Есть зло и добро. И есть дети, которые не любят читать

Есть зло и добро. И есть дети, которые не любят читать


Сразу скажу, эта история не про Pussy Riot.

Так вот, современный учитель читает первоклассникам рассказ «Огурцы» Николая Носова. Сам рассказ старый, а детская книжка – новая, недавнее переиздание.

Дошкольники Павлик и Котька забрались на колхозное поле и украли несколько огурцов. Павлик потом испугался и отдал свои огурцы Котьке. Тот пришел домой и радостно сообщил матери про принесенное добро. Мать в ответ потребовала вернуть огурцы на огород.

– Не пойду я! У дедушки (сторожа) ружье. Он выстрелит и убьет меня!

– И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор… Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Мальчик, в конце концов, отправляется на колхозный огород.

И тут одна из слушающих первоклассниц как закричит: Он должен был ей сказать: «Ты – дура! Ведь я - твой сын!»

Рассказ Носова очень милый. Там очень хорошая концовка.

Сторож спрашивает у маленького Котьки, возвращающего ему огурцы:

- Ну, все, что ли? – спросил старик.

- Нет, одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

- Ну что же будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А этот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?

- …ну, считай, что я тебе подарил его.

 

Нам, в нашем детстве, этот рассказ не казался странным. Есть добро и зло, правда и ложь. За проступок нужно наказать. За ворованный огурец можно и убить, фигурально выражаясь, в чисто воспитательных целях. Такая милая, страшноватая логика, перевернутый Павлик Морозов, впечатанный в наши мозги.

Современных детей не учат читать. Вернее, плохо учат и не прививают любовь к этому виду развлечения и деятельности. Современные дети значительно менее образованы, меньше знают о мире, хуже учатся, хуже развиты эмоционально. Но некоторые из них почему-то лучше нас способны почувствовать абсурд и бесчеловечность всей нашей прошлой жизни.

Мы можем сколько угодно жалеть о том, что дети не воспринимают наших эмоций, не любят наших песен и наших книг. Можно пытаться кормить их Окуджавой и Высоцким и научить восхищаться нашими романтическими шестидесятыми. Но остается один неприятный и непреложный факт. Наша Правда, наша Вера, наша Любовь, наша романтика и лучшие наши поэты, наша эмоциональная чуткость и даже наш почти героический отказ от советской идеологической пропаганды, не способны были полностью вытеснить из наших душ и мозгов основу страшной идеологии: есть правда и ложь; есть враг и друг. Есть добро и зло. Зло должно караться, и иногда нам самим приходится выступать в этой роли карающего меча, обличителя зла, восстановителя справедливости.

И вот эту, такую привычную нам, ценностную «раскладку» и не хочет воспринимать самая обычная, наверное, и даже совсем не лучшая по успеваемости, первоклассница.

Так, может быть, вообще не стоит их портить нашим «культурным багажом»?

Нет, все-таки, надо их учить читать. Не приучим их, так хоть сами чему-то научимся в ходе этого обучения. С другой стороны, а что мы еще умеем? – Читать и учить. Есть зло и добро, правда и ложь. Есть наши любимые книги, где все написано про зло и добро, про правду и ложь.

 

просмотров: 3564



Комментарии пользователей

  • Григорий
    1

    "Сразу скажу, эта история не про Pussy Riot..." Ну, всё, блин. Не задался день у журналиста...

    9 апреля 2012 в 04:19 Ответить
  • Наивная
    2

    Угу, вот это неумение различать добро и зло и приводит к противоправным действиям. Что и доказали не читающие девочки избившие свою подругу.

    9 апреля 2012 в 09:45 Ответить
  • а всё началось с пояса Богородицы
    1

    Есть зло и добро. И есть дети, которые не любят читать---------------- На Пасху, надо приносить в подарок храмам книжки, которые дети не любят читать.

    9 апреля 2012 в 11:11 Ответить
  • Лиличка, 18
    4

    Вам необыкновенно повезло, Александр, Вас окружают умные люди. За пределами университетов поколение романтических 60-х, впрочем как и 70-х, не потрясает ни интеллектом, ни начитанностью, ни пониманием механизмов, приводящих в движение наш разрозненный голубой шар. Либералы и коммунисты, внесистемники и убежденные единоросы: они не готовы пожертвовать личным комфортом ради собственных же высоких принципов, доставшихся им в наследство от родителей или привитых хваленым советским образованием. Их гражданская позиция объясняется вовсе не потребностью в свободе, а скорее острой жаждой соучастия в судьбе отечества, попыткой запустить саквояжем в тронувшийся поезд. На лекциях нам беспрестанно твердят о долге гражданина, социальной ответственности, говорят, что не пройдет и 20 лет, как судьба России окажется в наших руках, руках интеллигенции, и только мы в ответе за то, в какой стране будут жить наши дети. Но вот проходят полтора часа, пара заканчивается, а в глазах слушателей появляется грусть. А что же еще, если ни студенты, ни преподаватели не говорят вслух о том, что волнует тех, кто еще вчера были детьми. Кто в ответе перед нами за то, что происходит в стране сейчас и чем были заняты руки интеллигенции все эти 20-30 лет? А если сейчас у штурвала стоят дельцы, а не " ум и совесть нации", то почему же ситуация должна измениться? А Окуджавой и Высоцким детей "кормить" не надо, иначе пресыщение произойдет раньше, чем человек войдет в возраст, когда искусство перестает быть "домашкой" и становится потребностью души. И, как мне кажется, задача преподавателя состоит не в том, чтобы заставить прочитать-заучить-отчитаться, а в том, чтобы разбудить потребность. Ведь научить человека чему-либо невозможно, иначе что же это за дрессировка такая, но совсем другое дело - научить ребенка учиться и любить сам процесс. А между добром и злом, правдой и ложью человек должен выбирать сам, подтверждая выбор всей своей жизнью, иначе какова цена тому добру и правде, которых человек не искал, в которые не верил, за которые не страдал.

    12 апреля 2012 в 04:22 Ответить
  • avtor
    0

    Вы почти во всем правы, или даже во всем. Но почему же Вы не разговариваете о том, что Вас волнует с Вашими педагогами? Хотя бы с некоторыми? Попробуйте, а вдруг разговор получится!?

    12 апреля 2012 в 19:45 Ответить
  • Лиличка
    0

    Примечательно, что Вы написали именно " с педагогами", а не "с преподавателями". Исходя из этого, могу ли я полагать, что Вы согласитесь: эти вопросы - чистой воды душевный эксгибиционизм. Озвучь студент подобное, - и это прозвучит упреком, потеряет первоначальный смысл. Наверное мы просто ждем, пока об этом заговорят те, кто так требователен к нам, точнее не ждем, а лишь выжидаем.

    16 апреля 2012 в 01:34 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация

Этой весной вместе с теплом в Россию возвращается политическая жизнь. Потянуло чем-то свежим и одновременно вонючим. В поля выходят труженики, готовые до зари чего-то там сеять в умах и душах. В хлевах заволновались политические животные, проголодавшиеся за время зимнего воздержания. Они громко мычат и просятся на травку. Вот, собственно, об этом и пойдет речь, а также о журналистике, образовании и обо всем хорошем.