Как Гюстав Доре изобрел черный квадрат и написал «Историю Святой Руси»

Черный квадрат – тупик и одновременно бесконечность, могильная плита культуры и одновременно начало новой ее жизни (пусть и не самой прелестной), распиаренное ничто(жество) и одновременно повод к глубоким размышлениям, оказывается, еще более связан с нашей родиной, чем принято полагать. И в этом – показательная метафора. Еще за шестьдесят лет до Казимира Севериновича именно с черного квадрата начал свой «графический роман» один из величайших художников XIX века Поль Гюстав Доре. Спустя более чем полтора века альбом-шедевр издали и в России, он называется «Чрезвычайно образная, увлекательная и причудливая история Святой Руси по старинным источникам и историкам: Нестору, Никону, Сильвестру, Карамзину, Сегюру и др.».

Гюстав Доре (1832-1883) был художником-вундеркиндом: не получив никакого серьезного художественного образования (у него даже не было диплома Суриковского училища!), он с детства рисовал много и сразу гениально. Возможно, благодаря отсутствию академического образования (его Гюстав с лихвой заменил собственным гением и самообразованием в музеях), он стал величайшим новатором, мастером нового уровня, свободным от профессиональных штампов и суеверий. Сегодня мы привыкли вспоминать лишь его виртуозные, полные бесконечных деталей иллюстрации к Рабле, Данте и Шарлю Перро, однако, главным его «изобретением», новаторством был, я бы его так назвал, высокохудожественный комикс: карикатура, переполненная самодостаточными пластическими смыслами, карикатура, понятная и вне конъюнктуры.

Надо подчеркнуть, что Доре бал так же и автором текста «Истории Святой Руси». Как историк я должен признать, что имею все основания всерьез и надолго рассматривать книгу Доре как лучшее (наряду с монографией Ричарда Пайпса «Россия при старом режиме») сочинение по истории нашего феноменального отечества.

Пересказывать художественный шедевр дело занимательное, но не слишком репрезентативное, поэтому, я остановлюсь лишь на нескольких иллюстрациях, а далее – горячо посоветую всем читателям потщиться и обзавестись сим выдающимся произведением.

Как я уже упоминал, Доре, походя, изобрел черный квадрат, причем, при этом он не стал на нем зарабатывать деньги и регалии: мастер был слишком занят – фантазия подгоняла его творить новые рисунки. Под незамеченным недальновидными современниками супрематическим открытием Гюстав пророчески подписал, как отрезал: «В непроглядной тьме затеряно начало истории России».

Затем Доре обратился к палеоантропологии и генетике (т.е. к «продажной девке империализма»), и предложил свой вариант происхождения русского человека. Во избежание истерики и макабрических судорог у националистов, я здесь размещу лишь картинку Доре без пояснительного текста Доре (кстати, а кто мне объяснит, почему нам в роли «русских националистов» на всех митингах и ток-шоу показывают рыхлых и пухлых ребят с рыжими волосиками, окрест лысины, причем, картавых и в лапсердаках с октоуберфестовой «йа»спродажи – это и есть тот самый «великорусский тип»?).

Гюстав был мастером женского портрета: ему, как возможно, ни одному из художников (от Рафаэля до Кустодиева), не удавалось выразить всю потаенную суть тонкой душевной структуры, которая умеет даровать жизнь и любовь, быть отголоском космической музыки и вселенской гармонии. В этом понимании Доре родственен идеям философа Соловьева о «вечной женственности». Тому доказательство – созданный мастером образ княгини Ольги, которая известна нам как один из самых показательных образцов исконной русской духовности.

Тема победы русского оружия в «отечественной» для ученых и жителей всех стран и эпох войне 1812 года (см. подробнее: http://www.diletant.ru/articles/3883514/ ) раскрыта не только на историческом, но и на метафизическом уровне. Начавшие еще летом побеждать и гнать врага-супостата от своих исконных литовских границ, русские солдаты, офицеры и революционные матросы, были увековечены гением зрелого вундеркинда Доре.

Высочайший уровень интеллекта и компетентности, недостижимый уровень духовности и творческого поиска, во все века отличавший российских властителей, их чиновников и генералов, так же попал в поле зрения проницательного мастера линии и формы.

Тем, кто хочет проникнуться атмосферой эпохи ксилографии, я, конечно, посоветую, отправиться в библиотеку или в антикварный магазин, чтобы прикоснуться к оригинальному изданию позапрошлого века (в свое время я был очарован этим фолиантом), но, надо признать, что и альбом, вышедший из печати на русском языке – издан вполне прилично. Кстати, советую не откладывать возможные намерения в «долгий ящик»: некоторые шибко умные книги имеют свойства быть изымаемы из продажи. Та же «История Святой Руси», опубликованная в 1937 году в Германии, во избежание ссоры с СССР, была запрещена немецким правительством, изъята и уничтожена.

просмотров: 7532



Комментарии пользователей

  • Грозный
    0

    Ну, если Доре гений, то тогда Понасенков супер-гений!!!

    6 декабря 2012 в 11:05 Ответить
  • Иванов
    4

    Цитата: "Гюстав Доре (1832-1883) был художником-вундеркиндом: не получив никакого серьезного художественного образования (у него даже не было диплома Суриковского училища!)"......... Понасенков у нас "историк-вундеркинд": не получил никакого серьезного исторического образования (у него даже диплома о высшем образрвании нет)... Выгнали из МГУ накануне госэкзаменов. Правда, с его слов, все до одного преподаватели этого уважаемого ВУЗа были дебилами, как впрочем и все его однокурсники... Один он умненький был среди дураков...

    6 декабря 2012 в 11:31 Ответить
  • to ПонОсенкофф...
    5

    Противненький ты наш! Ну когда же ты перестанешь изливать свои русофобские слюни на просторах интернета?

    6 декабря 2012 в 11:34 Ответить
  • Уважаемый Евгений Понасенков!
    5

    Статья (как и все Ваши предыдущие) - просто блеск. Я восхищен! Очень прошу Вас - оставьте номер Вашего банковского счета, на который можно перечислить 30 серебрянников в качестве благодарности

    6 декабря 2012 в 11:39 Ответить
  • Гость
    5

    Да, действительно. Давайте скинемся по 30 серебрянников великому "Историку". Может он еще что-нибудь гениальное выдаст.

    6 декабря 2012 в 11:41 Ответить
  • Лев Соломонович
    2

    Предлагаю по 30 шекелей...

    6 декабря 2012 в 11:42 Ответить
  • Лев Соломонович...
    -1

    ... и гонорары по 30 серебрянников (шекелей) за каждую статейку...

    6 декабря 2012 в 11:54 Ответить
  • Грозный
    1

    Согласен, не моя тема Доре. Кстати, хохол я по бабушке, так что называй меня правильно: Казакокацапохохол и на четверть царь , - как и был Иван Васильевич. Да, коняша, а ты знаешь как фамилия Вани Грозного? Открыл уже?

    6 декабря 2012 в 12:05 Ответить
  • Русский
    4

    Не, ну вот ты мне скажи, Поносэнко, вот почему твои французские педерасты сюда без тулупов впёрлись, хотя представление о климате в России имели неслабое (на межкультурных контактах). Эти пидарасы что - решили всё за пару месяцев обтяпать? Решили что всё у них типа в кармане?Это у них типа Барбаросса такая была штоль у пидарасов, я не понял? И почему засунуть им градусник в жопу уж такой большой грех, если это неадекватные пидарасы?

    6 декабря 2012 в 12:05 Ответить
  • Ха-ха...
    0

    Представляю, как было непросто одному такому гению столько 5 лет находиться во враждебной кольце "дебилов-преподавателей" и "дебилов-однокурсников".

    6 декабря 2012 в 12:06 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход

Историк, режиссер, академик РуАН, член Независимого совета по правам человека (НСПЧ).