Аниш Капур. Вознесение

 

Мировая слава Аниша Капура так же легко объяснима с формальных позиций, как трудно понимаема с содержательных. Собственно содержания, как такового, в его работах нет. Полностью отсутствуют сюжеты, нарратив, даже глубоко спрятанный. В этом плане он от человека евро-американской цивилизации далек. Но по части достижений в сфере творческих экспериментов с формой и материалами, он безусловно сегодня впереди планеты всей.

Огромные инсталляции, неведомые прежде художественному миру технологии, самый масштабный художественный проект, когда-либо существовавший на территории Великобритании, самая большая, самая дорогостоящая скульптура в мире, - это осязаемая сторона творчества Капура, о которой написаны сотни статей и которую легко вычленить из пестрого разнообразия современного художественного контента, но нет практически никаких объяснений тому, а что собственно представляет из себя художник? Что хочет сказать своими работами?

Во многих случаях Аниш Капур объясняет свои работы с точки зрения отсутствия материальной формы как таковой, то есть отрицания той стороны деятельности, которая вывела его на вершины известности. «Идея, выкристализированная моими работами на протяжении всей карьеры, это идея не-обьекта, отсутствующего обьекта, имматериальной части материального мира». И еще в развитие теоретической тезы отсутствующего объекта мастер пустоты, как называют его некоторые критики, поясняет: «Мне интересна идея о том, что форма в некотором смысле выворачивает себя наизнанку. Тогда лицевая сторона и изнанка представляются одинаковыми. Это то, чего мы не можем заметить, когда форма находится в привычном состоянии. Форма сама по себе находится в постоянном процессе – выворачивает и обличает свою внутреннюю сторону. Я чувствую, что именно такое понимание формы наиболее полно соответствует духу нашего времени».

Что же касается смысловой сути внутреннего содержания, которая по словам художника в результате выворачивания приходит в единство с лицевой стороной, то здесь без эзотерики разобраться сложно. Логика в данном случае не работает. Художник это подтверждает, заявляя, что ему в такой ситуации «нечего сказать».

Из всего множества блестящих и суперсовременных работ Аниша Капура, которыми одарены многие мировые музеи и художественные коллекции, наиболее близка к разгадке тайны мастера та, что называется " Вознесение". Эта работа ставшая известной после показа в день открытия Венецианской биеннале 2011 года в знаменитой базилике Сан Джордже Маджоре (San Giorgio Maggiore), построенной по проекту Андреа Палладио, представляла из себя столб белого дыма, возносимого к куполу храма. До того великий маг и волшебник неоднократно показывал эту инсталляцию в разных городах - Сан-Джиминьяно, Рио де Жанейро Сан Пауло, Пекине. И везде с одинаковой счастливой возможностью для зрителя увидеть нечто нематериальное, а по-большому счету с целью визуальной демонстрации духа, который иначе, как во все времена святым не назывался. Художник так себя и объясняет: "В моей работе то, что является и то, что кажется, часто размытo. В “Вознесении” меня интересует, как нематериальная идея становится объектом. Эта работа отсылает к библейскому сюжету о Моисее: столб дыма, столб света, в пустыне.».

Вот в таком ракурсе творческая сущность индуса Капура и суть его искусства становится понятной настолько, насколько понимаема вся совокупность многовековой философии и практики санатана-дхармы – вечного пути в вечное. А может ли кто сказать себе, что хорошо в этом разбирается?

Аниш Капур родился в Бомбее (сегодня это — Мумбаи ) в Индии в 1954 году в семье иммигрантки из Багдада еврейского происхождения и гидрографа ВМС Индии - выходца из региона Пенджаб. Первое свое образование он получил в The Doon School в Dehra Dun. В 1971 году, Аниш с одним из своих братьев отправился в Израиль, где до 1973 года жил в кибуце, а затем отправился в Лондон изучать искусство. Сначала в Hornsey College of Art (Университет Мидлсекс), затем в Сhelsea School of Art and Design. В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура».
В 1978 году в Лондоне в Hayward Gallery прошла его первая выставка. Начав выставляться в рамках «Новой британской скульптуры» наряду с другими скульпторами — Тони Крэггом (Tony Kreggom ) и Ричардом Диаконом/ (Richard Diakonom), Капур в 1980 году открывает свою первую персональную выставку в Париже.
В конце 1980-х он уже общепризнанный художник, снискавший известность художественными исследованиями материального-нематериального в своих работах.
В 1990 году на Венецианской биеннале Аниш Капур был награжден «The Premio Duemila». В 1991 году получает премию Тернера. Мастер часто упоминает слово «психоанализ», уверяя, что скульптуры для него — это инструмент исследования человека и мира. Диапазон материалов, которые использует для своего «психоаналитического» искусства Капур велик Помимо такого экзотического материала, как порошковые пигменты, традиционных стали и камня, автор создает свои творения из красного воска, а для гигантских сооружений применяет ПВХ, латекс и обычный грунт.

По материалам: thejc, publicartfund, guardian.co.uk, bbc.co.uk, nytimes.com, wikipedia.org. artukraine.com.ua, design-union.ru, fondartproject.ru

Полностью с выставкой можно ознакомиться на странице галереи в Facebook: http://clck.ru/8eU8f
При отборе работ использованы фотографии Google images.

Публикация фотографий произведений Аниша Капура на территории России произведена в соответствии со статьей 1274 части 4 ГК РФ "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях" и статьей 1276 части 4 ГК РФ "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения".

 

 

 


 

просмотров: 6452



Комментарии пользователей

  • нина
    0

    Кроме огромных размеров особо примечательного в созданиях А.Капура не наблюдается.Многие наши талантливые дизайнеры, скульпторы художники и даже студенты худож.ВУЗов создают камерные, но более интересные по пластике,идее - композиции.У них нет возможности воплотить свои замыслы в таком масштабище.Его белый столб дыма посреди великолепной архитектуры храма - интересно, многопланово, затрагивает многие аспекты бытия в философском смысле,НО ассоциируется с церковными "чудесами" наподобие слезоточия на иконах или взникновения святого огня в Ирусалиме на Пасху.Что так же снижает слегка значимость этой инсталляции.Индиский факир, одним словом.

    17 мая 2013 в 21:43 Ответить
  • Войс
    0

    http://www.facebook.com/media/set/?set=a.525754344151026.1073741828.150523171674147&type=1

    19 мая 2013 в 14:14 Ответить
  • Александра Пе
    0

    В Версале в этом 2015 году идет выставка работ Аниша Капура. Не знаю, можно ли обзывать такого гения как Капур - индийском факиром. Скорее всего - нет. Он просто мастерски умеет удивить своими работами любого современника. Его работа Descention просто завораживает! Всех! И русских и англичан, и индийцев и евреев, и китайцев и украинцев. Да, в этом есть что-то от иллюзионизма. Но ведь искусство всегда было связано с церковью, с ритуалами, с магией. Тот же Да Винчи в первую очередь был полезен при дворе как организатор шоу и представлений, которые поражали воображение придворных Франциска Первого. А его механический лев, из которого выпадали лилии? В общем, браво Капуру!!!

    2 июля 2015 в 10:22 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация

Не могу не выражаться по поводу событий, которые происходят вокруг. Особенно в последнее десятилетие. Выражаюсь проектами, выставками, акциями. Работа такая. Но больше всего люблю выражаться в блогах. Есть возможность сразу же узнать мнения других, которые мне интересны в любом виде. Люблю общаться с народом, короче.