Игра в Богов или почему мы попадаем в списки прослушки АНБ?

Блог Анатолия Клепова
Специалист по информационной безопасности

Для чего иностранной электронной спецслужбе потребовалась поголовная слежка за десятками лидеров государств, сотнями тысяч чиновников и почти миллиардом граждан по всему миру? Неужели все они подозревались в контактах с террористами? Ведь именно этой причиной американские спецслужбы объяснили своим союзникам размах всеобщего подглядывания и подслушивания.

Например, канцлера Германии Ангелу Меркель и глав многих европейских и латиноамериканских государств подобное разъяснение сильно разозлило, вызвав в ответ массу колких замечаний. Хотя всего лишь несколько лет назад подчиненные Меркель спецслужбы были замечены в аналогичном деянии, только уже по отношению к собственным гражданам. Тогда БНД запустило в компьютеры и смартфоны немецких бюргеров специальный вирус, детально изучавший содержимое электронных носителей в поисках информации свидетельствующей о причастности их хозяев к террористическим и националистическим движениям.

И все же, насколько правдива версия американцев и для чего еще государство может использовать полученную в результате глобального контроля информацию?

Парадоксально, но - факт. Сразу же положительно отвечу на первый вопрос. В современном безграничном электронном мире даже в контактах лидера государства, активно борющегося с террором и криминалом, поисковый робот может выявить юзеров, причастных к преступной деятельности, а потом моментально поставить его на прослушку! Как это может происходить, я расскажу чуть позже. А пока хотелось бы поделиться еще одним неожиданным выводом, к которому меня привела разразившаяся в последние десятилетия игра во всемогущих электронных повелителей мира, коими ощущают себя люди, получившие доступ к практически ничем не защищенной информации граждан по всему миру.

Просушивание мобильных телефонов и исследование информации, передаваемой посредством СМС, электронной почты, активности в социальных сетях, дает любому государству или группе государств возможность сохранить выгодный им миропорядок или, наоборот, изменить его до неузнаваемости.  Подобное влияние осуществляется прежде всего за счет контроля эмоционального состояния столпов власти: политических деятелей, государственных служащих, высокопоставленных чиновников, банкиров, финансистов, деятелей культуры и военнослужащих. Контроль за эмоциями чиновников есть главный фактор управления государством.
К этому выводу подталкивает вся наша история. Подавляющую часть времени развития цивилизации в мире царствовали диктаторы, очень быстро сменявшиеся… новыми диктаторами.

Посмотрите, сколько времени правили монархи. Не так уж и много. Все время их свергали, причем, ближайшие сподвижники. Самый известный случай – убийство Цезаря Брутом.

Не все эти случаи можно объяснить лишь глупостью и беспечностью действующей власти.

Современные психологи объяснили череду провалов в государственном управлении тем, что даже самые жесткие, хитрые и сильные личности в своих решениях лишь в 20 процентах случаев опираются на логический расчет, а остальные 80 – проявление эмоциональных порывов.

Поэтому история практически любой страны — прежде всего история переворотов, революций, низложений. Правители просто физически не могли контролировать каждого из своих подчиненных. У них не было истинной информации об эмоциональном состоянии общества и ближайшего окружения. Они не могли понять, когда из уст приближенных звучит лесть, когда правда, а когда ложь.

Почти во всех странах мы наблюдали вереницу убийств государственных вельмож и свержений правителей близкими друзьями, родственниками, приближенными. Яркий пример в российской истории – убийство Павла I ближайшими соратниками, которое фактически организовал его родной сын. Эмоционально монарх не мог понять, что его окружают заговорщики.

Не зря сейчас в важных государственных учреждениях и корпорациях начали использовать детекторы лжи. А, как известно, основа методики работы детектора лжи как раз и заключается в точном определении эмоционального состояния человека и его правдивости.

Вглядываясь сегодня с вершины истории на происходившие события, современные правители могут сделать однозначный вывод: для сохранения стабильности власти на первое место надо ставить контроль за эмоциями людей, чтобы была возможность определить – ложные они или реальные.

В прошлые века подобную информацию пытались добывать, используя армии осведомителей и шпионов. Но и этой информации доверия все равно не было. «Наушников» перекупали, перевербовывали, они предавали в самые неподходящие моменты, переходя на строну врага. И мы знаем множество случаев подобных предательств…

Можно привести два примера из истории, когда влияние на эмоциональное состояние людей приводило к катастрофическим последствиям для цивилизации.
Первый такой случай произошел почти тысячу лет тому назад – в 1095 году. Римский Папа Урбан II на Клермонском соборе во Франции призвал освободить Святую землю от неверных.

Чтобы обосновать Первый Крестовый поход, Римская церковь, в лице своих многочисленных священнослужителей, создала миф о скором наступлении Второго пришествия и Страшного суда. Естественно, почти все верующие мечтали об отпущении грехов. По словам Папы, полную индульгенцию на это автоматически давало участие в освобождении от мусульман Гроба Господня в Иерусалиме. Первый Крестовый поход фактически возглавил Петр Пустынник, в котором верующие люди видели второго Моисея, призванного повести их от лишений повседневной жизни в Землю обетованную, «текущую молоком и медом».

Они понимали, что путь предстоит трудный, и до цели дойдут далеко не все, но готовы были на любые жертвы ради обещанного вечного спасения. Удивительно, но после проповедей Петра Пустынника многие крестьяне, ремесленники почти за бесценок продавали свои дома, с огромным трудом нажитое хозяйство, и отправлялись семьями, вместе с детьми, за своим лидером. Они были практически безоружны и не имели денег на пропитание. Подобного история цивилизации никогда раньше не видела. Главное, что никто из многочисленных участников крестового похода не сомневался в словах Петра, утверждавшего, что изгнать из Иерусалима безбожников ему поручил сам Спаситель. Известно, чем закончился этот поход. Практически все его участники погибли или были убиты.

Этот пример показывает, как, используя специально созданное эмоциональное состояние в сознании людей, можно посылать их ради мифических целей на гибель, не забывая при этом фактически ограбить их.

Второй подобный случай произошел в XX веке. Одна из самых образованных стран мира – Германия – встала на путь фашизма и развязала самую кровопролитную войну в истории цивилизации. Когда Третий рейх рухнул, немцы каялись и удивлялись своей наивности: как же они могли поддаться колдовским чарам дьявола Гитлера?

Успех Гитлера заключался в том, что он сумел настроиться на эмоциональную волну большинства немцев тех лет. Гитлер исходил из того, что каждый, кто пришел его послушать, ощущал себя маленьким, одиноким, никому не нужным человеком, не способным справиться со своими проблемами, и которого не защищает государство. И вдруг он оказывался среди множества единомышленников, охваченных пьянящим чувством принадлежности к мощной силе. Успех Гитлера был не столько политическим, сколько эмоциональным. Он научился управлять эмоциями запутавшихся и ожесточившихся людей, не имевших возможности самостоятельно найти выход из бедственного положения. Фюрер олицетворял тайные мечты, желания и надежды каждого из них.

Спрашивается, каким образом Гитлер смог овладеть эмоциями толпы?

Всем известно, что в 30-е годы XX столетия Германия стояла на первом месте в мире по степени телефонизации. Этим и воспользовались сподвижники Гитлера. Знаменитый Институт Геринга организовал колоссальную прослушку телефонных разговоров немцев. Из них стало ясно самое важное – эмоциональное состояние большинства сограждан -  что они ожидают, чем недовольны, о чем мечтают и многое другое. Благодаря анализу прослушанных разговоров Гитлер формировал свои речи на многочисленных митингах, характеризовавшихся особой чувственной атмосферой и доводивших слушателей будущего фюрера до экстаза.
Точный анализ эмоционального состояния немцев, ставший возможным благодаря массовому прослушиванию личных разговоров, и стал основным трамплином прихода Гитлера к власти.

А что же сейчас в XXI веке? Все наши эмоции выплескиваются в социальных сетях и в разговорах по мобильным телефонам. Однако, получив современные электронные каналы связи, граждане практически лишились приватности общения. Если раньше от глаз и ушей назойливого соглядатая собеседникам всегда можно было спрятаться в укромном месте, то в электронном мире укрыться невозможно. Убежденные в анонимности интернета, люди, тем не менее, совершенно беззащитны от хакеров и спецслужб. Любого человека в сети в считанные минуты можно вычислить по идентификационному номеру процессора телефона, компьютера, планшета или электронному «отпечатку» голоса.

По этому поводу можно привести очень любопытный пример, о котором рассказал журнал Spiegel. Управление правительственной связи (GCHQ) Великобритании, занимающееся электронной разведкой, получало информацию о том, в каких отелях останавливаются дипломаты и члены правительственных делегаций, и могло прослушивать их телефонные переговоры и перехватывать сообщения с компьютеров. GCHQ постоянно отслеживало нужную им информацию в более чем 350 крупнейших отелях по всему миру. Несомненно, английскую разведку интересовали не только политические контакты политических деятелей, но и их частная жизнь в мельчайших подробностях.

Анализируя откровения того же Сноудена, мы видим, что, всасывая в себя огромные массивы информации, спецслужбы интересуются не столько расшифровками записей разговоров, а их метаданными. С кем человек встретился, кому позвонил, каков статус этих людей, их профессиональная деятельность, место учебы, образование, семейное положение, место жительства...

Как правило, вся эта информация присутствует в социальных сетях. И, возвращаясь к случаю с канцлером Германии и другими ведущими государственными деятелями, мы вполне можем допустить, что поводом для слежки за ними антитерростического сканера могли стать люди, записавшиеся к ним в друзья в социальной сети и часто оставлявшие комментарии в их блогах, но каким-то образом «засветившиеся» на националистических или джихадистских сайтах. Подобная участь может постигнуть любого человека, пользующегося интернетом.

