Наступит ли Звягинцев на русские грабли

В 2002-м году, в лето вынужденного профессионального безделья, мы c @Сергеем Цехмистренко снимали первую в нашей жизни документальную зарисовку «Русские грабли». Никаких, упаси господи, параллелей с «Левиафаном» - философской эпопеей, снятой признанным профессионалом, что приятно, моим добрым знакомым. Около 60 тысяч долларов в попытку безработных репортеров отважился вложить один интеллигентный олигарх ельцинского еще призыва, который бы точно предпочел, чтобы его имя сейчас в этом контексте не прозвучало.

Мы хотели сделать кино о природе человеческой усталости от жизни. О том, почему одни, кому однажды Бог дает, казалось, все, при серьезном испытании (бедностью, безработицей, завистью, обидой) за месяцы спаиваются и превращаются в моральных уродов. Перестают быть рабочими, директорами, водителями, врачами, библиотекарями и деградируют настолько, что вымирают целыми некогда преуспевавшими поселками. Одного дядьку мы, помню, нашли прямо у дороги с полупрозрачным цветом кожи. Он пошел за грибами, но нашел водку, заснул и стал пиршеством для комаров. Но кровь его, как пошутил его же приятель-мент (они там все философы) «не пропала зря, а уже кормит тысячи душ маленьких вертолетов».

Раньше там был Леспромхоз, и работы хватало на всех. Люди покупали машины и даже ездили на море. Переучиваться, затевать свой бизнес, строить жизнь заново не стал почти никто. У нескольких, кто стал – получилось, никакие рэкетиры их не поубивали, они неплохо зарабатывают, любят свою землю и даже к злой зависти односельчан они относятся с добродушным пониманием. Они больше переживают из-за того, что самый популярный продуктовый товар здесь теперь – водка, и запах смертельного перегара по утрам благоухает над селом, смешиваясь с ароматами свежей сосны и кувшинок. Однажды местный электрик, восстановив в баре кислотно-щелочной баланс, улегся прямо в привязанной на цепь плоскодонке, в обнимку с бутылкой. Ногу свою он привязал покрепче этой же цепью: «Чтоб не убежала и чтобы от соблазна снова в бар уберечься». В какой-то момент, распахнув глаза, он видимо, решил прикоснуться к прекрасному и потянулся за кувшинкой. Лодка перевернулась. Наглотавшись воды, парень еле выжил – но сохранил чувство юмора. Его первой фразой в медпункте: «А водяры-то я, значит, все равно больше выпил!»

Таких трагикомичных историй и еще более красноречивого лайфа мы наснимали достаточно, но еще больше записали интервью с людьми, задавая им два извечных вопроса: «Кто виноват? И что делать?» Виновата, оказалась, разумеется, старая власть, куда попали и царь, и коммунисты, и Ельцин. Вина коммунистов, к слову, заключалась в том, что при них здесь лагерь закрыли, а это сразу лишило работы целую деревню.

Русский человек умный. Глядя в залитые «аква-витой» глаза бывшего прораба Васи, я спросил его: «Нет, не в развале страны или леспромхоза, а в том, что ты сейчас вот в этом дерьме живешь, а брат твой ягоды собирает, дело свое открыл, мотоцикл купил – в этом тоже коммунисты, или Ельцин виноват?» Вася спокойно ответил: «Нет, тут ты прав, тут мы все каждый по-своему виноват. Но беда в том, что такие, как брат мой, никому здесь не нужны, и лафа его скоро закончится. Придет начальник и заберет его ягодный бизнес нах…»

«А объединиться не пробовали?» - неосмотрительно поинтересовался мой друг Сергей.

«Это можно, - согласился Вася и грустно, словно птицу, проводил взглядом улетевший к облакам бычок. – Но у нас вместе никогда же не получается. Ни-ког-да. Русский человек долго заправляет, да быстро едет, нах…» С этими словами он осушил еще один стакан, окончательно протрезвел и захотел прощаться.

«А куда едет-то?» - вопросили мы вслед.

Василий улыбнулся: «А куда получится, или куда повезут – туда и едет, нах».

В нашей зарисовке были и другие люди – ныне известные, успешные, а когда-то убитые миром настолько, что прорубь казалась им единственной светлой дверью в новую жизнь. Нас, повторю, интересовала природа взлета и падения твари божией. Плюс точки зрения самих россиян на то, куда должна пойти страна дальше. Ровно половина опрошенных жителей северных деревень и поселков требовала «твердой руки», другая половина говорила, что никакая рука своих мозгов не заменит, а, стало быть, ответственность за жизнь надо брать самому.

Зарисовка эта не вышла в свет ни на одном канале (скажу честно, она полноценный документальный шедевр она не тянула, а на меньшее мы и не замахивались .), однако, к нашему удивлению, получила три профессиональные премии. К теме нашего сегодняшнего разговора имеет вот что. Качество зарисовки, в отличие от нас, телеканалы устроило. Один из политически грамотных телечиновников (он лишился работы через год) согласился показать фильм – но при условии, что оттуда вырежут сцену, где слегка пьяная селянка абсолютно искренне, живо, без тени сарказма объяснялась в любви новому президенту России, мотивируя свой выбор тем, что он «молодой, ошибок не наделал, и его бабы любят». Мы этот чудный фрагмент вырезать отказались, зато поинтересовались у телечиновника: «А вас не смущает, что в следующей сцене народный кумир Жириновский (его занесло в тот же поселок на агитпоезде) вальяжно рассуждает о том, что России нужна монархия, что Путин выполняет многие его советы, вот, например, скоро губернаторов назначать станет, поставит себе преемника а потом вообще отменит выборы?»

Чиновник усмехнулся: «Пьяную тетку уберите – зачем такие ассоциации? А вот клоуна можете оставить – кто ж его слушать будет?»

Дело было, повторю, в середине 2004-го года. До отмены губернаторских выборов оставалось несколько месяцев.

Депрессивные кадры пьяной, агрессивной «русской чернухи» их не пугали тогда и, уверен, не пугают сейчас. Плевать им давно на образ России с тех же колоколен, откуда их деды сбрасывали колокола вместе с монахами. Их пугает сам факт спора, общенациональной народной дискуссии о том, «почему мужик долго запрягает и куда потом быстро едет». Спонтанного спора о самих себе, о своем прошлом и будущем, о своем месте в жизни и долге перед Богом, страной и, главное, самим собой.

Я не собираюсь говорить здесь о художественных и прочих достоинствах «Левиафана». Его главное достоинство, повторю, это вызов, приглашение к исповедальному разговору с самим собой.

Со столь бешеной международной рекламой, при незаменимой помощи пиарщиков из российского минкульта, картина обещает спровоцировать людей, русских людей в первую очередь, именно к такой общественной дискуссии, именно к такому переосмыслению собственного положения во времени и пространстве. И именно такой неподконтрольным разговор может всерьез изменить страну.

Даже наша с Сергеем любительская зарисовка в «дремучем» 2004-м заставила сотни, ну, может, тысячи людей задать себе неудобные вопросы. Представляете, что в России 2015-го сможет сделать профессиональное кино режиссера с мировым именем? Учитывая, что, как не заметил только ленивый, «Левиафан» оказался в нужное время и в нужном месте - за Звягинцевым со своими образами Человека и России теперь непременно пойдут другие, молодые, талантливые и безбашеные.

А эти, подневольные чинуши из пыльных кабинетов со стремительно лысеющей совестью… На самом деле этот спор им нужен больше, чем всем нам. Потому что только в таком свободном и открытом разговоре может родиться страна, в которой им не «влепят пятнашечку» и даже не сошлют строить новый лагерь в Карелию или возводить дом культуры в Териберке.

“Левиафан” вы увидите все. А потому, пользуясь случаем, раскажу, чем закончилась так нигде не показанная притча “Русские грабли”:

Озеро. Закат. Лодка. Я гребу, старчок, похожий на тролля из сказки (не актер) произносит дословно следующий текст:

"Куда дальше поедем, спрашиваешь? Вот слушай. Было у старика три сына. Старший Федор, средний Василий и младший Иванушка. Вышел как-то в огород Федор, наступил на грабли, а другим концом по лбу ему - бах! Помер Федор. Похоронили его, помянули. Через полгода вышел в огород средний сын, Василий - и такая же история. Наступил на грабли, другим концом по лбу, не стало брата Василия. Еще через полгода вышел в огород Иван. Молодой, зоркий. Увидел грабли. Призадумался. Пригорюнился. А деваться-то некуда".

источник 

просмотров: 6063



Комментарии пользователей

  • 77789
    -1

    Статья - типичные русские грабли. Последние двадцать пять лет все, кроме совсем ленивых, ругают жизнь в России и ищут виноватых, а воз и ныне там. Может уже надо начать искать, что делать, чтобы изменить жизнь России к лучшему? В годы перестройки был сделан грузинских фильм (забыла название). Фильм фантастический рассказ о сталинских временах, а в конце была сцена где прохожий спрашивает "Эта дорога ведет в храм?" "Нет, - отвечают ему, - эта дорога не ведет в храм." А он опять: "А зачем нужна дорога, которая не ведет в храм?" Прошло 25 лет, а в России похоже так и не нашли к какому храму строит дорогу.

    30 января 2015 в 07:41 Ответить
  • BRAD
    1

    77789 В годы перестройки был сделан грузинских фильм (забыла название). Фильм фантастический рассказ о сталинских временах, а в конце была сцена где прохожий спрашивает "Эта дорога ведет в храм?" "Нет, - отвечают ему, - эта дорога не ведет в храм." А он опять: "А зачем нужна дорога, которая не ведет в храм?" Прошло 25 лет, а в России похоже так и не нашли к какому храму строит дорогу.

    Фильм "Покаяние" Тенгиза Абуладзе

    30 января 2015 в 08:47 Ответить
  • G.O.llandec
    6

    По поводу "Левиафана". Лично мне фильм не понравился. И вовсе не потому, что он - депрессивный, безысходный или клевещущий на действительность. Фильм - просто скучный и абсолютно вторичный! Хотите серых, унылых пейзажей - посмотрите "Холодное лето 53-го". Хотите борьбу человека с властью? Еще в 80-х годах был прекрасный по своей силе фильм "Адвокат". Хотите безнадеги, бытовой чернухи? "Волчок", "Груз 200" - пожалуйста. Звягинцев не привнес ничего нового. Единственной режиссерской находкой являются неопределенные артикли после каждого слова. Я против запрета мата в искусстве, но, вместе с тем, считаю, что мат - штучный товар, который следует употреблять весьма порционно и экономно. Иначе - просто неприятно смотреть. И не нашел я в фильме никакого поклепа на РПЦ, о котором так много говорили. Что показано? Что архиерей благословляет власть? А в какие времена было по-другому? Церковь - один из институтов государства и оскорбляться на это просто глупо! А сельский священник показан очень симпатичным. И мешок с хлебом на своем горбу таскает. В общем, фильм не то, чтобы плохой, но никаким откровением не является и, по-моему, зря ему столько наград надавали. Действительно, что ли, политика?... А насчет российской шумихи вокруг него... Первым же титром идет: "Фильм снят при поддержке министерства культуры РФ". В этом, на мой взгляд, все и дело. Минкульт дал денег - теперь надо загнать людей в кинотеатры. А какой самый верный способ вызвать ажиотаж? Правильно, запретить! Или, по крайней мере, сделать вид, что запрещаешь. И вот люди у касс. Если бы я пошел на "Левиафан" в кинотеатр - мне было бы жалко 500 рублей... После просмотра фильма, на фоне организованной шумихи, у меня было ощущение, что меня обманули.

    30 января 2015 в 09:14 Ответить
  • Манана
    11

    77789Статья - типичные русские грабли. Последние двадцать пять лет все, кроме совсем ленивых, ругают жизнь в России и ищут виноватых, а воз и ныне там. Может уже надо начать искать, что делать, чтобы изменить жизнь России к лучшему? В годы перестройки был сделан грузинских фильм (забыла название). Фильм фантастический рассказ о сталинских временах, а в конце была сцена где прохожий спрашивает "Эта дорога ведет в храм?" "Нет, - отвечают ему, - эта дорога не ведет в храм." А он опять: "А зачем нужна дорога, которая не ведет в храм?" Прошло 25 лет, а в России похоже так и не нашли к какому храму строит дорогу.

    Это был фильм Тенгиза Абуладзе. "Покаяние". Тогда ему дали первую премию в Каннах. Фильм тонкий и блистательный. А этот эпизод сыграла несравненная Верико Анджапаридзе. Это она спрашивает, зачем нужна дорога, если не ведет к Храму? Одна эта фраза затмевает все вместе взятые фильмы Звягинцева - такие конкретные и не тонкие. Спасибо, что напомнили о великой актрисе. Фильм был - кроме всего - очень красивый.

    30 января 2015 в 13:32 Ответить
  • Непонятно,
    6

    G.O.llandecПо поводу "Левиафана". Лично мне фильм не понравился. И вовсе не потому, что он - депрессивный, безысходный или клевещущий на действительность. Фильм - просто скучный и абсолютно вторичный! Хотите серых, унылых пейзажей - посмотрите "Холодное лето 53-го". Хотите борьбу человека с властью? Еще в 80-х годах был прекрасный по своей силе фильм "Адвокат". Хотите безнадеги, бытовой чернухи? "Волчок", "Груз 200" - пожалуйста. Звягинцев не привнес ничего нового. Единственной режиссерской находкой являются неопределенные артикли после каждого слова. Я против запрета мата в искусстве, но, вместе с тем, считаю, что мат - штучный товар, который следует употреблять весьма порционно и экономно. Иначе - просто неприятно смотреть. И не нашел я в фильме никакого поклепа на РПЦ, о котором так много говорили. Что показано? Что архиерей благословляет власть? А в какие времена было по-другому? Церковь - один из институтов государства и оскорбляться на это просто глупо! А сельский священник показан очень симпатичным. И мешок с хлебом на своем горбу таскает. В общем, фильм не то, чтобы плохой, но никаким откровением не является и, по-моему, зря ему столько наград надавали. Действительно, что ли, политика?... А насчет российской шумихи вокруг него... Первым же титром идет: "Фильм снят при поддержке министерства культуры РФ". В этом, на мой взгляд, все и дело. Минкульт дал денег - теперь надо загнать людей в кинотеатры. А какой самый верный способ вызвать ажиотаж? Правильно, запретить! Или, по крайней мере, сделать вид, что запрещаешь. И вот люди у касс. Если бы я пошел на "Левиафан" в кинотеатр - мне было бы жалко 500 рублей... После просмотра фильма, на фоне организованной шумихи, у меня было ощущение, что меня обманули.

    кто запрещает фильм? Кажется, ни один номер газеты не проходит без того, чтобы так или иначе о нём не упомянуть. Кажется, все авторы КП уже "отметились". И ажиотажа нет совсем в народной среде.

    30 января 2015 в 13:36 Ответить
  • ujcnm
    -2

    77789Статья - типичные русские грабли. Последние двадцать пять лет все, кроме совсем ленивых, ругают жизнь в России и ищут виноватых, а воз и ныне там. Может уже надо начать искать, что делать, чтобы изменить жизнь России к лучшему? В годы перестройки был сделан грузинских фильм (забыла название). Фильм фантастический рассказ о сталинских временах, а в конце была сцена где прохожий спрашивает "Эта дорога ведет в храм?" "Нет, - отвечают ему, - эта дорога не ведет в храм." А он опять: "А зачем нужна дорога, которая не ведет в храм?" Прошло 25 лет, а в России похоже так и не нашли к какому храму строит дорогу.

    Да нет, сука, не фантастический , а подлинный, основанный на реальных событиях и назывался фильм "Покаяние". И вот пока ты, сука, не помнишь названия фильма и о чем он был, мы так и не выберемся из ямы и дорога к храму нам заказана.

    30 января 2015 в 14:15 Ответить
  • Во-первых,
    6

    ujcnm
    77789Статья - типичные русские грабли. Последние двадцать пять лет все, кроме совсем ленивых, ругают жизнь в России и ищут виноватых, а воз и ныне там. Может уже надо начать искать, что делать, чтобы изменить жизнь России к лучшему? В годы перестройки был сделан грузинских фильм (забыла название). Фильм фантастический рассказ о сталинских временах, а в конце была сцена где прохожий спрашивает "Эта дорога ведет в храм?" "Нет, - отвечают ему, - эта дорога не ведет в храм." А он опять: "А зачем нужна дорога, которая не ведет в храм?" Прошло 25 лет, а в России похоже так и не нашли к какому храму строит дорогу.

    Да нет, сука, не фантастический , а подлинный, основанный на реальных событиях и назывался фильм "Покаяние". И вот пока ты, сука, не помнишь названия фильма и о чем он был, мы так и не выберемся из ямы и дорога к храму нам заказана.

    не хамите по принципу "сидишь в г...е, так не чирикай". Во-вторых, кто хочет, тот выберется, а кто не хочет - вароде Вас -так там и останется. Не тащите к себе всех. Сидите, где хотите и нюхайте, что приходится. Что дано.

    30 января 2015 в 14:43 Ответить
  • Тебе-то - точно пока заказана...
    1

    ujcnm
    77789Статья - типичные русские грабли. Последние двадцать пять лет все, кроме совсем ленивых, ругают жизнь в России и ищут виноватых, а воз и ныне там. Может уже надо начать искать, что делать, чтобы изменить жизнь России к лучшему? В годы перестройки был сделан грузинских фильм (забыла название). Фильм фантастический рассказ о сталинских временах, а в конце была сцена где прохожий спрашивает "Эта дорога ведет в храм?" "Нет, - отвечают ему, - эта дорога не ведет в храм." А он опять: "А зачем нужна дорога, которая не ведет в храм?" Прошло 25 лет, а в России похоже так и не нашли к какому храму строит дорогу.

    Да нет, сука, не фантастический , а подлинный, основанный на реальных событиях и назывался фильм "Покаяние". И вот пока ты, сука, не помнишь названия фильма и о чем он был, мы так и не выберемся из ямы и дорога к храму нам заказана.

    Начни выбираться из ямы грубости и ненависти, в которой сидишь. Случаем - не из незалежной?..
    Видимо, взгляды этой дамы сильно не совпадают с вашими - но это не повод для ненависти. Когда вы это поймете? Бог весть...

    30 января 2015 в 14:57 Ответить
  • ujcnm
    -1

    Во-первых,
    ujcnm
    77789Статья - типичные русские грабли. Последние двадцать пять лет все, кроме совсем ленивых, ругают жизнь в России и ищут виноватых, а воз и ныне там. Может уже надо начать искать, что делать, чтобы изменить жизнь России к лучшему? В годы перестройки был сделан грузинских фильм (забыла название). Фильм фантастический рассказ о сталинских временах, а в конце была сцена где прохожий спрашивает "Эта дорога ведет в храм?" "Нет, - отвечают ему, - эта дорога не ведет в храм." А он опять: "А зачем нужна дорога, которая не ведет в храм?" Прошло 25 лет, а в России похоже так и не нашли к какому храму строит дорогу.

    Да нет, сука, не фантастический , а подлинный, основанный на реальных событиях и назывался фильм "Покаяние". И вот пока ты, сука, не помнишь названия фильма и о чем он был, мы так и не выберемся из ямы и дорога к храму нам заказана.

    не хамите по принципу "сидишь в г...е, так не чирикай". Во-вторых, кто хочет, тот выберется, а кто не хочет - вароде Вас -так там и останется. Не тащите к себе всех. Сидите, где хотите и нюхайте, что приходится. Что дано.

    Не о чем нам с вами говорить. Если вы мое сообщение поняли так, как вы поняли, то мне просто грустно.

    30 января 2015 в 14:59 Ответить
  • ujcnm
    -4

    Тебе-то - точно пока заказана...
    ujcnm
    77789Статья - типичные русские грабли. Последние двадцать пять лет все, кроме совсем ленивых, ругают жизнь в России и ищут виноватых, а воз и ныне там. Может уже надо начать искать, что делать, чтобы изменить жизнь России к лучшему? В годы перестройки был сделан грузинских фильм (забыла название). Фильм фантастический рассказ о сталинских временах, а в конце была сцена где прохожий спрашивает "Эта дорога ведет в храм?" "Нет, - отвечают ему, - эта дорога не ведет в храм." А он опять: "А зачем нужна дорога, которая не ведет в храм?" Прошло 25 лет, а в России похоже так и не нашли к какому храму строит дорогу.

    Да нет, сука, не фантастический , а подлинный, основанный на реальных событиях и назывался фильм "Покаяние". И вот пока ты, сука, не помнишь названия фильма и о чем он был, мы так и не выберемся из ямы и дорога к храму нам заказана.

    Начни выбираться из ямы грубости и ненависти, в которой сидишь. Случаем - не из незалежной?..
    Видимо, взгляды этой дамы сильно не совпадают с вашими - но это не повод для ненависти. Когда вы это поймете? Бог весть...

    Я не из незалежной, я из русской провинции. А пойму, когда вы покаетесь, уроды за то, что не ведаете, что творите.

    30 января 2015 в 15:02 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация