Для кого ОСАГО?

Уже давно ни для кого не секрет, что разработанный лоббистами страхового бизнеса закон об «Обязательном страховании автогражданской ответственности» (ОСАГО) является весьма сомнительным благом для автовладельцев .И никто не вспоминает о том, что ОСАГО, согласно преамбуле Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 было введено в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Одной из самых распространенных проблем владельцы транспортных средств называют занижение автостраховщиками реальной стоимости ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Но бороться с неправомерными отказами, неправильной оценкой и затягиванием страховых выплат сегодня стало выгодно, если отстаивать свои права, руководствуясь Законом «О защите прав потребителей». В настоящее время в судах различных регионов РФ складывается правильный подход к вопросу применения Закона РФ «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Правоприменение к этим отношениям, в частности, при нарушении права на страховую выплату, дает потерпевшему право обращаться в суд по месту жительства, а не по месту регистрации страховщика, освобождает его от уплаты госпошлины, позволяет взыскивать со страховщика компенсацию морального вреда и 50%-й штраф от присужденной суммы.

Важно, что теперь судебная перспектива распространяется и на договоры страхования, заключенные в пользу третьего лица. Раньше суды никогда на такие договоры закон о защите прав потребителей не распространяли. Все это стало возможным благодаря Пленуму Верховного суда, который утвердил Постановление от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», не позволяющее страховщикам экономить деньги на выплатах клиентам. Постановление распространяет общие нормы закона «О защите прав потребителей» на страхование. По оценкам страховых экспертов, оно в 1,5–3 раза увеличит расходы страховщика при неправомерном отказе в выплате или ее задержке. Теперь страховым компаниям придется проанализировать свои правила и договоры страхования на предмет их соответствия положениям закона о защите прав потребителей. Несомненно также, что новые правовые стандарты потребуют от страховщиков максимально корректного поведения в отношении страхователей. Также постановление дает право общественным организациям и страховому надзору выступать с исками в пользу неограниченного круга лиц и требовать признания отдельных положений правил страхования ущемляющими права потребителей.

Трудно представить, что судебная система после такого решения будет иметь различную практику. Однако, одни суды считают, что Закон РФ «О защите прав потребителей» распространяется на такие отношения в полной мере, другие – что не распространяется вовсе, третьи – что распространяется лишь частично. Областные суды различных субъектов РФ дают нижестоящим судам кардинально противоположные рекомендации по этому вопросу. Отсутствие единого подхода порождает негативные последствия для граждан, обращающихся за судебной защитой нарушенных прав в этой сфере. При этом очевидно, что возможность взыскания 50%-го штрафа именно в пользу потребителя, а не госбюджета, будет стимулировать клиентов активнее защищать свои права.

Учитывая значимость своевременной и полной судебной защиты потерпевших в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, необходимо выработать основополагающие предложения по разрешению изложенного вопроса и установить единый общественный контроль за указанными судебными процедурами. Именно это я и предполагаю сделать на базе рабочей группы по защите прав потребителей Общественной палаты Российской Федерации. Жду Ваших предложений и жалоб на действия страховых компаний и наших уважаемых судей. Кстати, эту тему мы будем обсуждать в ходе круглого стола, который пройдет 22 апреля в Общественной палате. --

просмотров: 12826



Комментарии пользователей

  • Пешех
    8

    Вообще-то, надо страховать не авто-железку, а человека, имеющего водительсткие права, если он поехал. Моразм ОСАГО сразу становится дороже, если, например, ты вписываешь в ОСАГО кроме себя еще кого-то. Если не вписал конкретное лицо - уже нарушение-штраф, даже если владелец машины сидит рядом с водителем! Так, что полис типа ОСАГО должен иметь человек с правами, который управляет в данный секунд ТС, и не важно чья машина тебе доверена!

    17 апреля 2013 в 11:44 Ответить
  • АвтоВАЗ
    -2

    Вы открыли глаза миллионам автовладельцев! Спасибо.

    17 апреля 2013 в 12:47 Ответить
  • Сергей
    8

    В настоящее время Группа компаний Росгосстрах проводят действия по принуждению граждан заключать договора ОСАГО с нарушением действующего законодательства. 21 марта 2013 года, я обратился к страховому агенту компании Росгосстрах в станице Варениковской, Крымского района, Краснодарского края, агент сославшись на указание «сверху», объяснила, что понижающий коэффициент за безаварийную эксплуатацию автомобиля применяться не будет! Мне пришлось позвонить по телефону горячей линии компании Росгосстрах, где мне ответили, что если я не согласен с расчетами, то могу подать жалобу. В Российской Федерации гражданским законодательством установлено, что договор свободен, условия договора могут регулироваться сторонами и действующим законодательством, однако, компания Росгосстрах игнорирует установленные законами и нормативными актами требования. Кроме этого, я обратился по телефону горячей линии в Российский союз автостраховщиков, где мне разъяснили, что действия компании не правомерны, жалоб поступило огромное количество, на компанию налагались административные штрафы, для компании эти убытки не значительны, по сравнению с получаемым доходом от введенных в заблуждение клиентов. Это единственная компания злостно нарушающая действующее законодательство. Если заключу договор, то деньги назад не вернут, так как заключение договора добровольное. Российский союз автостраховщиков рекомендует сменить компанию для оформления страхового полиса ОСАГО. Таким образом, в действиях руководителя компании Росгосстрах имеются признаки состава преступления предусмотренные пунктом 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. На основании вышеизложенного, прошу провести проверку в отношении руководства компании и привлечь виновных к уголовной ответственности. Вот такое заявление я отправил в генпрокуратуру.

    17 апреля 2013 в 14:52 Ответить
  • 545
    1

    Какой законопроект поступил на рассмотрение Советом Государственной Думы? Проследить его историю можно по ссылке http://asozd2.duma.gov.ru   В тексте законопроекта на странице 5 пункт 3, черным по белому написано: 3) статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания: "3. К отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не применяется.";

    17 апреля 2013 в 14:59 Ответить
  • III
    0

    Букву закона в страховых компаниях трактуют по-разному, особенно если формулировки расплывчаты. А иногда и вовсе придумывают различные несуществующие ограничения. К примеру, во многих страховых компаниях можно услышать, что в полис ОСАГО можно вписать не более 5 лиц, хотя ни в Правилах страхования, ни в различных постановлениях, сопровождающих этот документ, никаких подобных ограничений не существует. Можно вписать хоть 10, хоть 100 человек. И самое главное — стоимость полиса при этом никак не изменится. Вся сложность связана только с тем, чтобы предоставить все сведения о водителях в письменном виде. А ведь многие автовладельцы вынуждены покупать полис без ограничения права доступа (а это дороже на 50%) только по причине искусственно созданного ограничения.

    17 апреля 2013 в 20:58 Ответить
  • Мне
    0

    Еще один пример вольной трактовки закона. Человек только что купил автомобиль и приходит в страховую компанию, чтобы получить полис. Сам он живет в другом городе или регионе. В страховой компании ему любезно предлагают заключить договор на срок следования к пункту регистрации, к примеру, на 15 дней. Это вовсе не означает, что и платить за полис придется совсем ничего: заплатить надо 20% от годового полиса. А это означает еще и то, что общие затраты составят 120% (100 за обязательный годовой полис и еще 20 за «транзитный»).

    17 апреля 2013 в 21:00 Ответить
  • Предатели
    1

    Думаю, что апеллировать к совести или здравому смыслу «заряженных» лоббистов страховых компаний не приходится, поэтому это было ожидаемо. Интересно было, как вообще можно обосновать такие предложения. Ведь с законопроектом в Госдуму в обязательном порядке должно представляться финансово-экономическое обоснование (ФЭО) и пояснительная записка. Читаем пояснительную записку к законопроекту. Начинается она с декларирования того, что «проект федерального закона разработан в целях повышения эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств». Дальше идут радужные описания тех изменений, которые вносятся в закон ОСАГО и другой страховой закон. Среди этих пояснений нет ни слова о предлагаемом исключении ОСАГО из-под действия закона ОЗПП, но зато в финале, как бы объединяя все остальные предложения по модернизации закона ОСАГО, Правительство пишет, что в закон ОСАГО предлагаются иные изменения ОСАГО, «позволяющие гарантировать защиту прав потерпевших на возмещение причиненного вреда и соблюдение требований Закона об ОСАГО».

    17 апреля 2013 в 21:03 Ответить
  • Обман
    0

      Возможны и такие способы мошенничества — вам вдруг предлагается очень большая скидка от изначальной цены страховки. Естественно, любого человека заинтересует возможность купить полис ОСАГО гораздо дешевле, чем это предлагает компания. На различных площадках продажи страховых услуг можно встретить скидки на полисы до 30%, однако не стоит соблазняться такими предложениями, так как во всем должно быть рациональное зерно и трезвый взгляд. С одной стороны, вряд ли вы можете привести пример какой-либо компании, продающей свои услуги себе в ущерб. Также и страховые компании не будут продавать страховые полисы по низким ценам. Снижение цен может быть обусловлено промо-акциями или сезонными предложениями. Размер такой скидки не превышает 5-10% от номинальной стоимости полиса. Такую скидку получает клиент, но совсем не значит, что эта скидка равняется той, которую делает компания. Не нужно забывать, что страховое агентство — это комммерческое предприятие, целью которого является максимальное получение прибыли, а не сокращение расходов на страховые полисы у населения. Проводимые в компании промо-акции снижают прибыль компании примерно на 20%, так как компания должна провести рекламу, разработать принципы промо-акции, выплатить зарплаты своим сотрудникам. А также заплатить налоги. Чем меньше премия по полученным страховкам, тем меньше сама прибыль. Для того, чтобы избежать крупных вложений по рекламе, реализации, представлению своих услуг, страховые компании иногда продают свои полисы частным лицам, которые излишек могут оставить себе. Брокеры, агенты занимаются продвижением своих полисов самостоятельно, и реализация происходит в жесткой конкуренции с материнской компанией. Если агент реализовывает полис ОСАГО, то его премия может составить до 25% от номинальной стоимости услуг, однако при реализации полиса КАСКО сумма не превышает 15% изначальной стоимости.

    17 апреля 2013 в 21:05 Ответить
  • Россиянин
    4

    Давно пора этот вопрос решить. А то у нас суды в разных областях принимают решения, противоречащие друг другу. Как будто живут в разных странах. А самая злостная нарушительница законодательства - компания Росгосстрах. Имел несчастье решать с ней вопрос о возмещении материального ущерба.

    17 апреля 2013 в 21:17 Ответить
  • ЦЦ
    4

    Просто все в России против людей. Слепаку респект!

    18 апреля 2013 в 07:28 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход

Член Союза писателей РФ, Член Общественной палаты РФ четвёртого и пятого созывов.

За время работы в ОПРФ пятого созыва получил наибольшее количество обращений граждан (свыше 23000). Занял первое место по количеству решённых вопросов (свыше 60% от общего количества). Вошел в тройку самых активных членов ОПРФ по работе со СМИ, за три года свыше 10000 публикаций, интервью, выступлений на радио и телевидении.