Изучая активность в сети можно приди к удивительным выводам. От частоты, например, звонков между абонентами можно сразу определить степень их отношений, а если это семейная пара, то не составляет труда определить уровень их близости, волнуются они друг за друга или нет…

Что касается управления государством, то на первый план сейчас выходит контроль эмоциональности поведения чиновников, также проявляющийся в электронных письмах, телефонных разговорах с женами детьми, соратниками, друзьями и т.п.

Поэтому и организуется эта глобальная прослушка, помогающая выяснить эмоции чиновников, выявить их реальную эмоциональную составляющую по отношению к руководству собственной страны.

Анализируя эмоции, можно прогнозировать поступки человека, а значит управлять ими. Простой пример. Чиновнику не дали медаль. Он сильно обиделся и затаил злобу на своего правителя. Как можно понять, что будет дальше? Вдруг, резко изменившийся список контактов и тем для обсуждения, посещение сайтов политических оппонентов и т.п. моментально даст повод усомниться в его верности. Любая нелояльность обязательно выявится в телефонном общении с конкретными людьми. Все будет видно.

Предугадывая эмоции чиновников можно управлять ими, расставляя по ранжиру в зависимости от личной преданности. А в межгосударственном масштабе,обладая подобной информацией, можно менять не только чиновников, но и целые правительства и власть в неугодных странах. Вот, такие возможности предоставляет сегодня глобальная прослушка современным вершителям судеб!

Даже примитивная систематизация контактов электронного общения может показать характеристики политического лагеря, границы его влияния, численность возможных последователей и связи, которые в публичной жизни возможно даже не афишируются.

Для анализа политической ситуации в стране подобный анализ может стать точной картой эмоционального статуса определенных личностей и насколько серьезно сформированные ими группы могут влиять на общественно-политическую ситуацию в стране. Изучая в сети лишь темы и теги постов, заголовки публикаций можно определить, какие у людей эмоциональные посылы, что они хотят: власти, денег, всеобщего счастья, социальной справедливости, или, наоборот, их действия направлены на дезорганизацию общества. Внешним влиянием на лидеров таких эмоциональных групп можно запросто менять правителей.

Ярким примером новых электронных политтехнологий, не так давно впервые успешно опробованных на Ближнем Востоке, являются - арабские интернет-революции.

Впрочем, логика электронного управления обществом мало чем отличается от того, как в свое время старые монархии насаждали угодных им людей в протекторатах и колониях.

Например, англичане ставили в Индии своих правителей, за счет лидеров, управлявших эмоциями толпы. Какой-нибудь Раджа хотел стать правителем. Ему давали деньги, обеспечивали политической поддержкой… Тоже самое происходит и сегодня. Только, теперь эти методики поставлены на автоматическую роботизированную платформу.

С другой стороны, зная алгоритм работы подобных систем любой человек способен понять представляет ли он интерес для иностранных спецслужб как потенциальный агент влияния, охотится ли за его личной информацией криминал? Такими целями могут стать популярные блогеры типа Навального, пишущие на политические темы, руководители и журналисты крупнейших СМИ, особо активные в интернете государственные деятели…

Цветовая карта активности в социальных сетях может указать зоны влияния конкретной персоны, взаимоотношения с другими людьми, где и через кого они соприкасаются между собой. Например, высшие государственные деятели отмечаются красным цветом, простые граждане серым, а чиновники и госслужащие синим. Таким образом, даже не читая содержания текстов, по цветовой гамме можно легко определить, где политический деятель или государственный чиновник особенно популярен, в какой среде, каких регионах и т.п.

В тоже время, нет сомнений, что, исходя из этого алгоритма, государству просто необходимо побеспокоится об информационной безопасности людей, находящихся в центре общественного внимания.

Что все-таки необходимо предпринять государству, чтобы оградить госчиновников и элиту общества от влияния криминала и иностранных спецслужб? Прежде всего предотвратить утечку их личной информации в сеть. Особенно, это касается российских дипломатов, работающих за рубежом.

Я неоднократно отмечал, что в современном информационном мире, личная информация госслужащих должна быть закрыта на уровне государственной тайны. Потому что основную информацию хакеры сегодня черпают именно из личных разговоров.

Разговоры с родителями, детьми, ближайшими друзьями должны защищаться спецтехникой, которой необходимо оснастить и всех членов семьи.

Кому-то это покажется дорого. И обязательно возникнут логичные вопросы: окупят ли подобные расходы информацию похищаемую хакерами? Но прежде чем найти верный ответ, давайте задумаемся. А известны ли нам случаи, когда государство пытается экономить на собственной безопасности во время войны и чем закачиваются подобные эксперименты? 

Если исходить из того, что сегодня в мире идет реальная всемирная электронная война (а с этим тезисом никто не спорит!). То использовать предлагаемые меры надо, как в чрезвычайной ситуации. Их можно в любой момент отменить, но сегодня они необходимы также как любые чрезвычайные меры во время обычной, «горячей» войны.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру