Горизонты либеральной идеи

Автор настоящей заметки не придерживается концепции «особого пути», особенно, когда этот путь прокладывается задом наперед и поперек законов исторического развития. Автор тем более не разделяет расистских высказываний об «особом менталитете» граждан России. Кроме того, автор уверен, что понимание и применение либеральных идей и ценностей самым грубым образом искажается теми людьми и социальными группами, которым ошибочно или злокачественно приписывается жажда либерализма.

Наибольший урон либеральной идее в новейшей российской истории нанесли, как это часто бывает в странах с несвободными СМИ и двойной моралью, медийные персонажи, отцы-реформаторы: Герман Греф, Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс и т.п. Их имена занесены в книгу либерализма, но это лже-либералы, это бывшие и действительные чиновники коррумпированного государственного аппарата, директора госкомпаний, советники, а значит — союзники авторитарного режима. Двусмысленное положение отцов-реформаторов, наличие у них племянников-реформаторов, реформаторов-свояков и реформаторов-земляков придают книге либерализма трагический статус «красной».

Первоначально либерализм мыслился как подвид демократии, адаптированный для лавочников, таким он и прижился. В России же владельцы малых-средних бизнесов (читайте: лавочники и цеховики) развились вне свобод и прав. Суровая реальность предоставила в их распоряжение дармовую рабочую силу и правила игры, при которых дача взятки обходится дешевле уплаты налогов, а покупка и обслуживание оборудования стоят дороже, чем использование бригады неквалифицированных копателей и толкателей тачек. Если экономический эффект от разбавления топлива может обернуться поломкой дорогостоящего механизма, то недоплата рабочим — это всегда безопасно.
В силу вышеперечисленных факторов, малый и средний бизнес тяготеют к феодальным принципам существования. Связка бай—батрак становится все более и более легитимной за счет увеличения числа мигрантов из Средней Азии. Эти бедные люди не имеют иного опыта человеческих отношений. Отношений по сути двоичных: если ты не бай, то батрак; плох тот батрак, который не мечтает стать баем. Вот они и терпят до поры до времени.

Еще одним цветком зла в букете лже-либерализма является либерализм рафинированный или академический. Со свойственными академическим кругам снобизмом и заумью несложная по определению и исполнению идеология здесь выдается за элитарную. Данный подход порождает либеральные и либертарианские партии-секты, замкнутые на платежеспособных лидерах и не заинтересованные ни в расширении либерального пространства, ни в распространении знания... Может быть, ощущать себя ложечкой диогена в бочке с коричнево-красной субстанцией кажется кому-то престижным или даже почетным, но практической пользы в этом нет никакой.
Вялым оправданием здесь является отсутствие опыта: «эпоху просвещения» Россия миновала, не испачкав подошв. Был короткий период всеобщей грамотности и почти поголовного технического образования. Имела место практика опрощения, давшая, скорее, негативный эффект. Передвижники рисовали для крестьян пасторальки, стремясь привить вкус к прекрасному, но изображение оказалось хуже оригинала и не принесло молока.
Чем больше опрощались народники, тем ярче в них проступали неискренность, стремление научать (вместо — учить). Аудитории (в первую очередь людям труда) было отказано в праве иметь собственный логический аппарат. Поэтому все закончилось именно так, как закончилось...
Вот и сейчас активисты прогрессивных движений, вместо широкой просветительской деятельности, ведут себя словно втюхиватели ненужных услуг и товаров: раздают людям стикеры, где в два-три слова, а то и в одну пиктограмму закладывается попытка объяснить, почему и ради чего необходимо менять сложившиеся устои, привычки, отказываться от прежнего образа жизни. Неудивительно, что стикеры часто летят в мусорное ведро.

Между тем либеральные идеи сравнительно легко увязываются с решением и социальных, и повседневных проблем. Мало того что эти идеи универсальны, они, страшно сказать, бесклассовы. Учитывая высокий уровень индивидуализма российского населения, либеральная идеология имеет хороший шанс стать по-настоящему массовой.
Пожалуй, единственное, чего следует избегать на этом и последующих этапах, — безответственной пропаганды и реализации рафинированных идей. В мире чистых идей слишком чисто и нет места для человека. Либерализм — это производная от демократии, неразрывно с ней связанная. Отделенный от демократии либерализм неизбежно преодолевает стадию социал-дарвинизма и превращается в тиранию — персональную ли, групповую или монетарную.

Успех дела зависит от наличия в обществе небольшого, но активного количества волонтеров, если угодно миссионеров, готовых нести знание напрямую — путем личных встреч, собраний, презентаций, лекций и т.п.
 

просмотров: 2135



Комментарии пользователей

  • Горизонт...
    0

    ... имеет особенность отдаляться. На сколько к нему приближаются, на столько же он отходит.

    4 июля 2012 в 23:36 Ответить
  • 77789
    0

    > Учитывая высокий уровень индивидуализма российского населения, либеральная идеология имеет хороший шанс стать по-настоящему массовой. < Вполне возможно, что российский уровень индивидуализма высок, но высоки также и требования к правительству, то и дело мы слышим, что правительство должно решить проблему бедности, инфляции, образования, безработицы, жилья, оплаты услуг, медицины и много еще чего, что идет в разрез с индивидуализмом. Я думаю, что в России социальные тенденции гораздо более сильны, чем индивидуализм, и когда стоит выбор между "сам по себе" и "помощь государство, в обмен на ограничения индивидуализма", то выбор делается в пользу государства, поэтому левые партии имеют больший успех в России, чем правые. В целом я думаю либеральные идеи поддерживаются обеспеченными людьми, которые уверены, что помощь государства им не понадобится, и поэтому они не хотят платить налоги, более бедные люди не уверены в своих силах, и хотят, чтобы кто-то их поддерживал, например, государство.

    5 июля 2012 в 07:14 Ответить
  • Ну чё проехали с Сандрой
    1

    там где карнавалная маска валялась, ночью телку вы запустили. Я харкнул ей, хотел под ноги, но... так получилось, харкотина крупная была, ну в общем постирается, ну и вы маски не разбрасываейте. Прикуп я знаю, вы тоже. От Белковсконго не зависит, и от Собчак с Путиным тоже. Ммммца, как я своей. Судите мужчину по его женщине. На мою посмотрите, и усритесь стоя.

    5 июля 2012 в 17:16 Ответить
  • Big in japan techno remix
    3

    говорили мне что "бородатый обосрыш" Стасик фэшный, я не верил. Теперь уверен, как и то, что Лубянка д.1 команда-решето, взломал вас, сидите на жопе ровно. Ну такая у вас система безопасности левая. Ну хоть на ремонт встали. Вам еще бы бородатых женщин(без кавычек) с рамки убрать, и ваще заживете

    5 июля 2012 в 17:30 Ответить
  • свистуна на кожаной флейте приструните
    0

    раб (на пидр тему прикручен, по ГОСТу работаете) ваш чего-то разошелся. Как бы ОИ в лондоне позорней чем в Пекине не прошли. Флейтист, не должен так писать, будет зло

    5 июля 2012 в 18:20 Ответить
  • Рамзан, аккратней
    0

    124-ые кузова уехали, и не на обед. Открыт ты со всех сторон. Потеряем тебя, Грозный опять заполыхает.

    5 июля 2012 в 18:26 Ответить
  • Сильвио привет. Думай сам-решай сам
    0

    Разве хотели Политковская и Эстемирова, повторения 2 кавказских войн, а Белковский на них ссылается . Спроси, у любого простого человека в Кольчугино, которое кормит Кавказ(дрожжи-экономика, считай по Явлинскому сценарию, но в Путинские временатуда-сюда) хотят они ещё одно кладбище молодых ребят-срочников. Ответ очевиден. Это не Ливия, это Кавказ. спроси у любого москвича (не покорителя москвы, этим наоборот хочется зла москве с видом из лондона), они хотят в переход на пушкинской заходить и крестится, людей из взорванных домов откапывать. И вот этот в самом прямом смысле провокатор войны(наверняка с плоскостопием, одышкой, -7 стекла, короче не боец, но коньячишка "фан-фане" позволяет думать,что можно). Короче, Сильвио, уваж, он у тебя в Италии отирается, прими его как надо. Он зло несет, а оно тебе надо, зло то в Италии?! Мне и одна сторона случайные собутыльники из спецназа и другая сторона старые аксакалы-аграрии рассказывали, там был настоящий ад!

    6 июля 2012 в 07:31 Ответить
  • Вдогонку
    0

    Мы с Римским МГИМО договоривались сразу, с первой попытки на чемпионский титул Италии ))). В России говорят: "первый блин комом". Как-то так примерно

    6 июля 2012 в 07:58 Ответить
  • Владимир
    0

    Щигельский, смените фотографию. На ней Вы похожи на нехорошего человека, что априори вызывает неприятие Ваших текстов. Кстати, и Янсу посоветуйте то же самое. Извините, если что не так.

    6 июля 2012 в 08:16 Ответить
  • Влад
    0

    Щигельский: "Между тем либеральные идеи сравнительно легко увязываются с решением и социальных, и повседневных проблем". Ну слава Богу, я уж думал Щигельский ярый противник либерализма! Оказывается, легко либеральные идеи увязываются с решением социальных проблем, но никто об этом кроме Щигельского не догадывается: "Успех дела зависит от наличия в обществе небольшого, но активного количества волонтеров, если угодно миссионеров, готовых нести знание напрямую — путем личных встреч, собраний, презентаций, лекций и т.п". Соглашусь, собраний и презентаций нам очень не хватает!

    6 июля 2012 в 08:41 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация

Петербуржский прозаик и публицист. Рассказы, очерки и статьи автора опубликованы в печатных и электронных СМИ, в частности таких как «Мой район», «Час пик» (г. Санкт-Петербург); «Эхо Москвы»; «Королевская панорама», «Одинцово-Инфо» (Московская обл.); еженедельник «Обзор» (Чикаго, США), «Наша Канада» и др.

В 2010 г. в журнале «Сибирские огни» (г. Новосибирск) опубликован роман «Время воды», в журнале «Edita-club» (Германия) – роман «Наночеловек. Политические технологии сновидения».

Отдельной книгой в Петербурге издан роман «Обратное уравнение».