Про "их" хорошее и наше...

Александр Алтунян
Преподаватель факультета журналистики Международного университета в Москве

В последние годы все больше россиян посещают разные цивилизованные и нецивилизованные места за рубежом, недоступные еще каких-нибудь двадцать пять лет назад. Казалось бы, совсем еще недавно!

Первые массовые наплывы на Запад происходили в начале 1990-х. Впечатлений у вернувшихся была масса:

-Ну, магазины, конечно! Двести сортов сыра, триста колбасы.

-Когда в Париже появляется клубника? – В пять утра, мадам. (Молодежь уже и не оценит.)

Мой первый опыт общения с Западной Европой (Австрией, Веной и прочими Инсбруками) относится к середине 1990-х. После проведенной в Вене полугодичной стажировки (исследовательский грант в известном и уважаемом институте) я вернулся на родину «пространством и временем полный». Спустя пару месяцев меня нашла организация спонсировавшая этот самый институт, и попросила написать отчет о моих впечатлениях. Как я уже сказал, их была масса: Какие специалисты! Какие семинары, лекции! Какие встречи, книги, интересы, какая свобода! и какие удобства, какая столовая, какая стиральная и сушильная машина прямо в здании института! Последнее – специально для удобства исследователей из Восточной Европы. Исследователи из других частей Европы и Америки редко таскали в институт свои пожитки ради постирушки, разве что шпана аспирантская из Бостона.

В общем, имея в виду только хорошее, я описал свое восхищение стиральной идиллией, поставив ее не на первое, конечно, но на второе или на третье место по силе произведенного впечатления. Побывав потом в Вене, я узнал, что примерно в это же время спонсор – фонд, который просил меня поделиться впечатлениями, отказал моему институту в следующем гранте, а отвечающий за привлечение грантов в институте лишился работы как не справившийся с задачей. Симпатичный человек, между прочим, рассказывал, что он отдыхает на недорогих курортах в Турции. А мне тогда, что Турция, что Багамы – один черт – из жизни европейцев. В общем, похоже, своими восхищениями уровнем цивилизации я удружил этому замечательному исследовательскому центру. В оправдание себе могу сказать, что Иосиф Бродский, незадолго до смерти, рассказывал, какой нужно создать в Риме институт, куда будут приезжать россияне – люди искусства, приобщаться вечному городу и мировой культуре.[1] Так вот, среди прочего, в его планах по организации института были и стиральные машины. Видимо, его самого эти машины когда-то в каком-то подобном институте поразили не меньше меня.

Теперь-то, конечно, все знают, что стирать надо не в институте, а в соседней с домом прачечной, коих везде, оказывается, полно, и всеми, похоже, заведуют китайцы и вьетнамцы. И стоит это несколько долларов или евро.

Вот уже почти двадцать лет, то чаще, то реже, я бываю на Западе (в широком смысле слова «запад»). И, тем не менее, я все еще удивляюсь. Уже не прачечными и не магазинами. Магазины у нас примерно те же, что и в Европе, зарплаты, правда, не такие же, но не о зарплатах речь. Вот прачечных в таком изобилии у нас пока нет. И в самом деле, стираем мы дома, впрочем, и обедаем, и смотрим телевизор, и принимаем гостей тоже дома.

Так вот, возвращаюсь к своим удивлениям, сейчас все больше меня удивляет не прачечные и не благополучие, а общий настрой. Возьмем Канаду. В Канаде водители общественного транспорта здороваются, если им взглянешь в лицо. Их доброжелательность доводит таких визитеров, как я, до состояния оторопелости. Водители стоят, слушают мое беканье-меканье, помноженное на топонимический идиотизм, пытаются понять, а потом объяснить, где я сел не туда и как попасть туда, куда надо. (И пассажиры тоже сидят и ждут!)

Есть такое идиотское правило в канадских автобусах – платишь на месте и обязательно монетами, не купюрами. Так вот однажды водитель ждал, пока я сбегаю в лавочку напротив и разменяю. А был случай, когда мне предложили «купить билет в следующий раз». Господи, да откуда они такие в своей Канаде взялись?

Канада беднее, чем США, и заметно. Но как настоящие канадцы гордятся своей страной! Как у них ухожены парки, набережные, какие удобные тротуары, как тщательно размечены по всему городу и в парках велосипедные дорожки. (А это требует денег!) Ванкувер летом – райский уголок для молодежи и молодых людей средних лет, не особенно заморачивающихся на солнце.[2] В выходные в парках, а их десятки, и они есть везде и часто эти парки просто огромные, собирается, кажется, весь город. Те, что моложе 60, несутся по велосипедным дорожкам, соответственно на велосипедах и роликах, идут быстрым шагом по проложенным рядом пешеходным дорожкам. И никакая молодая поросль НЕ носится тут же на скутерах и мотоциклах, никто не разводит костров и не жарит шашлыки «на природе». Молодые мамаши и папаши тащат своих юных чад в специальных повозках, прицепленных сзади к велосипеду. У всех: одиноких и кампанейских, у пап, мам, у какой-нибудь одинокой бабушки, и у дитяти в повозке – на головах шлемы. Если без шлема, значит странный или турист.

Если велосипедисты пересекают пустую улицу, они (часто!) ждут зеленого света, даже вечером, когда никто не видит. Я упомянул тротуары. В очень большом (по пространству) городе Ванкувере, а также в Торонто, Оттаве и других населенных пунктах, нет тротуара, который не кончался бы пологим съездом! Все тротуары на всех перекрестках оборудованы такими съездами. И ни разу за примерно два месяца моего общего пребывания в Канаде я не видел ремонтирующегося тротуара или бордюра.[3] (Это в сторону московских ремонтных работ.) Велосипедные дорожки – их полно, в опасных местах они отделены от трафика бетонными блоками. Размечены тщательно, никакой полустертой разметки. Скажем, вот на обочине водосток, утопленный в асфальте, он образует как бы впадину, чувствительную для велосипедного колеса, если на полном ходу въехать. Что делают предусмотрительные канадцы? Они не валяют дурака, не осваивают бюджет, не возводят, а потом каждый год ремонтируют, бордюр вокруг водостока. Вместо этого они отмечают широкой белой полосой разметки объезд вокруг этой ямы, за что канадский велосипедист, боюсь, даже никого не благодарит. Потому, что по-другому, видимо, плохо и неудобно, а зачем делать плохо, если можно сделать хорошо?

Но что я это все про чужое хорошее, надо же когда-то и про свое плохое! - Нет! Не буду про плохое! Пусть отсохнет язык у того, кто не может найти хорошее слово для своей родины. И у нас есть дорожки для велосипедистов! И у нас есть разметка свежая и с тщанием сделанная. И вы во всем этом сами убедитесь, если, как и я, просмотрите фотосессию о встрече президента и премьера «без галстуков». http://rus.ruvr.ru/photoalbum/51623055/51623058/ Вот наши гиганты-гаранты ездят на велосипедах в тенистом парке, вот, покатавшись, отдыхают на скамеечке, а вот разминаются в азартной игре бадминтон на специально оборудованной площадке.

Поэтому, я могу сказать так: прелестно, в общем, живут канадцы. Не жируют, не ищут виноватого в своих канадских бедах, какого-нибудь понаехавшего к ним китайца или там вьетнамца. (А бед у канадцев хватает. Недавно вот, проиграли ванкуверские «Кануки» американам с разгромным счетом 2-5. Очень все обиделись, ведь до этого весь Ванкувер был покрыт надписями: «Давай, Кануки, давай!». Но так, спокойно обиделись, без мордобоя и покареженных машин.)

Но ведь и мы не лыком шиты. И у нас есть парки с велосипедной разметкой и никаких в этих парках нет мотоциклистов или автомобилей под деревом, ни сотен любителей шашлыков «на природе». И у нас можно поиграть в спокойную игру бадминтон. Представьте себе, собрались наши гаранты без галстуков, и вот так, без подготовки, взяли свои байки и пошли в первый попавшийся парк.

Вот так. А то некоторые волнуются, адреналин тратят: мы лучше всех, а запад – г**но и нам гадит изо всех своих сил. А другие желчью исходят: все, мол, у нас не как у людей. Остановитесь люди! У нас тоже есть хорошее и не загаженное западными вредителями. Вот только вопрос: либо это хорошее не там лежит и его надо быстренько забрать и передать в общее пользование, либо как-то культивировать опыт по распространению этого хорошего на всех и для всех. Даже больше скажу: второе лучше, давайте будем не забирать, а распространять.

И здесь ничего особенного не надо. Просто надо знать, что удобство – это важно. Надо просто хотеть сделать свою жизнь чуть удобнее. Свою, своих детей, родных и близких.

Если мы будем этого хотеть, то власть никуда не денется… и даст. Честное слово. Мы просто не привыкли. Мы привыкли наоборот: ей давать. Но иногда территория возможного готова к расширению. Вот сейчас как раз такой момент. Попробуем, чем черт не шутит. Да и власти это выгодно, она лишний раз сможет нам рассказать о том, что она все делает «в наших общих интересах, нас и наших детей», о том, что она «борется» за наши интересы. (Всегда тянуло спросить: Зачем надо с кем-то «бороться» за мои интересы иметь в городе велосипедные дорожки, и с кем именно за это «борются»? – Даже ответ знаю: Со всем миром!)

Так вот, давайте в этот раз не будем припоминать власть имущим, что своих детей они воспитывают и учат в других странах. Не будем о больном, о том, где и как живет власть и куда она хочет побыстрее свалить, собрав дань с родной российской земли. Давайте попробуем просто все вместе сделать нашу общую жизнь чуть-чуть удобнее. (Не буду говорить «лучше», просто удобнее!) Это ведь всем выгодно, даже тем, кто от переживания за народ с лица спал (именно так сказала о Путине моя соседка).

И пусть «им» будет так же хорошо, как и нам. Это от души, искренно и без всякого сарказма.

[1] Института, кажется, пока не получилось, а вот фонд, созданный на средства Бродского и его друзей и почитателей, регулярно выдает стипендии на полуторамесячное пребывание в Риме и Венеции российским деятелям культуры.

[2] За эту «скрытую рекламу» мне бы надо бы с туристических фирм собирать деньги. Вот только с каких?!

[3] Наверняка видел, просто забыл.

 

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру