба (представительство интересов США на Кубе при посольстве Швейцарии) пустили бегущую строку с обвинениями в адрес Фиделя в нарушении прав человека. А кубинцы закрыли ее десятками высоченных флагштоков с поминальными флагами (черные с белой звездой). В память о кубинцах, убитых американцами.

А вот знаменитый черно-красный флаг “Движения 26 июля”, который много лет висел на одной из улочек центральной Гаваны (на натянутой между домами веревочке), куда-то исчез… Как будто в этот день действительно началась и закончилась история фиделевской Кубы. Зато остался памятник великому “романтику-утописту” Джону Леннону, который команданте лично открывал в одном из парков в 2000 году. И, кажется, совсем не случайны выгравированные на нем слова из песни Imagine (“Представь себе”. — англ.): “Ты скажешь, что я мечтатель, но я такой не один…”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру