Светлана К-лие. Мясо

Светлана К-лие в 2004 году была признана  "лучшей женщиной-скульптором России" и "лучшим молодым скульптором России".  Последнее время живет и работает в Англии. Обладатель ряда зарубежных наград в области современного искусства. Наряду со скульптурой занимается графикой, фотографией, видео. Феминистка. Противник насилия. В одном из многочисленных интервью заявила, что женщины в России сегодня - проститутки. Создала в 2012 году видеоролик на эту тему: " AwomanisseenasaprostituteinRussiawhethershesleepswithpresident", который вошел частью в проект под названием "Мясо". Светлана говорит, что это проект о сути той жизни, в которой мы каждый день живем, в которой много крови, плоти, мяса, слез.

 
Иван Афонин. ФИЗИОЛОГИЯ КЛИЕ
 
Было время, когда я представлялся художником. Не подумайте ничего плохого, просто нежный возраст, вовлеченность в деятельность арт-группы Война, некоторые конъюнктурные соображения, а главным образом количество выпитого, позволяли мне иногда это делать. Как известно, "без...ственный образ жизни", столь рьяно пропагандируемый Войной, подразумевал практику шоплифтинга в качестве обязательной. В общем, количеством и качеством алкоголя ребята никогда не были обделены.
 
Фотоработы Клие одновременно наводят на мысли о "Партии Животных" Кулика и "Балканском барокко" Абрамович - мясные туши, копыта, кровь. Понятно, что про источники вдохновения художник не скажет всей правды до конца, но это он делать и не обязан. Впрочем, больше конечно тут от Абрамович, с ее отсылками к жертвам войны в Югославии - серия Клие называется "Люди как мясо".
 
Но в первую очередь Светлана известна как скульптор. Ее "Ворона пожирающая собственное яйцо" навеяна творчеством известного британского поэта Теда Хьюза.
Что примечательно, у Хьюза, сжившего со света не одну свою жену, есть целая книга "Ворон. Из жизни и песен Ворона". А у Клие не ворон, а ворона, поедающая свое потомство. С Хьюзом их еще роднит метод работы: резкий, контрастный и очень физиологичный.
 
Или же "Женщина-звезда", юбка которой выворочена наизнанку настолько, что непонятно что под ней видишь - теплое нежное лоно или ошметки мяса. Выворачивание наизнанку- излюбленный прием Клие, для нее это - гарантия честности и неподдельных эмоций. Это как с сексом и любовью. "Если секс можно симулировать легко, то любовь - невозможно" - говорит Светлана.
 
Работы Клие насквозь пропитаны феминизмом. Но не политическим, а скорее своим экзистенциальным. В нем ощущается стремление отстоять право быть женщиной художником в мире арт-дельцов. Стала бы она просто так скандалить с британскими кураторами, желающими продавать русскую самобытность под девичьей фамилией Кулешова? Но она настаивает на фамилии K-Lié (Клей, в трактовке Светланы).
Интересным в этом случае представляется становление Клие как художника. На десятилетнюю Свету, обычную московскую девочку с Алтуфьевского шоссе, упал ластик. Света ластик подняла и недолго думая вернула владельцам, обитавшим в художественной студии. Это был конец восьмидесятых и твердое решение стать художником могло гарантировать ей все что угодно, кроме стабильного дохода и ясного будущего.
 
Сейчас Клие распрощалась с детской беспечностью и говорит, что художнику нужны деньги. На вопрос о дружбе с властью она отвечает со свойственной ее работам жесткостью и физиологичностью: "Нет проблем в том, что бы лизать чью-то жопу, если это по взаимному согласию".
 
"В советское время меня научили делать офорты, работать с металлом, рисовать. Где этому всему научат молодого художника? Если писательский реквизит может ограничиться ручкой и бумагой, то художник за время становления может извести не одну тонну металла. Кто это все ему будет оплачивать?" - говорит Светлана. То ли из-за банального госфинансирования, то ли из-за большей прыткости зарубежных кураторов, Клие гораздо больше известна за пределами России. Быть может, получает она премии и номинации в основном в Великобритании и Франции, а не России, как раз из-за того, что московская публика не в состоянии ее переварить. Просто когда главной интригой премии Кандинского является то, какое количество раз со сцены упомянут слово "Pussy Riot", это свидетельствует как минимум о некой стагнации в московской художественной тусовке.
 
Друзья и критики регулярно сравнивают Клие то с Джакометти, то с Уорхоллом, но при этом она не нуждается в том, чтобы быть частью какой-либо московской художественной корпорации. О том, кто такой Марат Гельман, например, имеет весьма смутное представление. Однако ей это не мешает выставляться на лондонских аукционах и работать в Париже. Так что обвинения в подражании ее мало беспокоят.
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

просмотров: 5436



Комментарии пользователей

  • Дима
    5

    Петр, сегодня, не знаю, к счастью или к сожалению, всякий может назваться художником и какая то часть общества даже будет восторгатся его/ее работами и даже покупать. Сегодня идет ставка не на само художественное произведение, а на так называемый художественный гламур. Рисовать умеет множество людей, рисовать хорошо, однако не все становятся художниками, а хорошими, так и вовсе единицы. Я не думаю, что освещать художественный гламур нужно. Он и так сам себя прекрасно рекламирует. Какая ценность этих картин? Правильно. Цена краск и холста. Я Вам больше скажу - в отдельности , краски и холстстоят намного дороже этих картин.

    7 апреля 2013 в 06:25 Ответить
  • Войс
    -1

    Возможно. Сегодня художником может стать каждый. Это базовая плита постмодернизма. Но не все ими становятся. Светлана К-лие? Признать, что это художественный гламур? Думаю, что не совсем правильно в данном случае. Сам термин художественный гламур стал сегодня новомодным. Его публика хорошо потребляет.

    7 апреля 2013 в 13:06 Ответить
  • нина
    -2

    Пётр,просвещение масс- хорошо.Но наверно стоило больше раскрыть тему - в вашем тексте.Неподготовленый зритель этих "работ"С. Клие, кроме "Ужас!" ничего не сможет сказать.Между тем сама художница, которая к тому же,профессиональный дизайнер с образованим, скульптор,график, и художник-фотограф в одном лице- говорит об этой своей фотосерии "Люди-свиньи":Как человек-творец сочетается с человеком, пожирающим природу - сложная тема. И ещё её слова: в рамках проекта я обсуждаю насилие в самом широком понимании - сексуальное, взрослых над детьми,церкви над верующими, правительства над гражданами, психологического давления, навязывания идей, идеологий.Противопоставить этому можно своего рода анархию, когда человек, как Бог, признаёт себя в разных ипостасях" Тогда становится и нам немного яснее - к чему тут эти "работы".Кстати 2 скульптуры художницы закупил Эрмитаж, а так же офорты высоко оценены в худож. отношении.В таком случае для полноты картины Вам видимо надо было показать хоть пару скульптур и офортов, кроме "мяса".А то получается в некотром роде дезинформация, уж извините.

    7 апреля 2013 в 16:11 Ответить
  • Дима
    3

    Вообще в экспозициях музея «Body» больше исскуства, чем в этих картинах, неважно какую цель преследовала художница, но наверно есть какие то рамки, за которые художник выходить не должен, внутренняя эстетика самого художника.

    7 апреля 2013 в 17:04 Ответить
  • нина
    4

    В данном случае - это не картины, как Вы пишете, а фотографии, постеры в своём роде, а автор выступает-как фотохудожник.Да, для нашего менталитета, ( кстати московская публика так же не подготовлена была к восприятию сего) - это перебор.Но художница обосновалась в Англии и и уже давно.Там такие вещи, подкреплённые "философским подтекстом"- воспринимаются.И тут "внутренняя эстетика художника"не знает преград, мы видим.Кроме того она, оказываетя, творила это - в честь 200-летия со дн рождения Ч.Дарвина, что ещё больше укрепило её позиции и скандальное демонстрирование убеждений.Хорошо чувствует коньюктуру Запада.Назвать это "гламуром" - ну совсем нельзя!

    7 апреля 2013 в 17:28 Ответить
  • Войс
    -1

    Нина, согласен. Тема сложная. Вы очень хорошо структурировали ее. Пишите чаще. С удовольствием и пользой для дела Вас читаю. Хорошо, если другие также. Скульптуры и офорты Светланы добавить? Не уверен. Они другого плана. Только ситуацию размыли бы. Тема насилия актуальна и я думал над ней, готовился сделать даже свой проект. Оказалось, что Светлана с этим работает. Решил показать. Раскрыта ли тема в полном объеме? Конечно, нет. Что-то не так сделали? Разумееется, да. Положительный же результат здесь в том, что показали и очень хорошая критика при этом присутствовала. Много, что тоже хорошо. С уважением, П.Войс

    8 апреля 2013 в 00:01 Ответить
  • Войс
    -1

    В какой-то степени я мог согласиться, если было бы заявлено о постмодернистском гламуре. А художественный - это другое. Может Дмитрий имел ввиду первое?

    8 апреля 2013 в 00:06 Ответить
  • Вот что выходит наружу,
    0

    если не запрещать, как мусульманкам, смотреть на похорона и резать баранов... Клие феминистка , как же её бьёт по мозгам пищевая цепочка!

    8 апреля 2013 в 11:35 Ответить
  • 03
    0

    Ничто её особо по мозгам - не бьёт.Она вполне себе в своём уме.Это- трезвый расчёт.В соетское время . да всегда, были художники- коньюктурщики, рисующие передовых колхозников, Ленина в горках и т.д.Это тоже - коньюктурщица,но на потребу Запада.Деньги заработает ,известность.А на приличия -наплевать

    8 апреля 2013 в 15:33 Ответить
  • 03
    1

    При "совке" были не только художники- коньюнктурщики, но и приличные люди.Не предавали себя,имели совесть .У торческой дамы Кли-е, ещё имеющей детей, судя по данным работам, женскому мироощущению не свойственным - скорее проблемы с советью и склоннсть к продажности.

    8 апреля 2013 в 16:04 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация

Не могу не выражаться по поводу событий, которые происходят вокруг. Особенно в последнее десятилетие. Выражаюсь проектами, выставками, акциями. Работа такая. Но больше всего люблю выражаться в блогах. Есть возможность сразу же узнать мнения других, которые мне интересны в любом виде. Люблю общаться с народом, короче.