Хрустальный звон

Закрывают Гусь Хрустальный. Чудовищно безграмотная фраза – и, без малейшего сомнения, понятная любому русскому читателю. Затертый в сугробах менее, чем в 300 километрах от Москвы, маленький городок, где из века в век мастера соединяли стекло, свинец и песок, храня секрет таинственного этого слияния.

...Мы подымали тосты, разлив национальный продукт в граненые стаканчики, скидывались всем коллективом и дарили уходящему на пенсию бухгалтеру вазу, и в резных ее боках скакали солнечные зайчики, щедро выкладывали новогодний оливье из салатницы, которую только по праздникам снимали с верхней полки румынской стенки.

Случилось мне несколько лет назад путешествовать из Петербурга в Москву дневным поездом. На остановке, где-то в середине пути, в вагон вошли небогато одетые женщины с тяжелыми сумками в руках. Они заглядывали в купе и без особой бойкости выкладывали на столики коробки с хрустальными наборами: фужеры, стаканы, вазочки. Цены были смешные, истории про зарплату, которую выплачивают продукцией, грустные, а дорога – длинная. Короче, я не удержалась и купила стопочки в разваливающейся картонной коробке. Не скажу, чтобы так уж активно они у нас в семье эксплуатировались, но то, праздники, то простуда, в общем, осталась у меня от силы пара, и буквально приди кто в гости – и налить будет не во что…

Хрусталь нынче не в моде. Угасший символ советского благополучия, верный компаньон фанерных гарнитуров, книг, купленных на талоны за сданную макулатуру и чешских паласов. В новые квартиры, заставленные лаконичной мебелью ИКЕА, вместо тяжеловесных хрустальных фужеров покупают легкое стекло и разноцветный пластик.

Что же стало с заводом, где год за годом истончалось старинное мастерство? Насевшая на исконное ремесло советская ржавчина, а именно руководство, которое привыкло к плановой экономике и не умеет меняться, старомодный дизайн, отсутствие инфраструктуры вокруг предприятия, всеобщее равнодушие.

Надо сказать, что застала меня эта новость в Чехии, в небольшом курортном городке Карловы Вары, знаменитом своими минеральными водами. С утра я, как и все отдыхающие, торжественно выпивала из фарфорового розового поильничка лечебную воду, бегала по врачам, а вечером гуляла по сказочно красивым улицам. Витрины магазинчиков сверкали рядами знаменитого богемского хрусталя. Лавки, киоски, галереи - везде толпились русские покупатели, разглядывали, щупали и выкладывали кроны за вазы, люстры, бокалы, прозрачные цветы и танцующие фигуры. Поддерживали, короче, чешскую экономику и традиционное искусство чужой страны.

Если завод закрыть, - растеряно глядя в телекамеру, сказал представитель Гусь-Хрустального завода, случайно, видимо, вклинясь меж предвыборных баталий,- то мы растеряем последних мастеров, и восстановить уникальный народный промысел уже будет невозможно.

Как простой бывший советский человек, я ко всему привыкла. Что же защемило у меня вдруг под ложечкой? Какие чувства задело у меня исчезновение традиционного ремесла? Национальные.

Национальное чувство мое дрогнуло, потому что поняла я, что теряю то, то является частью моей идентичности. Наверное, меня можно заговорить и убедить насчет целесообразности одного и преждевременности другого. Национальное чувство обмануть нельзя. Оно - слишком настоящее. Его не подменить беззаветной привязанностью к группе людей, которые подписывают законы, и бесполезна возгонка этого чувства боязливой неприязнью к тем, кто не удосужился родиться там же, где я.

Бодрыми реляциями, зазорной клеветой, эскалацией зависти к благополучным странам можно только теребить застарелые комплексы, провоцировать злость и желание заработать.

Таджики, которых регистрируют по 50 человек в одну комнату, - это проблемы коррумпированной экономики. Драки и конфликты с «лицами кавказской национальности», - это проблемы правосудия. А испорченные десятилетиями отношения почти со всеми соседями – проблема компетенции управления. Все это моей национальной идентичности ну никак не касается.

А Гусь Хрустальный – касается! Касается обмелевшее Аральское море и убитый пошлыми халтурщиками русский народный танец. Разрушенные фасады Невского и вырубленные леса Карелии. Русские ребятишки, которых усыновляют иностранцы, потому что здесь их ни одна семья не берет. Австралийская кенгурятина вместо буренки, китайские тряпки и иномарки, которые несутся по московским улицам, сверкая лакированными крыльями, словно по Нью-Йорку. Вот это – национальные проблемы.

Короче, читаю я статью кандидата в президенты, опубликованную в «Независимой газете», добросовестно продираюсь сквозь «русское ядро», «поликультурность», и слышится мне за всем этим благообразным речитативом хрустальный звон.

просмотров: 5188



Комментарии пользователей

  • Ваше имя
    -1

    растерян[Н]о вглядываясь в текст и ДУМАЯ - так Гусь Хрустальный или таки Гусь-Хрустальный? А по крепдешиновому платью мадам не тоскует?

    25 января 2012 в 17:44 Ответить
  • Катя
    -1

    Хрусталь не люблю. Ни чешский, ни отечественный. Потерявших работу людей мне жаль, но выпускавшийся ими продукт - да пропади он пропадом!

    25 января 2012 в 17:54 Ответить
  • Хрустальный звон, как много дум наводит он!
    0

    Разрушение Гусь-Хрустального - самое настоящее предательство. Предательство национальной культуры - вещи надо называть своими именами. Конечно, для тех, кто привык обарахляться за рубежом и затовариваться иностранными товарами, в то время, как "сало русское едят", - для них всё это чуждо . Им проще купить за валюту чешский хрусталь, чем поддержать производство своего, отечественного. Им проще устроить "бордельеро" в Куршевеле, чем вложиться в благоустройство отечественных курортов. Им проще купить зарубежный футбольный клуб, чем поддержать российских спортсменов. И т.д., и т.п. - этот перечень можно продолжать до бесконечности. Тяжело смотреть, как разрушают традиционные ремесла и на глазах исчезает производство изделий Палеха, Дымкова, Гжели, Павлово-Посада, Гусь-Хрустального, вологодские кружева, нижегородская вышивка, красносельская филигрань... Уже не нужно, устарело? То же самое как сказать, что устарел русский народ...

    25 января 2012 в 18:29 Ответить
  • Ваше имя
    0

    Ну есть у меня две гусь-хрустальные вазы, купленные по дурости. Одна, кстати, в самом Гусь-Хрустальном. Проездом домой, их там было всех цветов, всех наборов и сортов. Выкинуть жалко, и валяются себе, занимая место. Оружейные заводы банкротят, а тут про хрусталь. Скорей бы война, да в плен сдаться.

    25 января 2012 в 18:41 Ответить
  • Андрей Деркачев
    0

    Все правда, и правильно. Но больнее всего от того, что понимание беды приходит, когда уже ничего не исправить. Так рушатся семьи - люди осознают свое одиночество и замечают ошибки слишком поздно, когда единства уже нет.. Грех переводится с Греческого буквально как "Ошибка". И груз этих наших ошибок уходит в будущее тяжелой дымной струей. Мы сокрушаемся от разрушений, но вызвавшие их снаряды выпущены нами и двадцать и сто лет назад... Как я где-то писал - "Ошибки поколения смываются кровью и слезами их детей"

    25 января 2012 в 19:14 Ответить
  • Анастасия
    0

    На-днях знакомый привез мне в подарок шкатулку из Хохломы. "Храните, больше уже таких не будет, Хохлому закрывают", - сказал он.Так что и хохломских изделий уже больше не будет.

    26 января 2012 в 11:57 Ответить
  • Константин
    0

    Автор, вы затронули очень важную тему. Наплевательское отношение к исконным народным ценностям, в том числе к народным ремеслам, ведет к тому, что и сама природа начинает отказывать людям. На Урале, например, полностью исчез малахит. И сейчас в Россию малахит завозят из...Африки. Ну, не хочет русская природа больше дарить что-либо той стране, в которой безжалостно топчут всё, что делает народ. То же постепенно произойдет и с другими дарами недр, вот увидите. Так что проблема выходит далеко за рамки одного Гусь-Хрустального...

    26 января 2012 в 12:12 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход