Очень советую: Вениамин Смехов на "Культуре" читает стихи

Известный актер Вениамин Смехов читает стихи в своей программе «Я пришел к вам со стихами», канал Культура, по будням в 21.20. Он успел прочесть Блока, Некрасова, Маяковского, Хармса, Эрдмана. 

 

Редко, кто хорошо читает Маяковского, во всяком случае, чтения родного по духу мне не приходилось слышать. Смехов читает замечательно. Возможно, потому, что все эти стихи пережиты им многократно в течение творческой карьеры. Возможно, потому, что его прочтение – это очень современное прочтение.

 

В чтении Смехова чувствуется опыт не только вживания и понимания стихов, за ним стоит опыт поколения, начинавшего в начале 60-х как оптимистичные неокоммунистические романтики, потом разочаровавшиеся в старых идеалах, потом возненавидевшие прогнившую официальную ложь и, наконец, увидевшие конец этой лживой эпохи. Этот опыт исторический, мировоззренческий, трагический и ненапрасный: как мы жили стихами, как мы влюблялись в стихи, как стихи предавали нас, как мы разочаровывались в стихах, как возвращались к стихам. Маяковский, которого он читает, это Маяковский, прошедший через 37 год, войну, кампанию против космополитов, борьбу со стилягами и брежневский застой. Маяковский у Смехова – это поэт трагический прежде всего, лирик прежде всего, жертва прежде всего.

 

Даниил Хармс и Николай Эрдман в исполнении Смехова, во-первых, зазвучали. Ведь есть многие читатели, честно пытавшиеся прочесть стихи Хармса и застрявшие в сложном, перебивающемся ритме, антибытовой логике и антибытовых смыслах его стихотворений. Для них чтение Смехова = просто находка. У Хармса появляется смысл, логика, и он становится замечательно интересным и, опять же, трагическим, вещим поэтом. Иронический (и, к счастью, умерший своей смертью!) Эрдман слегка смягчает трагизм Хармса.

 

В чтении Смехова звучит не только замечательная русская поэзия кровавого и трагического века. В нем звучит судьба поколения, которому выпало на долю завершить этот век. Мы жили этой поэзией, и это без дураков, мы ею жили. Это была наша пища и наша кровь. Эти строки и эти смыслы для нас были важнее и реальнее реальности. И Смехов читает об этом Маяковского. Актер не рвет на груди рубашку: вот пища и кровь моя. Он читает тактично и бережно: прежде всего – поэзиия, прежде всего – смысл, и где-то в стороне, как фон, как эхо – судьба поколения, нашего поколения, последнего поколения двадцатого века.

 

Особую прелесть придает выступлению Смехова тот факт, что он с любовью вспоминает, имитирует опыт представления поэзии в театре на Таганке. Актер очень пунктирно и тактично намечает, намекает на то, как играли, как читали стихи его товарищи: Высоцкий, Золотухин, Хмельницкий. И здесь особенно заметен замечательный актерский дар Смехова. Он вспоминает маленькие истории, связанные с Маяковским, Хармсом, рассказанные их современниками, великими и просто современниками, с которыми уже самому Смехову посчастливилось общаться: от Лили Брик и Шкловского до Николая Эрдмана.

 

Впереди еще четыре вечера, следующий – Есенин и Твардовский – в понедельник, 30 мая, 21.20.

 

Спешите видеть. И слышать! Очень советую.

http://www.youtube.com/watch?v=VOyNNh3o0pc

- Проморолик канала "Культура" с анансом чтения этой программы в Доме Музыки в феврале этого года, когда программа была записана.

 

 

просмотров: 6571



Комментарии пользователей

  • Глеб
    0

    Пытался слушать... нет, не то, абсолютно не трогает... Вот если бы эти стихи читал Михаил Козаков!!!

    29 мая 2011 в 18:34 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход

Этой весной вместе с теплом в Россию возвращается политическая жизнь. Потянуло чем-то свежим и одновременно вонючим. В поля выходят труженики, готовые до зари чего-то там сеять в умах и душах. В хлевах заволновались политические животные, проголодавшиеся за время зимнего воздержания. Они громко мычат и просятся на травку. Вот, собственно, об этом и пойдет речь, а также о журналистике, образовании и обо всем хорошем.