Московский метрополитен им. М. С. Ликсутова

Блог Алексея Лисовенко
Глава муниципального округа Бабушкинский, член экспертного Совета ЦИК РФ

Департамент транспорта Москвы и лично заместитель столичного градоначальника Максим Ликсутов всерьез взялись за реформирование московского метрополитена. Сначала изменили систему оплаты проезда, теперь, совместно с фондом фотографа Ильи Варламова и депутата-скандалиста Максима Каца устроили конкурс на лучшую карту метро. Инициативы, безусловно, важные, нужные, хотя и вызвали немало споров (в частности, уже озвучивались планы опротестовать отмену продажи билетов на 1-2 поездки через суд). Последняя задумка Максима Станиславовича, касающаяся подземки, - упростить навигацию пассажиров в метрополитене и внедрить указатели на английском языке. Как сообщают «Известия», это делается для удобства туристов.

Само по себе это предложение, безусловно, правильное и своевременное. Столица России пользуется популярностью у путешественников. Многие иностранцы прибывают в город по делам; в будущем, когда программа по превращению города в международный финансовый центр будет окончательно реализована, поток иностранных гостей вырастет в разы. Ну, а про грядущие ЧМ по хоккею и футболу и говорить не надо – туристы съедутся к нам со всего мира.  Поскольку же английский язык сегодня является международным в полном смысле этого слова, навигация на английском языке в метро – это объективная необходимость.

Впрочем, смущает, как это часто бывает, не сама задумка, а озвученные меры по ее реализации. Таких, по замыслу Ликсутова, предполагается три: нанесение напольной навигации (надписи и пиктограммы, которые в качестве эксперимента появятся на «Чеховской», «Пушкинской» и «Театральной»), размещение дополнительных указателей на английском языке и дублирование названия станции латиницей на стенах тоннеля. Последняя идея как раз и кажется мне чрезмерной и излишней.

Не стоит забывать, что столичное метро не просто объект транспортной инфраструктуры, система по доставке человеческого ресурса из точки А в точку Б. Московский метрополитен представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, 12 его станций признаны объектами культурного наследия регионального значения, а еще 33 числятся выявленными памятниками. И в этой связи замыслы Дептранса меня пугают.

Ликсутов говорит, что названия на латицине будут того же размера, а по возможности в том же стиле и из тех же материалов, что и оригинал, дабы «не портить облик станций, многие из которых являются памятниками архитектуры». Но разве само по себе такое вмешательство не будет означать ту самую порчу облика? Декор станций проектировался безо учета нынешних задумок московских властей, любое вмешательство в него – каким бы оно ни было по исполнению (а что-то мне подсказывает, что исполнение не везде окажется безупречным) – создаст дисбаланс, внесет диспропорции, будет непривычным, неуютным и режущим глаз. Спрашивается, нужен ли такой «метрополитен им. М.С. Ликсутова» горожанам и тем самым иностранным туристам, многие из которых специально ездят по станциям метро с экскурсоводом, чтобы послушать историю создания московской подземки и поглядеть на ее уникальные архитектурные решения?!

Думается, в данном вопроса Департаменту транспорта Москвы не стоит изобретать велосипед. Дополнительные таблички на латинице (как и дополнительные указатели на самих станциях) вполне могут полностью решить проблему. Для глаза туристов это будет привычней и удобней, а архитектурный дизайн станций останется целостным для восприятия и просто красивым, радующим взор завораживающим дух.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру