Закон какой-то бесторговый

Законопроектом в итоге недоволен никто

Законопроектом в итоге недоволен никто
Закон о торговле начали активно продвигать после визита Владимира Путина в один из супермаркетов.
Сегодня Госдума должна принять в третьем, окончательном чтении законопроект о регулировании торговой деятельности. В двадцатых числах его планирует рассмотреть Совфед, а до конца года — подписать президент. Если все произойдет именно так, закон вступит в силу с 1 февраля 2010 года.

Торговый закон “ходил в девках” несколько лет, его проект не нравился то Минсельхозу, то Минпромторгу, то антимонопольщикам. Очередное обострение полемики пришлось на этот год, когда остро встал вопрос взаимоотношений поставщиков, производителей и продавцов. Война правок (их было около трехсот) растянула второе чтение на несколько месяцев. В итоге одна из немногих норм, которая в законе направлена напрямую на защиту потребителей, госрегулирование цен на социально значимые товары, если за месяц они поднялись на 30% выглядит по меньшей мере странно.  Те, кто ходит в магазин, знают, что еда дорожает не сразу и намного, а по чуть-чуть. И как этот процесс можно “госрегулировать”?  Нет, в документе есть и много хорошего. Например, типовой договор поставки, ограничение сроков расчетов между продавцом и поставщиком. Но и сырых моментов в нем предостаточно. Так был ли смысл пытаться объять необъятное и запихивать в один документ все аспекты регулирования торговой деятельности?

МНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Председатель совета директоров ОАО “Вимм-Билль-Данн продукты питания” Давид ЯКОБАШВИЛИ:  

— Как в среде производителей восприняли принятую редакцию закона?  

— Хорошо, что теперь он регулирует правила игры. Но он не запрещает магазинам продавать наш товар ниже цены, по которой мы его поставляем. А это дискредитирует бренд, в который мы вкладывали деньги. Это может привести к тому, что наша продукция будет вытеснена аналогичными товарами под фирменными марками сетей. В целом 10% по бонусам — это не особо удачное ограничение. Любые ограничения по ценообразованию — благодатная почва для серых схем. Мы рады прекращению практики недобросовестных поборов, но идеала достигнуть не удалось.  

— Давид Михайлович, главный вопрос — подешевеют ли теперь продукты?  

— За счет чего? Крестьяне и так на пределе, у нас рентабельность — 3—4%.  

— Например, за счет “накруток” на конечную цену…  

— Я могу об заклад побиться — или не подешевеет, или подешевеет так, что та или иная продукция просто исчезнет с прилавков! Конечно, должны быть правила игры, но попытки регулировать цену могут привести к тому, что работать станет невыгодно! Вот у нас сейчас дефицит молока. Москва ежесуточно недобирает 700 тонн, в целом по России — 7 тысяч тонн в день. А все от того, что новый техрегламент этим летом дискредитировал сухое молоко как продукт. Поэтому в сезон “большого молока” сушить его было невыгодно, фермеры предпочитали излишки просто слить. Свою лепту добавило и ограничение ввоза свежего цельного, концентрированного и сухого молока из Белоруссии.  

— Может, тогда не надо было принимать закон о госрегулировании торговли?  

— Ни в коем случае, в законе много положительного. К сожалению, различные институты не смогли договориться по всем вопросам. Кроме того, почему-то нас в определенный момент отстранили от его подготовки, зато в нее активно лезли те, кто не имеет к торговле никакого отношения.

МНЕНИЕ ПРОДАВЦОВ

Директор Союза независимых сетей России Ирина КАНУННИКОВА:  

— Как независимые сети воспринимают закон о госрегулировании торговли?  

— Закон принимается в первую очередь как политическое решение. “Острые углы” есть уже в самом понятии “торговая сеть”. Нам оно кажется несколько размытым. Все-таки два магазина — это еще не тот уровень, на котором даже в регионах начинается собственно бизнес ритейла со своей спецификой.  Насколько ФАС удастся разработать эффективный механизм расчета доли — вопрос непростой. К 1 июля, когда норма вступает в силу, вокруг нее будет сломано немало копий.  

— Какие еще моменты вы считаете спорными?  

— Введение жестких рамок отсрочек платежа создает дельту в поступлении средств независимым сетям. Пока неясно, чем заполнять этот финансовый пробел.  

— Какие положительные моменты вы в нем видите?  

— В первую очередь возможность ведения конструктивного диалога между поставщиками и ритейлерами. Отрадно, что он говорит о ритейле не как о заведомом преступнике.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру