Родители погибшего в Сирии контрактника и военные назвали потенциального убийцу

Блог Анатолия Клепова
Специалист по информационной безопасности

Печальная новость пришла не так давно из Сирии, где погиб российский военнослужащий-контрактник Вадим Костенко. В СМИ публикуются противоречивые сообщения о причинах этой трагедии.

Официальная версия, указанная управлением пресс-службы и информации Минобороны России, звучит так: «По предварительной информации, полученной, в том числе, на основе анализа смс-сообщений в его телефоне, причиной гибели военнослужащего-контрактника стал разлад в личных отношениях с девушкой».

Родители Вадима Костенко не верят, что их сын мог покончить с собой, они попросили провести повторную медэкспертизу. Как писало Reuters, мать погибшего разговаривала с сыном по телефону в день гибели. «Он был веселый, счастливый, смеялся», – сказала она.

Можно только выразить глубокое соболезнование родителям погибшего солдата. Не секрет, война требует максимальной концентрации сил и воли человека и, хотим мы того или нет, но в битве побеждает сильнейший. Причем тот, кто обладает и самым мощным оружием и сильной психикой. Современная война, это не только перестрелки, но и параллельное давление на фронтах информационной и психологической войны.

Сразу оговорюсь, в своей публикации я не собираюсь выступать в роли третейского судьи между армией и родителями погибшего солдата и выяснять, при каких обстоятельствах погиб Костенко. Для этих целей в нашей стране существуют профессиональные структуры, которые, я не сомневаюсь, выяснят истинную причину трагедии. Сегодня я хотел бы обратить внимание на факт, который нельзя замолчать и обойти стороной.

И в официальном сообщении Минобороны, и в реакции, опубликованной в прессе от имени родителей погибшего солдата, упоминается поразительный факт – Вадим Костенко, находясь в зоне боевых действий, активно пользовался мобильным телефоном. Он звонил родителям, общался с ними, получал СМС от друзей и подруг и, вполне возможно, даже имел возможность пользоваться не только мобильной связью, но и интернетом…

О чем это свидетельствует? Сошлюсь на свою же публикацию, опубликованную в блоге МК буквально две недели назад («Важна ли личная информация государственных служащих для государства?» http://www.mk.ru/blogs/posts/vazhna-li-lichnaya-informaciya-gosudarstvennykh-sluzhashhikh-dlya-gosudarstva.html, от 19 октября 2015 года).

Из многолетней практики борьбы с террором мы видим, что приемы информационных войн служат религиозным радикалам и антиправительственным боевикам всех мастей в качестве устрашающего фактора, с помощью которого они стараются деморализовать воюющие против них силы. Наглядный пример тому – Афганистан и Ирак, где террористы перехватывали электронную почту и разговоры по мобильным телефонам находящихся там солдат из Европы и США, а затем звонили семьям этих военнослужащих и сообщали им о гибели или тяжелых ранениях их детей. Подобные сообщения, естественно, наносили тяжелейшие психологические травмы родственникам и накаляли общественно-политическую ситуацию в стране.

Кстати, Россия в этой практике не исключение. Еще со времен чеченских войн мы стабильно наблюдаем в отношении наших солдат и офицеров точно такой же почерк.

Не вдаваясь в подробности нынешней военной операции в Сирии, я вспомнил по этому поводу слова бывшего президента США Джорджа Буша, служившего, кстати, и директором ЦРУ. Выступая перед конгрессменами он однозначно заявил, что «террористы сегодня могут прослушать любые мобильные телефоны и перехватывать электронную почту».

Еще со времен афганской войны мы знаем случаи, когда террористы, имитируя диспетчера, пытались задать самолету низкую высоту, чтобы попытаться сбить его из ПЗРК Стингер.

Соответственно, если террористы могут контролировать разговоры наших военных пилотов, значит они в состоянии контролировать и все разговоры пилотов гражданских самолетов. К слову, до сих пор непонятна ситуация со сбитым малазийским Боингом на Украине. Как мы знаем, до сих пор засекречены переговоры земли с пилотами. И непонятно, что там было?

А теперь давайте представим, что регулярному прослушиванию у нас подвергаются переговоры не только пилотов, но и других военнослужащих ВС России. А вместе с ними и многих тысяч госслужащих разного уровня! Ведь они не находятся ежедневно в «режиме молчания». И их связь не защищена аппаратными шифраторами.

Как это не прискорбно, но мы вынуждены констатировать, что все они сегодня беззащитны перед террористами, преступниками и западными спецслужбами, уже много лет обладающими современными технологиями массовой прослушки.

Поэтому пришло время перейти от декларации намерений к реальным шагам по обеспечению безопасности персональной информации госслужащих и членов их семей, особенно тех, кто работает за рубежом и в «горячих» точках.

Неоспоримый факт – использование военнослужащими мобильных телефонов, не защищенных специальными аппаратными шифраторами, смертельно опасно! Противник может не только прослушивать разговоры, получая важную для себя информацию, но и использовать открытые каналы для ведения психологической войны против наших солдат и офицеров. Удивительно, но ни в одном из комментариев я не увидел беспокойства по поводу того, что СМС поддельная и могла быть отправлена террористами ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), чтобы деморализовать солдата.

Удивительно, но никто после этого случая не высказался за жесткий запрет использования военнослужащими, находящимися в горячих точках, мобильных телефонов без надлежащей защиты!

Как такое может быть? Вооружая солдат средствами физической защиты – касками и бронежилетами, доверяя им мощнейшее современное оружие, в то же время мы оставляем совершенно открытым канал воздействия на их психику!

С сожалением предположу, что если и дальше современные методы защиты персональной информации военнослужащих будут игнорироваться, то на бандеровских украинских сайтах появятся не только личные данные 11 солдат, якобы проходящих службу в Сирии, но и других.

Мне могут возразить, мол средства мобильной аппаратной защиты отсутствуют сегодня в штатном оснащении даже солдат американской армии или любой другой страны НАТО. Классический пример тому – расследование, опубликованное несколько лет назад в израильской прессе. Оказывается, во время ливанской войны солдаты ЦАХАЛа активно пользовались чуть ли не на передовой личными мобильными телефонами, а Хизбалла отслеживала их разговоры, и потом пыталась использовать перехваченные данные с целью психологического давления на них и их родственников.

Но здесь весь фокус в том, что, несмотря на свою технологическую продвинутость, те же американцы или их союзники по НАТО не имеют разработок, аналогичных мобильным российским аппаратным шифраторам.

Сегодня нам не надо мучительно и долго изобретать велосипед, и ждать очередных жертв информационно-психологической воны развернутой против России. Просто надо взять имеющиеся разработки и начать их использовать. Мне удивительно, что у нас есть современные российские технологии и отечественное оборудование, которые не используются.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру