Раковые клетки защищаются нашей собственной иммунной системой

Иммунная система защищает раковые клетки как «здоровые»

Сенсационное открытие, которое переворачивает столетнее представление о раке. В течение самых первых дней возникновения и развития рака, наша иммунная система распознает раковые клетки не в качестве аномальных клеток, требующих искоренения, а в качестве клеток, которые должны быть защищены. Этот результат был получен группой, возглавляемой Давидом Клацманном в лаборатории «Иммунологии-Иммунопатологии-Иммунотерапии» (Laboratoire "Immunologie - Immunopathologies - Immunothérapies" (UPMC / CNRS / INSERM). Он может принести значительные успехи в лечении рака, уверены онкологи.

С начала 20 века, ученые постулировали существование некоего «иммунного надзора» за раком, благодаря которому иммунная система распознает раковые клетки в качестве аномальных тут же, как только тело их вырабатывает, после чего уничтожает их. И только тогда, когда эти раковые клетки избегают иммунного ответа, рак начинает развиваться.

Между тем, исследовательская команда под руководством профессора Клацманна показала, что данная концепция в корне неверна: «иммунный ответ» на рак существует, но в действительности он защищает опухолевые клетки, когда они появляются, тем же самым путем, как и любые другие нормальные клетки в нашем организме.

Когда иммунный ответ исходит от организма, задействуются два типа лимфоцитов (специализированных клеток иммунной системы): регуляторные Т-клетки и эффекторные Т-клетки.

Упомянутые выше распознающие компоненты (регуляторные Т-клетки) формируются  организмом и защищают ткани от атаки, используя иммунную систему. В отличие от эффекторных Т-клеток, которые специфически распознают чужеродные элементы и уничтожают их.

Большинство исследований посвящены взаимодействию между раковыми клетками и иммунной системой и выполняются они, когда развитие рака достигает своих последних стадий, когда опухолевая масса сформировалась и легко обнаружима. А исследователи в лаборатории «Иммунология-Иммунопатология-Иммунотерапия» сосредоточили свое внимание на подобном взаимодействии между раковыми клетками и иммунной системой в течение самых первых нескольких дней с момента появления опухолевых клеток.

Используя экспериментальные модели на животных, они показали, что появление самых первых раковых клеток вызвало немедленный ответ со стороны регуляторных Т-клеток, которые быстро мигрируют к опухоли. Они признают молекулы на раковых клетках, которые были выработаны нормальными тканями в организме.

Эти регуляторные Т-клетки затем блокировали действия эффекторных Т-клеток, тем самым предупреждая их от нападения и уничтожения раковых клеток.

Активизированные все время с целью защиты здоровых тканей, регуляторные Т-клетки, мобилизуются намного быстрее и сильнее, чем эффекторные T-клетки, которые отдыхают перед появлением опухоли.

Ученые также показали, что если регуляторные Т-клетки отсутствовали при этом первом столкновении между иммунной системой и опухолевыми клетками, эффекторные ответы иммунной системы в действительности усиливаются и подавляют распространение опухоли.

Регуляторные Т-клетки, таким образом, первыми распознают опухоль и облегчают ее развитие, не допуская ее уничтожения эффекторными Т-клетками. Это говорит о том, что контроль за регуляторными Т-клетками может быть существенным элементом в развитии будущих онкотерапий. Это открытие также прокладывает дорогу другим терапевтическим возможностям, таким как превентивная антиопухолевая вакцинация.

Работа: Guillaume Darrasse-Jeze, Anne-Sophie Bergot, Aurelie Durgeau, Fabienne Billiard, Benoit L. Salomon, Jose L. Cohen, Bertrand Bellier, Katrina Podsypanina and David Klatzmann: "Tumor emergence is sensed by self-specific CD44hi memory Tregs that create a dominant tolerogenic environment for tumors in mice". Journal of Clinical Investigation, 2009.