Рамзан сверг папу

Чечня стала исламской республикой

В ночь на четверг в Чечне демонтировали памятник Ахмаду Кадырову. Полвека назад так убирали памятники Сталину — тайно, быстро и по ночам. На закате еще стоял, а к утру — чистая площадь. Но есть разница. Сталина с пьедестала свергали политические противники. Ахмада Кадырова демонтировал родной сын.

О неуместности памятника Ахмаду Кадырову в Грозном не высказался только ленивый. Рамзана Кадырова, поставившего памятник отцу работы Зураба Церетели, обвиняли в культе личности и в религиозной безграмотности. Дескать, по канонам ислама людей изображать нельзя, а тут — статуя напротив главной чеченской мечети. И памятник не кому-нибудь, а главному священнослужителю Чечни. Это потом он стал президентом. А прославился Ахмат-хаджи именно как муфтий. О неуместности памятника рассуждали многие, но у меня была возможность поговорить об этом с Рамзаном лично. Это случилось 21 ноября 2007 года в Грозном во время интервью с Рамзаном.

Приведу расшифровку этого эпизода: — Рамзан, как соотносится с исламом памятник твоему отцу? Он же противоречит исламу! Ты же верующий человек. Закрой этот вопрос.

— Когда придумали памятник, я первым допустил ошибку, что дал его поставить. Это моя большая ошибка. Но это был подарок Церетели. И поставили, и пошло-поехало.

— То есть ты сам недоволен, что он стоит?

— Вот клянусь: каждый раз я вижу памятник и каждый раз вспоминаю об этом. Вот я сейчас аккуратно, чтобы не сделать политического резонанса, чтоб волнений не было, хочу убрать этот памятник.

— Так убери! А чё? Какой резонанс? Какие волнения?

— Нет-нет. Неправильно поймут. И вы, журналисты, и политики…

— Да плевать!

— И вот убрать памятник, поставить камень или портрет. Мемориал поставить, фамилии написать героев погибших.

— Ты построил мечеть?

— Да, я построил.

— На эту мечеть смотрит твой отец, муфтий Чечни, с четками в руках. Очень красиво. Но бессмыслица. Потому что либо памятник, либо мечеть.

— Ну не совсем так: либо — либо. Но мой отец не хотел бы видеть свой памятник. У нас была договоренность с отцом: кто из нас первый погибнет или умрет — поставить на могиле большой камень. Природный, поломанный камень. Без фотографий, без ничего. Я полтора года искал такой камень. Нашел в горах в Дагестане. А вот памятник, который стоит, отцу бы не понравился. Я прорабатываю вопрос, чтобы убрать памятник.


Напомню, этот разговор произошел почти два года назад. И вот свершилось. Памятник Ахмаду Кадырову убран.

День 10 сентября 2009 года должен войти в учебники политологии. Одновременно в России к народу обратились два политика. Политики разного уровня, разного масштаба. Один из них — Президент России Дмитрий Медведев — написал умную статью в интернете. Другой — президент Чечни Рамзан Кадыров — демонтировал памятник отцу. Один сказал, другой сделал. И на мой очень субъективный взгляд — поступок политика всегда сильнее его слов. Своим поступком Рамзан Кадыров вывел самого себя на новый уровень. Вслед за Дмитрием Медведевым и президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым Рамзан обратился к народу. Но не с речью, а с поступком. С ярким, решительным и популистским поступком. И этим своим действием он, безусловно, вызвал уважение у многих жителей Чечни. Да, наверное, и не только Чечни, что-то я не припомню подобных поступков ни за одним из нынешних российских политиков после Ельцина.

Но сделал это Рамзан не потому, что так завещал Ахмад-хаджи. И не потому, что каноны ислама отрицают статую. Текст завещания известен Рамзану с 2004 года, каноны ислама и того раньше. Поэтому все, что сам Рамзан сегодня говорит на публику, не совсем искренне.

Все дело в том, что Чечня постепенно выходит из-под контроля Рамзана. Об этом говорит серия терактов весной и летом нынешнего года. Держать Чечню только силой, только страхом становится невозможно. Нужны идеологические инструменты. Один из таких инструментов — доверие народа к своему правителю. А как доверять Рамзану, если он так возвеличил свою фамилию, что практически стал аристократом, чего в Чечне отродясь не бывало. Для того чтобы удержаться у власти, Рамзану нужно вернуться в свой народ. Ни у кого из чеченцев нет статуи своего отца. Теперь ее нет и у Рамзана.
…Но есть один нюанс. Памятник муфтию посреди Грозного был четким символом того, что Чечня — республика все-таки светская. Теперь таких светских символов в Чечне практически не осталось.

P.S. В чеченской администрации нам сообщили, что монумент Ахмаду Кадырову со всеми почестями был демонтирован, завернут в полотно и увезен на хранение. Что с ним делать дальше — будет решать семья Кадыровых. Дело в том, что к самой установке памятника в Чечне отнеслись неоднозначно. Вдова Ахмада Кадырова никогда не приходила к этому бронзовому изваянию, да и сын Рамзан Кадыров не присутствовал на открытии памятника.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру