Причина любой авиакатастрофы это сгусток воздействий человеческих факторов.

 В связи с авиакатастрофой в Казани приношу соболезнования всем родным и близким погибших. Это страшная трагедия.

Мне самому, как и многим жителям нашей страны приходится пользоваться воздушным транспортом, причем довольно часто. И каждый раз, держа в уме риск катастрофы, невольно задумываешься об их причинах.

В сложившейся практике расследования причин авиакатастроф принято выделять две основные версии – технические неисправности и человеческий фактор.

И мне кажется, что это принципиально не верно. В любом происшествии есть доля человеческого фактора. А любая авиакатастрофа – это сгусток влияния человеческих факторов. Да люди, и факторы с ними связанные в каждой авиа трагедией разные. Но плачевные исходы, как правило, схожи.

Известно, что Boeing 737 является самым опасным самолетом в мире, который чаще других попадает в авиакатастрофы. Причем не первый год. Одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 500 тысяч летных часов самолета Boeing 737. Поэтому старая версия семейства Boeing 737, к которой относится разбившийся в Казани самолет, до сих пор эксплуатируется авиакомпаниями лишь в бедных странах. В этой связи решение людей, принимающих политическое решение о приобретении и эксплуатации этого воздушного судна авиакомпанией «Татарстан» – разве это не человеческий фактор?

Известно также, что Boeing 737-500 с регистрационным номером VQ-BBN, разбившийся в Казани, начал эксплуатироваться во Франции в июне 1990 года. До 1992 года он входил в состав флота французской чартерной авиакомпании Euralair, а в 1992-1995 годах – эксплуатировался в Air France. Начиная 1995 года, самолет выполнял рейсы для Uganda Airlines, в Африке, затем в Южной Америке и Восточной Европе. В 2008 году был приобретен авиакомпанией «Татарстан» в лизинг у ирландской компании. При этом представитель авиакомпании "Татарстан" затруднился назвать лизингодателя. "Татарстан" явился седьмым эксплуатантом данного самолета. То есть все предыдущие эксплуатанты использовали это воздушное судно в среднем не более 3-х лет. Авиакомпания же "Татарстан" эксплуатировало это существенно постаревшее воздушное судно уже шестой год. Разве сам этот факт использования 23-х летнего самолета – не человеческий фактор?

Часто в качестве одной из основных причин воздушных катастроф эксперты называют плохую подготовку пилотов. Для того, чтобы качественно обучить пилота, необходимо использовать до 160 тонн авиационного керосина. Однако, по мнению тех, кто отвечает за обучение отечественных пилотов, стоимость топлива так высока, что будущих летчиков часто учат летать на тренажерах! И это тоже человеческий фактор, позволяющий чиновникам, ответственным за подготовку пилотов даже получать премии за экономию средств, а порой «за вознаграждение» выдавать пилотам документы о прохождении переподготовки, которой не было.

Работа пилотов хорошо оплачивается. Поэтому каждый из них держится за свое место. И, принимая то или иное решение, пилот вынужден держать в уме реакцию работодателей, часто стремящихся экономить на всем и вся, и способных резко изменить статус пилота, уволив его из авиакомпании. И это тоже человеческий фактор.

Бывают и случаи нескрываемого давления на принятие решения пилотом. Достаточно вспомнить авиакатастрофу в Смоленске в апреле 2010 года с президентским самолетом польских ВВС, когда в результате нажима на пилотов, находящихся на борту руководителей высшего военного командования Польши, летчики были вынуждены совершать посадку в условиях сильного тумана. В результате в катастрофе погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа, в их числе — президент Польши Лех Качиньский. И это тоже человеческий фактор.

Но все же основа безопасности полетов это:
- кардинальное обновление парка самолетов, вплоть до лишения авиакомпаний лицензий за эксплуатацию старых машин;
- постепенное (поэтапное) возрождение отечественного авиапрома в части разработки, производства и ремонта исключительно на конкурсной основе,
- а также возрождение российских летных школ – училищ гражданской авиации, которых тоже практически не осталось.

просмотров: 4832



Комментарии пользователей

  • Ясак
    17

    За каждую смерть - с виновного брать возмещение в размере 100 миллионов долларов! За удар по лицу - с виновного 1 миллион долларов! В России нет ответственности! Надо вводить штрафные санкции за каждый преступный поступок, и штрафы должны быть разорительными и гиганские! Другого выхода нет!

    18 ноября 2013 в 17:37 Ответить
  • Руслан
    -5

    А вот это ложь! Самым опасным для людей самолетом является русский "Ту"! Насчет человеческого фактора в гибели польской элиты я согласен.Только вот фактор этот называется терракт! Прекратите держать людей за идиотов и писать чепуху о польских пилотах! Самолет с польской делегацией сажали на лес,по фальшивой глиссаде,да еще скорее всего,сбили ракетой земля-воздух! Оставшихся в живых поляков расстреляли сотрудники фсб,заодно и поживились кредитными карточками убитых! Вот такой вот человеческий фактор!

    18 ноября 2013 в 18:43 Ответить
  • Гвоздодёр
    2

    Спасибо, Капитан Очевидность!

    19 ноября 2013 в 13:27 Ответить
  • шурик
    0

    Сначало добейся чтоб судам доверяли,полиции и политикам,которые и определяют эти штрафные санкции и к кому,как и когда их применять.Или не применять.А потом уже и миллионы и тюрьма и хоть смертная казнь.

    19 ноября 2013 в 14:20 Ответить
  • Пример:
    0

    С тебя штраф 100 лимонов долларов денег!- - А у меня нету.-- - Тогда в тюрьму-- - Да пожалуйста , Я сидел при Александре Втором «Освободителе», при Александре Третьем «Миротворце», при Николае Втором «Кровавом». При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при НЭПе! Как я сидел при НЭПе! Это были лучшие дни моей жизни! Я беру недорого: сто двадцать рублей в месяц на свободе и двести сорок — в тюрьме. Сто процентов прибавки на вредность.

    19 ноября 2013 в 15:00 Ответить
  • 123
    0

    Руководители мелких авиакомпаний вашу статью читать не будут. Это наши посиделки на кухне за стаканом горькой...

    19 ноября 2013 в 18:55 Ответить
  • Э
    0

    Кампании, которые проверяют и ремонтируют самолёты, скорее всего делают первое, но забывают делать второе. При этом не забыв взять за это деньги. Я ничего не понимаю в авиации, но в остальных проверяющих и ремонтирующих структурах это так. Причем в тех и тех кампания родственники.

    19 ноября 2013 в 19:21 Ответить
  • Puaro
    0

    А по-моему, это был терракт. С целью убить Антонова. Кислотную бомбу, наверное, подсунули в аппаратуру. И та же ситуация, думаю, была и с пермским Боингом в 2008 году. Там летел генерал Трошев. Возможно, его хотели убитьь

    19 ноября 2013 в 20:20 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация

Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». 46 лет, подполковник ФСБ в отставке, предприниматель, исполнитель, отец пятерых детей.

Круг комментируемых вопросов: безопасность, армия, бизнес, молодежная политика, спорт.