Это всего лишь Doping-Pong

Это всего лишь Doping-Pong

После наезда The Guardian наши СМИ дружно отписались по поводу нацистской составляющей в псевдоолимпийской рекламе, созданной командой Doping-Pong. Я о грядущем скандале знал еще в апреле. Письмо креатора проекта Димы Мишенина мне переслала наша с ним общая знакомая, которая сотрудничала с лидером Doping-Pong во время работы последнего над журналами «Крестьянка» и FHM. Цитирую:

«Салют и Доброе Утро! Представляешь, у меня вчера взяли интервью журналисты The Guardian! Пытали около двух часов. Даже чуть больше. Наверное извели на меня свой бюджет недельный ))) Два англичанина и русский «предатель Родины» какой-то. Втроем учинили допрос:

Кто спонсирует меня как художника?

Приказывает ли мне Путин что рисовать?

С какими националистическими группировками я в сговоре?

Что я пропагандирую молодежи?

Какую политическую силу представляю и т.д.

Через час они уже перешли на крик, когда поняли, что вся структура допроса рушится и трещит по швам...

Я был экстра-спокоен, уверен и чеканил каждое слово…

– Вы назвали свою рекламу «Горки-город героев» вы коммунист?

– Следующую свою картину я назову Лондон-город героев.

– Почему ?

– Потому что во времена войны ваш город проявил себя геройски.

– Вы фашист. Ваш герой – Ленни Рифеншталь. А она фотографировалась с Гитлером.

– Но моя любимая ее фотография та, где она с Миком Джаггером.

– Давайте мы выключим запись, Дима и вы нам скажете честно... На кого вы работаете???

– Можете не выключать. Я поэт. И работаю на себя.

– Вот ваша статья из «Лимонки» за 2006 год ( ребята взялись за дело серьезно и подняли все архивы ))) - где вы пишите что вы мечтаете о том, как украсить славянские заборы черепами ваших врагов.

– Я смутно помню тот материал. Возможно меня вдохновил на это высказывание Сальвадор Дали и его предложение генералу Франко украсить главную дорогу в Мадрид скелетами врагов Диктатуры. Мне понравилась эта идея.

– Как вы относитесь к терроризму?

– Он мне понятнее, как русскому человеку, чем крестовые походы, которые наверное близки вам как англичанину.

– Почему?

– Потому что Россия – колыбель адресного политического терроризма. Это «Народная Воля» придумала бэби бомбы, которые впоследствии использовались Фракцией Красной Армии, а левые эсеры подготовили почву Движению за Освобождение Палестины, которое училось по их схемам своей борьбе.

– Вас любят фашисты и коммунисты!

– Высоцкого любили бандиты и менты, но он же не виноват, что стал народным!

На исходе второго часа они целиком были дезориентированы. Вся их идея материала о пропутиновском фашисте художнике рухнула в е…я... Особенно их взбесило то, что я лучше них ориентируюсь в современном искусстве и рекламе. Что совсем не вязалось с кремлевским или фашистским художником... Поэтому они держали долгие паузы, переговариваясь что им дальше делать и какой вопрос задать...

Они спросили меня:

– Арт-группа «Война» и Артемий Лебедев отрицательно охарактеризовали вашу деятельность в современной рекламе. Чьи же интересы вы представляете своим искусством?

– Интересы красоты.

– То есть?

– Ну вы читали Достоевского?

– Да.

– «Красота спасет мир». Я несу заветы русской классики в рекламе. Вот и все».

Кирилл Разлогов прокомментировал ситуацию вполне резонно: «Рекламная кампания Горки-города попала под пресс политизации сознания творческой интеллигенции не столько у нас в стране, сколько в Европе в целом. Недавний скандал с Ларсом фон Триером на Каннском фестивале и яркое шоу мирового масштаба с Домиником Стросс-Каном тому самые яркие подтверждения. Ясно, что за всем этим стоят вполне определенные политические и финансовые интересы. На этом фоне особо интересно, как используются в подобной борьбе собственно художественные формы, как известно, условно и на короткий в историческом масштабе срок связываемые с определенными идеологическими сигналами, не только воспринимаемыми, но порой и генерируемыми аудиторией. Примеров тут предостаточно. Та же свастика у образованного человека вызовет ассоциацию не только с нацизмом, но и – в первую очередь – с Древней Индией. Культ человеческого тела, ярким выражением которого стало олимпийское движение, отсылает, конечно, прежде всего к античности, вдохновлявшей не только великую (хоть и политически заблуждавшуюся) Лени Рифеншталь, но и мастеров итальянского возрождения. Периодическая смена эстетических идеалов мужчины и женщины определяется и политикой, и экономикой, и массовой психологией и миллионами других факторов, умение ощутить (а порой и создать) которые отличает великого кутюрье от жалкого эпигона.

Так причем тут конкретно взятая рекламная кампания? А при том, что она строится на основе определенных эстетических идеалов, корни которых уходят как в глубокое прошлое, так и в изменчивое настоящее, а не только в марш физкультурников 30-х годов минувшего века, столь похожий у нас и в Германии (это сходство гениально обыграл Михаил Ромм в «Обыкновенном фашизме»). Но вот незадача - исторические корни у рекламы Горки-города, олимпийского движения, французского классицизма и культа голубоглазого бесполого спортсмена и спортсменки одни и те же, а вот укорененности в текущую социокультурную ситуацию совершенно разные. Вот их-то и надо понять, а не ссылаться на исторические прецеденты, всегда относительные и конъюнктурные».

Впервые за всю нашу историю «наружка» стала темой политической полемики. Обвинения в пропаганде фашизма – вообще удобный инструмент укрощения несистемных маргиналов. Помню, на Кинчева навешивали такой ярлык. Первый раз Костю обвинили в нацизме еще в конце 1987 года. Некрасивая вышла тогда история – лидер «Алисы» перед выступлением в Ленинграде крупно повздорил с местными ментами, защищая беременную супругу Аню и против него состряпали дело, которое разгорелось, кстати, тоже из-за публикации. Но не в британской газете, а в питерской.

Чтобы защитить приятеля, я опубликовал в журнале ЦК ВЛКСМ «Смена» рассказ о том, что на самом деле случилось, и как в одноименной газете журналист Кокосов, нелепо переврал фразу «Эй, ты там, на том берегу!», утверждая, что «Алиса» пела: «Хайль Гитлер на том берегу!».

Костю реально едва не посадили по статье 206 УК РСФСР (хулиганство). И все его друзья делали тогда все, что могли, чтобы отбить рокера от тюрьмы. Вот и я публиковал, где мог, заметку за заметкой, а его тезка Эрнст потом долго стебался над «штилем» одного их моих «прокинчевских» текстов, опубликованного в «Совершенно секретно». Материал начинался словами «Дорога была предательски мокра и по-девичьи капризна…» – в те годы заходить на тему приходилось издалека, как истребителю на палубу авианосца…

Дюжину лет спустя, после выхода альбома «Солнцеворот», облогу которого украшала левосторонняя свастика, любимец Бориса Березовского радио-менеджер Михаил Козырев забанил творчество Кинчева: альбом зачистили из эфира все по той же причине – пропаганда фашизма. Кинчев так и не смог втолковать медийщикам, что свастика - христианский символ Солнцеворота, символ снискания и обретения Благодати Святого Духа.

А в истории с Мишениным любопытно то, разборки в очередной раз выявили неприязнь к власти. Именно потому что рекламная линейка Doping-Pong была воспринята как олимпийская (читай: официозная, государственная, кремлевская), в ней узрели державный нацизм.

Забавно, что те же блогеры, что когда-то залитовали словосочетание «гламурный фашизм», теперь рисуют кремлевские комиксы. Как сказала бы все та же Ленни Рифеншталь: «Это всего лишь арт». А позировавший с ней фронтмен Rolling Stones Мик Джаггер в своей программной композиции еще 35 лет назад приговорил: It's only rock'n'roll, but I like it. Да, это всего лишь рок-н-ролл. Но мне нравится.

просмотров: 6547



Комментарии пользователей

  • Ваше имя
    -2

    Пытался догнать, об чем сей высер - ниасилил. Автор знает стишок про "А И Б - сидели на трубе"? "А&Б сидели на трубе, А упала, Б пропала - кто остался на трубе?". Так кто?

    3 июня 2011 в 09:29 Ответить
  • ENER
    0

    Тренируй мозг — сможешь осилить.

    27 сентября 2012 в 07:42 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация

Как и любой из своих блогов, данный намерен использовать ради вивисекции сограждан. Попытаюсь тестировать аудиторию: мне любопытна реакция читателей/слушателей/зрителей на аккуратные провокации.