Сухогрузный детектив

Arctic Sea уже найден, но об этом пока молчат?

Связи с пропавшим сухогрузом Arctic Sea до сих пор нет. Загадочное исчезновение уже называют “пропажей века”. Что стало с экипажем? Что за таинственный груз везли на борту российские моряки? Кому выгодна пропажа корабля и могли ли сами члены экипажа устроить “побег”?

Вчера мы связались с заместителем руководителя Северной территориальной организации Российского профсоюза моряков Сергеем ПОРТЕНКО.

— Почему так долго не могут найти огромный корабль?

— Я почти уверен, что местонахождение судна уже давно известно властям. Из космоса можно отследить все, любой мобильный телефон посылает сигнал, который улавливает спутник. А уж огромный корабль, напичканный разной техникой, просто не может быть “незапеленгованным”. Просто пока его координаты не сообщаются в целях безопасности экипажа, — говорит Портенко. — Сегодня уже нет сомнений в том, что это хорошо подготовленная, спланированная акция. Для такого угона нужны большие средства и хорошая оснащенность.  

— После нападения на судно капитан сообщил оператору о захвате и об избиении некоторых членов экипажа, но почему же он не принял никаких мер?

— Это действительно интересный вопрос, думаю, скоро мы узнаемответ. Видимо, искать судно было невыгодно ни оператору, ни владельцу. Либо они догадывались, что на борту какой-то груз, либо им кто-то запретил вести поиски.  

— Когда была последняя связь с судном?

— Последнее SMS прислал на мобильный своей жены один из моряков 29 июля. Но вместо букв в сообщении была только какая-то абракадабра. Лишь 1 августа шведская полиция связалась с судном, кто-то сообщил им, что все в порядке, и связь прервалась. Кто говорил с полицией — капитан или бандиты, не известно.

— Сколько стоит груз леса, который был на корабле?

— По данным крупного европейского производителя бумаги, сухогруз вез в Алжир 2000 кубометров древесины. Стоимость такого груза не более 5 000 000 евро.

СПРАВКА "МК"

Алжир вынужден практически весь спрос на древесину, пиломатериалы и продукцию деревообработки удовлетворять за счет импорта. В 2006 г. только Финляндия и Швеция экспортировали в Алжир около 1 млн. кубометров.

ВЕРСИИ

Одна из главных версий на сегодня — захват судна некими людьми, которые силой заставляют экипаж двигаться в нужном им направлении. Оснований для этой версии более чем достаточно — на судно напали неизвестные, сломали систему оповещения и скорее всего остались на корабле.  Кроме того, если бы была возможность, судно после нападения обязано было войти в порт, экипаж — провести медицинское освидетельствование побоев, отремонтировать судно и завести уголовное дело.  

Главный вопрос: что за ценный груз мог привлечь нападавших? По данным шведской полиции, люди в форме поднялись на Arctic Sea якобы с целью проверки его на контрабанду наркотиков. Поэтому слухи о наркотиках чаще всего фигурируют в прессе.

— Это смешно! Никто не везет наркотики с севера на юг! Обычно наоборот, — говорит Портенко. — А про груз можно только догадываться. Теоретически это могло быть какое-то оружие. В Африке много государств, ведущих военные действия. Но, на мой взгляд, никакого ценного груза не было вообще…  

— Зачем же тогда судно захватили?

— Лично я придерживаюсь версии, что судно захвачено с целью давления на операторов (судовой оператор Solchart Arkhangelsk Ltd базируется в Архангельске и занимается обеспечением грузов. — “МК”).

В офисах оператора проходят обыски. Ведь захват был совершен не простыми пиратами, как предположил Интерпол. Иначе бандиты давно бы выдвинули свои условия. В данном же случае речь идет об очень серьезной подготовке и о силах, которые явно действуют под чьим-то прикрытием. Бандиты не побоялись такой рискованной операции, да и действуют очень уверенно. Кроме того, добыть полицейскую форму в Швеции непросто. Значит, у тех, кто организовал нападение, были “свои” люди в государственных эшелонах.  

— Озвучивалась версия о краже судна самим собственником ради страховки. Во время кризиса всем нужны живые деньги.

— Нет, это тоже чушь. В данном случае слишком велики затраты, да и риск. В таком случае нужно уничтожить судно с грузом. А сделать это очень сложно. Утопить сухогруз месте с лесом невозможно. Сбросить лес в открытом море — его сразу же обнаружат патрульные вертолеты. Разгрузить в порту судно так, чтобы этого никто не заметил, — тоже невозможно…

Связь с Arctic Sea до сих пор не установлена. Родственники членов экипажа не имеют никакой информации об их местонахождении и уже устали говорить журналистам: “Мы ничего не знаем”. 
Пока корабль движется, экипаж нужен бандитам, ведь управлять таким судном очень трудно. Так что если сухогруз все еще не достиг места назначения, моряки живы.  Правда, есть одна опасность. Если в этом деле действительно задействованы “большие” люди, экипаж, как свидетелей, могут уничтожить.

Марина ВЕЛИКАНОВА.

МЕЖДУ ТЕМ

Вчера перед подписанием этого номера “МК” главный редактор издания “Морской бюллетень — Совфрахт”  Михаил Войтенко сообщил, что в местной газете испанского порта Сан-Себастьян прошла информация о прибытии в порт неизвестного судна, соответствующего по своим параметрам пропавшему сухогрузу Arctic Sea. “Мне пришло sms, что вчера в испанский порт Сан-Себастьян прибыло неизвестное судно, без имени, длиной 98 метров — это длина сухогруза Arctic Sea”, — пишет Войтенко. Однако он отметил, что эту информацию необходимо проверить. “МК” попытался узнать у администрации порта, было ли вошедшее в порт судно исчезнувшим сухогрузом. Однако там были явно не в курсе событий. “Мы не можем прокомментировать это сообщение”, — сказал собеседник “МК”.

Инга КУМСКОВА.

Как ВМФ России ищет сухогруз

Корабли Военно-морского флота РФ продолжают поиски в Атлантике пропавшего сухогруза Arctic Sea. Об этом в четверг сообщила служба информации и общественных связей ВМФ России. Однако до сих пор не ясно, сколько кораблей вышло на поиски. По официальной информации, в поисках участвует только сторожевой корабль Черноморского флота “Ладный”. В пресс-службе ЧФ России сообщили, что корабль вышел 12 августа.  (В четверг во второй половине дня Михаил Войтенко заявил, что, по его данным, “Ладный” в настоящее время преследует в районе Гибралтарского пролива судно, похожее на Arctic Sea.)

Как рассказали в пресс-службе ЧФ РФ, в дальние походы кроме “Ладного” выходят еще два больших десантных корабля. При этом, где сейчас они могут находиться, там не уточнили. В пресс-службе Северного флота также не смогли рассказать, какие корабли могли бы быть в районе поисков сухогруза. В поисках могли бы участвовать и корабли Балтийского флота. Однако их к операции, похоже, не привлекли. «Насколько нам известно, наши корабли не участвуют в поисках, — сообщили “МК” в пресс-службе Балтфлота».

Дарья ФЕДОТОВА. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру