Делюсь интересным - часть вторая

Друзья, читайте продолжение статьи Дмитрия Лычковского, главного редактора журнала "Патрон".



ВУНДЕРВАФЛЯ:
СЕКРЕТ ЛЮБОГО ГЕНШТАБА
Текст: Лина Дорн

Печально, но факт: ничто так не подстегивает человеческий гений, как война. Медики и химики,конструкторы и физики просто фонтанируют идеями. Сжатые сроки не оставляют времени для дискуссий, а цель - победить любой ценой - предоставляет в распоряжение изобретателей безграничные ресурсы. В итоге часть озарений приводит к таким мощным научным прорывам, которые немыслимы в мирное время. А еще часть - к таким безумным провалам, которые еще долго смешат человечество. Вторая мировая - тому пример. В реализации абсурдных проектов особо отличились нацисты, ковавшие чудо-оружие - вундерваффе. С тех пор в народе проекты такого рода зовут вундервафлей.



Смертельные тучки

Война вознесла творческую мысль немецкого профессора Иоганнеса Энгельке в заоблачную высь. Он нацелился на высоты, которые использовались бомбардировщиками противника при налетах. Идея была захватывающе проста - надо создать на пути вражеских самолетов специальное облако, содержащее взрывоопасную смесь, а затем, когда самолеты окажутся в этой зоне, всего лишь одним снарядом вызвать мощный взрыв.

Известно - изобретатель всегда малость с придурью. Но профессор не был пустопорожним мечтателем. Он знал, какое вещество может стать основой для создания смертоносного облака - мельчайшая угольная пыль. Кому из специалистов неизвестно это проклятие угольных шахт - соединение сконцентрированной угольной пыли с кислородом из обычного атмосферного воздуха в определенном соотношении. Такая дьявольская смесь готова вмиг воспламениться от случайной искры и разнести все вокруг вплоть до смещения пластов породы. Конечно, соглашался профессор с оппонентами, эффект характерен для замкнутого пространства - шахты. Однако почему бы не перенести его в атмосферу, распылив угольную пыль на необходимой высоте?

В доказательство он произвел экспериментальный подрыв смеси угольной пыли и кислорода в специально сооруженной камере перед комиссией военных спецов. Радиус разрушений от взрыва, равно как и пылкий комментарий профессора, комиссию впечатлил. Однако сама камера была тем же замкнутым пространством - фактически представляла собой оболочку бомбы. И вопрос, как профессор собирается сохранить концентрацию угольной пыли в небе - без оболочки, да еще в условиях ветров, повис в воздухе. Тем не менее никто иной - сам рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер - лично приказал проверить перспективность идеи.

Так что если кто из комиссии и усомнился в здравом уме профессора, то предпочел об этом умолчать. Неровен час, обвинят в саботаже разработки чудо-оружия.

Добро было получено, и работа закипела. Группу профессора укомплектовали химиками и метеорологами. Они экспериментировали с добавками к угольной пыли, которые не давали бы ей распылиться в атмосфере, и ломали голову, как взять под контроль неуправляемые ветровые потоки. Еще часть сотрудников изобретала средство для доставки и распыления угольной пыли в строго отведенных небесных сферах. Отдельная группа занималась снарядом для подрыва смертоносного облака.

Так и осталось секретом, как далеко продвинулась команда Энгельке в своих изысканиях. Война окончилась раньше, чем развеялась угольная пыль, пущенная одержимым профессором в глаза германским стратегам.



Из пушки по гравитации

Конечно, отнюдь не озарения безумных энгельке двигали военную машину Германии и когда она нахрапом брала страны, и когда, загнанная в угол, бешено огрызалась. Мощная противовоздушная оборона только к 1944 году получила от крупных германских оружейных компаний более 20 новейших проектов зенитных управляемых и неуправляемых ракет калибра от 20 до 150 мм. Тогда же команда талантливого конструктора, создателя фаустпатронов Генриха Лангвайлера, разработала переносной зенитный ракетный комплекс «Люфтфауст-А» («Воздушный кулак»). За ним последовал «Люфтфауст-Б», получивший второе имя - «Флигерфауст» («Летящий кулак»). Правда, сокрушительными кулаками только и осталось что махать после драки. Никакое чудо-оружие уже не могло спасти режим, катящийся туда, откуда и явился - в преисподнюю.

Но пока он не рухнул, в лагере смерти Бухенвальд конструировал свое грозное вундерваффе сильно засекреченный изобретатель, которого знали как заключенного Блау. Было что секретить: в лаборатории создавались смертельные ХХ-лучи. Точнее - генератор, испускающий особые лучи, с помощью которых, как утверждал конструктор, можно будет создать сильное антигравитационное поле. Этакая гравитационная пушка. Направленная на группу самолетов, она, по замыслу изобретателя, должна была вмиг изменить силу притяжения и превратить все боевые машины, оказавшиеся в зоне ее действия, в безвольные предметы, камнем летящие вниз. Чудо что за оружие.

Угрюмый лагерный барак снаружи ничем не отличался от других построек для заключенных. Но начинка его привела бы в изумление любого технаря. Поражала воображение чудовищных размеров рентгеновская лампа, гигантские трансформаторы - впечатление, что приборы, доставляемые сюда по списку Блау, заказывал Гулливер. Обслуживала их группа профессиональных электриков и инженеров, которых администрация лагеря выудила, на их счастье, из общей массы смертников.

Для этих спецов было предельно ясно: Блау занимается очковтирательством. Он ни черта не мыслит в области, в которой ведет свои разработки. Уже после войны один из электриков, занимавшихся монтажом гигантских устройств, Армин Вальтер, заявит: «Блау не знал, как следует обращаться с этими приборами». Другой, Рейнгольд Лохман, уточнит: «Беседуя с Блау, мы установили, что он не обладал даже элементарными понятиями по физике, механике и электронике». Помощники «генерального конструктора» прекрасно понимали, зачем он увеличивает обычную аппаратуру до неестественных размеров. Блау просто не нашел другого способа, как создать видимость масштабной работы.

Но свои выводы они предпочитали держать при себе. Ведь чудо-оружие, которое предназначалось для спасения Германии, пока что спасало их самих от газовых камер Бухенвальда. Так что «лаборатория» продолжала смахивать на мастерскую из сказки о голом короле, но никто из нацистских кураторов проекта, ослепленных грандиозными перспективами вундерваффе, этого не замечал. Их не наводил на подозрение даже тот факт, что испытание экспериментального образца все отодвигалось.

Если в физике Блау и был профаном, то по изобретательности номенклатуры требуемых материалов бил рекорды. Внезапно заявил, что для увеличения эффективности работы генератора лабораторию следует обнести специальным силовым кабелем из сплава меди и серебра. Возможно, он надеялся, что на это уйдут недели. Однако кабель был изготовлен на следующий же день и еще через день уложен по периметру барака. Тогда Блау потребовал моноцитный песок - дефицитный материал доставили спецрейсом из Швеции.

Заключенные-электрики напрасно боялись, что лавочку прикроют: в проект было вбухано слишком много средств и ожиданий.

Как стало известно значительно позже, эти ожидания все же имели под собой реальную основу - ХХ-лучи не были плодом фантазии Блау. До того как оказаться в Бухенвальде, Блау в качестве военного чиновника Третьего рейха курировал исследовательские работы по производству военной техники. Среди них был лабораторный образец установки, схожий с гравитационной пушкой, который некий автор изобретения продемонстрировал куратору. Однако вскоре изобретатель как в воду канул. Кинулись искать, и единственным следом стали слова жены пропавшего, что тот ушел на встречу с Блау и не вернулся. Гестапо взяло Блау в разработку. Он в оправдание выдвинул запутанную историю, что был соавтором данного изобретения и убрал коллегу, дабы тот не передал разработку врагам рейха.

В истории фигурировали детали, которые проверить было уже невозможно: непонятный шантаж со стороны вражеских сил. Однако поскольку от исчезнувшего «коллеги» остались кое-какие чертежи и даже детали установки, было признано целесообразным не добивать полутруп, в который превратился Блау в процессе признаний, а отправить в лагерь и использовать на пользу великой Германии.

Вся эта информация была собрана по крупицам американцами, которые первыми из союзников вошли в Бухенвальд.

Их весьма заинтересовали упоминания свидетелей о работе над ХХ-лучами, но от устройства даже винтика не осталось. Не нашли и самого Блау, хотя искали весьма усердно и долго. Чего они хотели от ловкача-невежды? И какова была истинная подноготная придуманной им истории?

Это по сей день остается загадкой.



А все-таки она вогнутая!

В апреле 1942 года Гитлер объявил подготовку к наступлению на всех фронтах. В рамках этой подготовки он отдал приказ провести наблюдение за главными силами Британского военно-морского флота, базирующимися в бухте Скапа-Флоу на севере Шотландии.

Наблюдение? На таком расстоянии? Что имелось в виду - послать на верную гибель самолет-разведчик? Нет. Слежение предполагалось провести в полной безопасности. Обозреть острова Северного моря - прямо из географического центра Европы. У фашистского командования не было никаких сомнений, что британский флот предстанет как на ладони. Ибо известно, что наша планета - полая, человечество обитает внутри нее. А поверхность Земли не выпуклая, а вогнутая. Вот почему самая большая удаленность - не препятствие для наблюдателя, если он, конечно, вооружен мощным биноклем.

Эту точку зрения разделяли и Геринг, и Гиммлер, и все окружение Гитлера во главе с самим фюрером. Собственно говоря, она была не нова. Теория полой земли возникла в незапамятные века и время от времени вскипала рецидивами в разных странах. Еще в 1818 году члены конгресса США и часть ученого сообщества обнаружили в своих почтовых ящиках послание: «Всему миру. Я объявляю, что Земля полая и обитаема изнутри. Она состоит из нескольких твердых концентрических сфер, помещенных одна в другую, и имеет у полюсов отверстия от 12 до 16°. Берусь доказать истинность сего высказывания и готов исследовать внутренность Земли, если мне помогут в этом предприятии. Клайв Саймонс, бывший капитан пехоты, штат Огайо».

Что характерно - экс-капитана не высмеяли и не посадили в психушку. Наоборот, он вмиг обзавелся приверженцами. Его соотечественника физика Сайруса Тида после сильного удара током, полученного в процессе лабораторного опыта, тоже озарило: люди живут внутри сферы, Солнце - светило искусственное, а земное притяжение - это центробежные силы, возникающие при вращении сферы. Тид создал целое религиозное направление - корехизм. Издания Саймонса и Тида, пропагандирующие теорию полой Земли, разбрелись также по Европе и во время Первой мировой попали на глаза немецкому летчику, чья фамилия у нашего читателя вызывает особые ассоциации - Бендер.

Самолет немецкого Бендера был сбит. Ранен ли он был в голову или в другое чувствительное место - история умалчивает. Но известно, что время во французском плену он коротал над брошюрами американских единомышленников. Что впоследствии обогатило немецкую нацию на целое движение, основанное Бендером во славу теории о полой Земле.

Во времена Третьего рейха, идеология которого была густо замешана на мистике и оккультизме, Бендера оценили. Гитлер, тот прямо заявил: «Теория пустотелости Земли стоит гораздо ближе к истине, чем бредни Эйнштейна». Веское мнение фюрера поставили во главу угла при реализации проекта по наблюдению за вражеским британским флотом. Бендера призвали на высший секретный совет и поставили вопрос ребром: из какой точки континента наблюдение наиболее эффективно. Растерявшийся теоретик нервно ткнул дрогнувшим пальцем в Балтийское море и попал в остров Рюген. Как авторитетно пояснил Бендер, любой объект на той стороне вогнутой сферы можно запросто нащупать инфракрасными лучами.

Экспедицию на Рюген укомплектовали ведущими специалистами по радиолокации. На остров доставили радары, самые засекреченные военные приборы той поры - их изъяли с ответственных участков фронта. Во главе поставили Гейнца Фишера, известного работами по инфракрасному излучению. Доктор Фишер четко осознавал бредовость проекта. Он был крупным ученым, что доказал, прославившись после войны в Америке как физик-атомщик. Когда впоследствии в одном из интервью ему задали вопрос о странной экспедиции на Рюген, он неохотно пробурчал: «Нацисты заставляли меня делать работу сумасшедшего». Но - приказ есть приказ. Под руководством Фишера радары установили в определенном порядке, направили к небу под углом в 45 градусов... И - ничего.

Нулевой результат дорогостоящего проекта, сведший на нет хитроумный замысел, разъярил фюрера. Бедолагу Бендера не смог защитить даже Геринг, взявший себе за правило опекать бывшего летчика. Тот был отправлен в концлагерь, из которого уже не вышел.



Лед на головы

Еще за девять лет до возникновения Третьего рейха ведущие ученые Германии и Австрии получили письма одного и того же содержания: «Пришла пора выбирать, с нами вы или против нас. Гитлер расчистит политику, Ганс Гербигер выметет ложные науки. Учение о мировом льде будет знаком возрождения немецкого народа! Берегитесь! Становитесь в наши ряды, пока не поздно!»

Ученые покрутили пальцем у виска, выкинули эти послания и начисто о них забыли. Вспомнили, когда начались репрессии - против тех, кто отказывался признать правоту нового учения: доктрины мирового льда.

Ее придумал некий Гербигер - бывший технолог холодильных установок, на них и свихнувшийся. Дорогу своей доктрине он прокладывал очень агрессивно. Она получила горячее одобрение в нацистских кругах, поскольку основывалась на прообразах древнегерманской мифологии и подводила «научную» платформу под нацистскую расовую доктрину.

Вкратце космогоническая теория Гербигера выглядела так. Начало Вселенной положила глыба льда. Начало жизни на Земле положила извечная борьба огня и льда. Четыре Луны окружали Землю при ее рождении. Три упали на Землю, и вследствие катаклизма от падения была рождена раса гигантов. «Мировой эфир» состоит изо льда, и видимый нами Млечный Путь -это невероятной величины ледяные глыбы. «Наши северные предки обрели силу в снегах и во льдах, - утверждалось в одной из программных статей «ледяного пророка» Гербигера. - Вот почему вера в мировой лед - естественное наследие нордического человека. Учение о мировом льде будет знаком возрождения немецкого народа!» И все в том же духе. Как позже восторженно писала нацистская пресса, «своей собственной жизнью фюрер показал, что дилетант выше профессионала. Потребовался другой дилетант, чтобы дать нам полное представление о Вселенной».

Сам Гербигер, возвеличенный Гитлером до статуса «одного из трех великих космологов», не дожил до окончательного торжества своих идей - он скончался в 1931 году. Но последователи во главе с Гербигером-младшим, его сыном, задавили в Третьем рейхе всякую мысль, противоречащую теории мирового льда. Под их давлением учение ввели в школьные программы в качестве обязательной дисциплины.

Какое все это имеет отношение к вундерваффе? Самое прямое. Доктрина мирового льда заставила гитлеровцев приостановить испытания новейших ракет Вернера фон Брауна (изобретателя «Фау»). Почему? В ставке фюрера всполошились: поскольку космос забит плавающими глыбами льда, мощные ракеты, запущенные с полигона на территории Германии, могут вызвать катастрофическое падение громаднейших льдин на Берлин и другие немецкие города.

Так что сначала надо почистить мировой эфир от небесного ледокола - и лишь потом пулять по врагу. Но до таких глобальных проектов руки у немцев уже не дошли: грянула Победа.



Айсбергом по врагу

Впрочем, фантазию в то нелегкое время лихорадило не только у немцев. В 1942-м, когда британскому флоту житья не стало от подводных лодок германского военно-морского флота - Кригсмарине, свой ответ оборзевшим фрицам сморозила Англия. Она вознамерилась построить гигантский авианосец для противолодочных самолетов - изо льда.

Идея принадлежала английскому журналисту и безудержному изобретателю Джеффри Пайку. В условиях острого дефицита стали и прочего металла он предложил неожиданный материал для строительства авианосца: блоки из замороженной смеси воды с опилками. Оказалось, что такой материал в четыре раза прочнее льда и обладает еще рядом надежных качеств.

Новинку назвали в честь изобретателя - пайкрит. Рассказывают, что адмирал британского флота лорд Маунтбеттен продемонстрировал пайкрит на совещании союзников в Квебеке. Он поставил рядом два блока - обычного льда и пайкрита - и выстрелил в каждый из револьвера. Лед разлетелся на куски, а от детища Пайка пуля срикошетила как от бетона, оставив одному из присутствующих память в виде незначительной царапины.

Опытный образец плавучей ледяной платформы-авианосца союзники решили строить в Канаде на озере Патриция. Прототип будущей армады айсбергообразных представлял собой махину длиной в 610 м, водоизмещением 1,8 миллиона тонн и для начала предназначался для приема 200 самолетов. Работы вели летом - пайкрит отличался более длительным временем плавления, чем чистый лед, плюс к тому в толщу льда с опилками были вмонтированы специальные холодильные установки. К августу 1943-го первый ледяной авианосец был готов. Он получил имя «Аввакум» - так звали ветхозаветного пророка, которому принадлежало изречение, весьма подходящее к случаю: «Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни, такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал».

Знаменательное высказывание оказалось пророческим вдвойне. Творцы ледяного чудо-судна и сами «крайне удивились и не поверили бы, если бы кто-то про это сказал», когда подсчитали, во что обойдется строительство реальных боевых рукотворных айсбергов. На одни опилки пришлось бы вырубить леса, объемом сравнимые со всем лесным богатством Канады. По счастью, к этому времени в ходе войны наметился перелом в пользу союзников.

И строительство грандиозного ледяного военного флота дальше опытного образца не пошло.

Отзвуком тех событий остался лишь разобранный на современные вариации анекдот: «Вражеский линкор столкнулся с айсбергом и затонул. Капитан айсберга награжден».



Отчего танки не летают

Военно-изобретательская мысль била ключом и в СССР. В разгар войны, осенью 1942-го, персоналу и охране подмосковного Быковского аэродрома довелось испытать шок: в небе появилась не предусмотренная никакими техническими данными и приказами диковинная машина - летающий танк. Он шел на посадку. По боевой тревоге был поднят расчет зенитной батареи.

К счастью, растерянность от необычной цели помешала бравым зенитчикам сбить новинку технической мысли.

Ловко приземлившись, безбашенный танк Т-60 (это не игра слов - он действительно был без башни), увенчанный крыльями и хвостовым оперением, красавец неземной, взревел мотором и неторопливо двинулся в направлении командного пункта аэродрома. Там остановился, и впечатленная неуставным вторжением охрана аэродрома вмиг скрутила появившегося из танка летчика-испытателя Сергея Анохина.

Асу испытательных полетов, будущему Герою Советского Союза пришлось пережить ужасные минуты. Похуже даже тех, что пришлись на момент одного из опаснейших испытаний, когда его планер разрушился на скорости около 300 км/час (так было задумано экспериментом) и он спасался прыжком с парашютом. Но в данном случае ситуация была похлеще - его приняли за немецкого шпиона. А со шпионами в те грозные дни не церемонились. Только оперативное прибытие аварийно-спасательной команды Летно-испытательного института, откуда стартовал танк, бороздивший небо, разрулило ситуацию.

Предыстория курьезного происшествия оказалась такова. Известный авиаконструктор Олег Антонов разработал проект, названный «Крылья танка». Десантные войска нуждались в тяжелом вооружении, в частности в танках, и конструкторы в разных странах ломали голову над проблемой транспортировки танков по воздуху еще в 30-е годы. В Америке перспективные идеи в этом направлении разрабатывал инженер Уолтер Кристи. В СССР - известный летчик-планерист и изобретатель Павел Гроховский. Под его руководством было создано специальное устройство для транспортировки легких танкеток под «брюхом» тяжелого бомбардировщика ТБ-3. В заданной точке танкетка сбрасывалась на парашюте с 30-метровым куполом. Этим же способом бомбардировщик перевозил и легкий танк Т-37 вместе с его экипажем.

Антонов решил проблему иным способом: транспортировка боевой машины по воздуху производилась на буксире. Для испытаний танк Т-60 был предельно облегчен - сняли башню, оставили минимум горючего. Взамен снабдили специально разработанной планерной оснасткой, которая при приземлении могла быть сброшена (если, к примеру, боевая машина должна была сразу вступить в схватку с противником). В качестве буксира испытывался планер А-4, а также бомбардировщик Т-3.

В тот знаменательный день как раз пришла очередь эксперимента с Т-3. Однако уже в полете выяснилось, что мощности моторов самолета-буксира для транспортировки танка на запланированный аэродром в Раменском недостаточно, моторы стали перегреваться. Пилот Т-3 успел дотянуть до Быковского, и крылатый танк был отпущен в свободный полет. Тот самый, что впечатлил аэродромную команду на всю оставшуюся жизнь.

Идея самолетно-танкового симбиоза так и не дошла до практического применения. Стало очевидно, что это ослабляет боевые качества обеих машин. А когда появились тяжелые военно-транспортные самолеты, вопрос был окончательно снят с повестки дня.



Ход кротом

Странное стальное чудо-юдо выползло на морской берег одного из секретных полигонов Германии. По форме - небольшая 14-метровая подлодка. Однако на гусеничном ходу. Нечто напоминающее гибрид субмарины с танком - мечта диверсанта.

Замысел предполагал, что, приняв на борт группу диверсантов, машина своим ходом доберется до моря, нырнет и под водой скрытно доставит их к вражескому берегу. Там группа объявится, как чертик из табакерки, вершить свое диверсантское дело. Сравнение с нечистой силой было столь уместно, что машине дали название «Меертойфел» («Морской черт»). Но, видно, сам черт и попутал - «Меертойфел» испытание не прошел. Он даже до воды не успел добраться - увяз в прибрежном грунте. Точно так же увяз и вопрос о его дальнейшей судьбе. Ну и черт с ним. Все равно главную задачу он не решал. Цены б ему не было, если б так же скрытно, как и под водой, - под землей...

Такой проект тоже существовал - подземная лодка, но к моменту работы над «Морским чертом» о нем уже забыли. Еще в 33-м году немецкий инженер Хорнер фон Верн запатентовал проект субтеррины (от латинского terra - «земля»), способной передвигаться под землей. Однако в то время он никого не заинтересовал. Зато в 1940-м, когда Генштаб Третьего рейха разрабатывал масштабную десантную операцию «Морской лев» по высадке на Британские острова, идея подземной лодки показалась весьма перспективной. Чертежи фон Верна извлекли из архива, разыскали и самого инженера. Тот радостно засучил рукава, и вскоре субтеррина обрела вполне реальные характеристики: в ней могли бы разместиться пять человек и боезаряд до 300 кг, движение под землей определялось скоростью в 7 км/ч.

Однако на стадии лабораторных экспериментов дело зависло (как, впрочем, и сама операция «Морской лев»). Главным противником подземохода был шеф люфтваффе рейхсмаршал Геринг - он склонил Гитлера к тому, чтобы сделать ставку на воздушную войну. Работы Верна прикрыли.

Существовал и другой проект боевого подземного транспорта, куда грандиозней верновского. Этакий гигантский шланг весом в 60 тысяч тонн, состоящий из крупных ячеек-отсеков. Немецкий инженер Риттер так и назвал свое детище - «Мидгард Шланге» («Змей Мидгарда»), по имени стража «срединной земли» из германо-скандинавской мифологии. Змей вгрызался в землю головкой, оснащенной четырьмя бурами. Для прохода сквозь разные виды горных пород было предусмотрено три комплекта буров. А для продвижения по земле - гусеницы. Обладал много чего умеющий «Шланге» и качествами подводной лодки. Разработку этой чудо-новинки Риттер начал в 39-м и сразу объявил ее оружием массового уничтожения. Еще бы! По замыслу проектировщика, «Змей» мог одновременно доставлять тысячу 250-килограммовых мин, тысячу 10-килограммовьгх мин, а также специальные снаряды для взрыва скальных пород.

Правда, об участии этого вундерваффе в военных действиях сведений нет. Известно лишь, что после войны под Кенигсбергом обнаружили штольни и части взорванной конструкции, сильно смахивающей на грозное оружие, до поры до времени прикинувшееся шлангом.

Однако не с немцев началась история создания подземной лодки, а с британцев. Еще в 1908 году английского инженера Дайвера в полном соответствии с его фамилией потянуло нырнуть. Только не под воду, а под землю. Он придумал субграундину - подземное судно, и даже создал его опытный образец. Однако загребающие ковши оказались не лучшим решением конструкции, один из них сломался, едва субграундина углубилась в землю на пять метров. Изобретатель взялся за дело по новой, и его второй аппарат уже действовал по принципу штопора. Он успел проникнуть под землю на 9 метров, когда взорвался паровой котел. Дайвер погиб, и его проект ушел вместе с ним в вечность.

Но идея подземных лодок в Англии не заглохла. В 40-м году по приказу Уинстона Черчилля началась разработка устройств, предназначенных для рытья тоннелей вдоль линии фронта. По таким тоннелям не только пехота, но и танки могли бы проникать неожиданно для противника в его расположение. Конструкторы выполнили задачу, и была построена первая пятерка из 200 планируемых машин. Однако падение Франции смешало планы, и проект прикрыли.

В Советском Союзе разработке подземной машины предшествовал... читательский бум вокруг вышедшего в 1935 году романа писателя-фантаста Григория Адамова «Победители недр». Это было поистине фантастическое время, когда техническими деталями, которыми был густо нашпигован художественный текст, зачитывались не меньше, чем нынче интимными подробностями из жизни звезд. Роман ли подвигнул группу инженеров под руководством Александра Требелева воплотить в жизнь идею подземохода, или они сами додумались, но уже в 37-м конструкторы взялись за разработку советской субтеррины.

Ее начали с изучения землеройных механизмов живого зверька - крота. Подопытное животное прокладывало ходы, отыскивая вкусную приманку, в длиннющем ящике, наполненном землей, а рентгеновский аппарат раскрывал секрет его движений. В итоге модель механического крота, сработанная конструкторами, на испытаниях успешно прорыла тоннель в грунте средней плотности.

Построенная в натуральную величину подземная лодка состояла из бура, четырех домкратов, которые побуждали машину двигаться в необходимом направлении, и вдавливающего устройства - оно утрамбовывало и вдавливало в стенки тоннеля землю способом, которое конструкторы подсмотрели у крота. Подземоход мог управляться непосредственно водителем, а мог и через внешнее управление с помощью кабеля. Опытный образец был создан после войны и испытан на Урале на Благодать. Об оружии речь не шла: подземоход предназначался для всяких мирных дел - от рытья тоннелей для городских коммуникаций до добычи полезных ископаемых.

Были и другие проекты субтеррин - основанные на немецких чертежах, взятых в качестве трофеев. Их черед настал, когда Хрущев вознамерился показать империалистам кузькину мать, а для того достать гадов из-под земли. Вот тогда, по неторым данным, в СССР стал разрабатываться проект «Боевого крота», вернее подземного атомохода, к которому якобы приложил руку даже академик Сахаров. Дело дошло до опытного образца, он был достойно испытан - прошел под землей и уничтожил подземный бункер условного противника. Однако время нового чудо-оружия ушло - испытания проводились осенью 1964 года, аккурат в ту пору, когда Хрущев лишился власти. Какое-то время «Боевого крота» еще демонстрировали разного рода правительственным комиссиям. А потом среди причастных прошел слух, что во время очередных испытаний произошел взрыв и субтеррина погибла вместе с экипажем в толще Уральских гор.

В последний раз о подземной лодке заговорили в 1968 году в Париже. Французский историк Франсуа Ландузье обнаружил чертежи еще одного проекта подземной лодки времен Третьего рейха - их автором был руководитель группы немецких проектировщиков Герберт фон Штрассе, расстрелянный нацистами за шпионаж. Однако не прошло и двух недель после находки, как историк пропал без вести при взрыве на пароме, которым он переправлялся через Ла-Манш. Происшествие изобиловало столь таинственными деталями, что британская желтая пресса заподозрила в катастрофе руку ЦРУ...

С тех пор о вундервафлях не слышно. А это значит, что, невзирая на различного масштаба конфликты на планете, мы живем в мирное время.

просмотров: 5648



Комментарии пользователей

  • Полибий
    1

    Может, всё эти идеи и смешны (на мой вкус, не более, чем булат от слова "болото"). Но без таких смешных идей не будут появляться и настоящие. И знаете, почему? Потому что они выглядят столь же смешно. Помните, как Наполеон Бонапарт (не дурак ведь!) высмеивал Фултона за идею парохода? Ой, да мало ли. В Интернете есть целые подборки реакций на изобретения, без которых ы сегодня не представляем жизнь -- например, "Самолёты -- интересные игрушки, но никакой военной ценности они не представляют". Так что смейтесь, пожалуйста (ничего плохого в здоровом смехе нет!), но помните -- без "вундервафлей" не будет и новых интересных идей для нового оружия -- хранителя современного мира.

    30 июля 2012 в 17:21 Ответить
  • ляля
    0

    в рунете российские блогеры и очевидцы продолжают рассказывать о последствиях затопления Крымска: - Yulia Gladysheva: "На данный момент (29 июля) в Крымске 6 тысяч погибших. А по официальным данным всего лишь 170. Трупы вывозят до сих пор. Большинство хоронят в общую могилу, не проводят опознание. Эти люди будут считаться без вести пропавшими и за них не полагается компенсация в размере 2 млн. рублей. Так власти решили экономить на трагедии.

    30 июля 2012 в 18:11 Ответить
  • сеня
    2

    Лютая брихня. Если б былостока - CNN бы давно на гавно изошло.

    30 июля 2012 в 18:20 Ответить
  • михей
    1

    ты сам брехня

    30 июля 2012 в 20:41 Ответить
  • Yulia Gladysheva
    0

    на кротоходах в сторону Геленджика

    30 июля 2012 в 22:09 Ответить
  • Фукс
    0

    говно информация, про кротоход интереснее

    30 июля 2012 в 22:14 Ответить
  • ляля
    0

    - В Крымске, затопленном в результате слива воды с водохранилищ, фактически погибло от 2 до 6 тысяч человек, а по официальным данным - 171 человек... На 11 Июля было менее 2700 трупов. На 16 Июля было менее 7000. На дороге от Баканки до Крымска погибло 100 человек, был автобус двухэтажный с детьми, автобус нашли, но никого там не было. - Ye. Alexander: Не езжайте в Геленджик! Каждый день из моря вытаскивают трупы! Посыпают химию. Новости врут! Тут тоже много погибших. - Тамара Эйдельман, заслуженный учитель РФ, историк (24 июля): "Город Крымск — это абсолютный Ад. Вонь. Трупы людей вроде бы убрали быстро. Сколько их, так и не понятно, местные называют вплоть до 9 тысяч. - Надежда Низовкина из Крымска (еще 20 июля): "Военные в разговорах называют уже новую цифру погибших – 6000 человек". - Валера, вернулся (29 июля) из Витязево районе Анапы. Привез жуткие свидетельства очевидцев, перебравшихся в Анапу, про события в Крымске и Геленджике - братские могилы, в которых тысячи погибших, трупы, до сих пор всплывающие в море у Геленджика.

    30 июля 2012 в 22:37 Ответить
  • старая разработка МАДИ в умелых руках превращается...
    0

    Автор проекта — Билл Джеймс, который предложил создать транспортную сеть с подвесной линией, по которой будут двигаться небольшие кабинки вместимостью по 4-6 человек. Такая кабина будет вызываться на остановочных пунктах, а пассажиры смогут на сенсорном экране указать точку назначения и отправиться в путь, не заботясь о пересадках и прочих неудобствах, передает Supreme2. JPod будет экологически чистым видом транспорта, работающим на электротяге, а затраты на передвижение по городу по сравнению с автомобилями уменьшатся с $0,35 за 1 км до $0,02 за 1 км пути. Еще одним преимуществом новой системы станет ее конструктивная простота и возможность легко менять и добавлять новые элементы пути. Конструкторы позаботились и о безопасности JPod, которая способна переносить землетрясения и ветра с силой до 177 км/ч. Транспортные кабины JPod могут перевозить массу до 544 кг, что позволит наладить бесперебойные грузовые поставки во все части города, исключив вредные для экологии грузовики. Подвесная дорога будет снабжена солнечными элементами, которые будут производить часть электроэнергии, необходимой системе. Всего же ее ширина составит 4 метра, а в местах стояночных площадок — 6-10 метров. По задумке автора проекта, новая транспортная система будет функционировать в автоматическом режиме круглые сутки. источник: ИА Росбалт

    30 июля 2012 в 23:11 Ответить
  • Северная Корея
    0

    вырывалась вперед в общем медальном зачете. А нам Мутко пообещал обогнать С.Корею в медальном зачете. может Илью Медведева в бадбинтон начать наигрывать. Дим Димыч Медведев, верю, что будем в 10-ке по медалям. У нас же сам Путин у руля:эффективный, модерновый, все фишки сечет, за спорт переживает, даже алфавит и тот неотесанным русским мужкам привез

    31 июля 2012 в 07:58 Ответить
  • гость
    0

    Северная Корея....важно не то, сколько у тебя риса, а высокая духовность, убеждённость в правоте партии, коммунистическая самоотдача и отсутствие разлагающего влияния гламура и интернета.

    31 июля 2012 в 08:14 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация

Я всегда был порядочным советским московским комсомольцем. Им и остался! Как же я могу не присоединиться к тем, кто мыслит в том же направлении?!!