Возможен ли мятеж в сегодняшней России?

Матрица Бэкона и дилемма Путина

Американский сенатор, недавний кандидат в президенты США Джон Маккейн, ознакомившись со статьей в одном из журналов об итогах парламентских выборов в России, написал в своей странице в Тwitter, обращаясь к Путину: «Дорогой Влад! «Арабская весна» приближается к твоим окрестностям».

Маккейн не одинок в своих прогнозах. Многие политики и эксперты и в России, и за рубежом полагают, что к мартовским президентским выборам 2012 года возможен драматичный сценарий каирской площади Тахрир. Заговорили уже о том, что митинг и неудавшееся шествие оппозиции 5 декабря является прелюдией к такому развитию событий.

Так ли это?

Читая недавно изданную у нас книгу (курс лекций) Мишеля Фуко «Безопасность, территория, население», я нашел в ней удивительно актуальный для нашей российской, да и мировой ситуации анализ работы Фрэнсиса Бэкона «Очерк о мятежах и волнениях». Написанная почти 500 лет назад? эта работа Бэкона дает ключ к пониманию происходящих сегодня процессов. Мятежи, говорит Бэкон, подобно бурям, они происходят как раз в тот момент, когда их меньше всего ждут, в самом большом спокойствии, в периоды равновесия или равноденствия (говоря современным политическим языком, в периоды «застоя» - В.О.).

Действительно, в конце 2010 года я был в гостях у друга в Каире. Ничто не предвещало каких-либо волнений. Египтяне повсеместно были радостны и дружелюбны. Многомиллионный город находился постоянно в каком-то праздничном состоянии. И когда через несколько месяцев на экране ТВ я увидел тот же, но уже бушующий Каир, в это было трудно поверить.

Как можно в период спокойствия определить возможность бунта?

Бэкон дает некоторое число таких признаков.
Во-первых, шум, то есть пасквили, памфлеты, речи против государства и против тех, кто им управляет, которые начинают циркулировать. Во-вторых, то, что уже Фуко назвал переворачиванием ценностей. Речь идет о тех ситуациях, когда правительство делает нечто похвальное, это берется с дурной стороны людьми, остающимися недовольными. В-третьих, приказы плохо циркулируют: те, кто передает приказы, разговаривает робко, а те, кто принимает приказы, говорят смело и дерзко. Другой случай всегда касается циркуляции приказов, это проблема истолкования. Когда тот, кто получает приказ, вместо того, чтобы принять его и исполнить, начинает его интерпретировать и включать в него собственные суждения.

Это те признаки, говорит Бэкон, что идут снизу. Те, которые доказывают, что буря готова разразиться даже в период равноденствия и спокойствия (застоя). Но Бэкон выделяет и знаки, которые исходят сверху.

Прежде всего — это когда великие, могущественные, те, кто окружают суверена, те, кто ему служат, или его близкие родственники, когда все они демонстрируют, что повинуются не столько его приказам, сколько своему собственному интересу. И, наконец, еще один знак, который государь невольно подает сам себе, - это его неспособность или нежелание больше принимать точку зрения, которая была бы внешней или высшей по отношению к различным партиям (так в тексте — В.О.), которые в обществе противостоят друг другу и друг с другом борются, за которой следует незаметный для себя самого выбор в пользу одной партии и поддержка ее интересов за счет остальных.

Так, говорит Бэкон, когда Генрих III встал на сторону католиков против протестантов, он сам должен был обратить внимание, что тем самым он продемонстрировал, что его власть так мала, что он подчинился не государственному интересу, а интересу одной партии, и подал всем, как знати, так и народу, явный знак, что власть слаба и что, как следствие, можно против нее восстать.

Фантасмагорией является то, что матрица Бэкона полностью накладывается на нашу сегодняшнюю ситуацию.

Кроме признаков готовящегося мятежа, Бэкон выделяет его непосредственные причины. Они делятся на материальные (прежде всего, бедность) и окказиональные (связанные с негативным общественным мнением). К последним, по мнению Бэкона, может относиться резкое повышение налогов, возвышение до значительных постов недостойных людей, значительное повышение цен.

Иными словами, окказиональные причины мятежей — это те, которые вызывают один и тот же тип недовольства у разных групп людей, что, как следствие, ведет их к объединению, несмотря на расхождение интересов. Бэкон дает советы, как уйти от непосредственных причин мятежей. Например, для преодоления бедности надо обуздать роскошь, избегать скупки слишком большой собственности знатью. И здесь советы Бэкона 500-летней давности не потеряли актуальности!

Дилемма Путина состоит в следующем.

Ему придется либо прислушаться к оценкам и советам Бэкона: избавиться от непопулярных людей в руководстве страны; заставить свое окружение следовать интересам народа и государства, а не своим собственным; переформатировать систему управления с тем, чтобы управленческие команды выполнялись, чтобы она служила интересам всего общества, а не обслуживала интересы кланов; чтобы визитной карточкой современной знати была не роскошь и многомиллионная собственность, а служение обществу и государству; чтобы власть не подчинялась интересам одной партии, а учитывала весь спектр народного мнения.

Либо выбрать такой путь, когда ничего меняться не будет. Тогда бунты и аналоги «арабских революций» и в самом деле вползут на нашу землю.

просмотров: 11124



Комментарии пользователей

  • Ваше имя
    0

    Дилемма Путина состоит в следующем.--дилемы Путина нет,у исполнителей их не может быть.

    7 декабря 2011 в 10:09 Ответить
  • R12
    2

    мятеж возможен

    7 декабря 2011 в 10:38 Ответить
  • PUNISHER
    0

    ЕдРо столько напринимало антинародных законодательных актов, что давно пора! А учитывая, сколько оружия на руках у населения......

    7 декабря 2011 в 12:09 Ответить
  • bobi
    0

    tebe posle vustupleniia na shou tvoego soplemennika zel-kogo nado bu ubratsia iz j-j ,ciche budet

    7 декабря 2011 в 12:16 Ответить
  • Станислав, Суть Времени
    0

    Владимир Семенович, мнение каких партий может учитывать В. Путин, если вчера Зюганов написал в твиттере, что поддерживает Навального? Ужас.

    7 декабря 2011 в 12:32 Ответить
  • Налоговый инспектор
    0

    Чего так распетушились? Лучше расскажите, какое у Вас имущество и как оно согласуется с беспорточной милицейской зарплатой.

    7 декабря 2011 в 12:53 Ответить
  • Ваше имя
    0

    Нет! Глава ФСБ полгода на экране не появляется, они сами всё сделают

    7 декабря 2011 в 14:26 Ответить
  • Ярослав-Сметана
    0

    будет, будет Египт. не надо будет ни куда ездить

    7 декабря 2011 в 16:16 Ответить
  • v
    0

    Бессмысленному и беспощадному еще срок не пришел, а только приближается годовщина расстрела ленских рабочих! Движение идет по спирали! Пока события 1911...1912 годов повторяются!

    7 декабря 2011 в 19:04 Ответить
  • Равиль Фатхутдинов
    0

    Путин шантажирует Правдой 15 декабря в ходе “прямой линии” Владимир Путин в очередной раз в завуалированной форме напомнил западным наблюдателям о тайном оружии России. В студию, откуда велась “Прямая линия" был приглашен настоятель домового храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, который задал вопрос, который, по его же определению, касался церковно-государственных отношений. Смысл ответа Путина заключается в том, что он готов использовать тайное оружие, если Запад не оставит попыток отстранить его от власти. Сначала Путин сказал: “Я лично сторонник того, чтобы характер светского государства у нас оставался и укреплялся”. Затем Путин перешел к изложению своего традиционного “но”. Он сказал следующее: “Вместе с тем, мы утратили определенные ценности советского периода, связанные… с "Моральным кодексом строителя коммунизма". Но если мы заглянем в этот "Моральный кодекс строителя коммунизма" - это выдержки из Библии… Наши традиционные конфессии - и буддисты, и христиане, и иудеи, и мусульмане, они в целом придерживаются, что касается базовых ценностей, нравственных, моральных ценностей, по сути, одних и тех же позиций”. Смысл сказанного в том, что Россия имеет альтернативу общественного устройства – христианский социализм. Но, как известно, что русскому хорошо, то немцу – смерть. Все заявления Путина по вопросам, касающимся религиозно-государственных отношений, есть не что иное, как шантаж Правдой. Сказанное Путиным в ходе “прямой линии” 15 декабря коррелируется со словами, сказанными им на съезде “Единой России” 27 ноября. Тогда Путин начал свое выступление с разговора о ценностях, которые должны стать основой дальнейшего развития страны. В частности, Путин сказал следующее: “Россия не раз в своей истории ставила перед собой великие цели и добивалась успеха, и побеждала, объединяясь вокруг наших общих ценностей. Что это за ценности: это правда, достоинство и справедливость”. Путин предупредил западные страны, что попытки этих стран повлиять на ход избирательной кампании в России посредством финансирования и инструктажа оппозиционеров обречены на провал. “Бесполезный труд”, – заверил премьер. И объяснил почему: “Потому что, во-первых, Иуда – не самый уважаемый библейский персонаж в нашем народе”. Путин по сути сказал, что народ пойдет не за иудами-оппозиционерами, а за Правдой. Для пущей убедительности до сьезда “Единой России” из Ватопедского монастыря на Афоне в Россию был принесен пояс Пресвятой Богородицы. Огромные очереди желающих поклониться поясу Богородицы продемонстрировали западным наблюдателям приверженность русского народа Правде. Сергей Доренко в статье “Правильность пути” от 25 ноября разъясняет смысл партийного мероприятия с поясом: “Поклонение Поясу Пресвятой Богородицы имеет культурный, политический контекст. Это демонстрация невероятной мощи православной Церкви”. Статья была опубликована на сайте “Единой России”. Скрытый посыл статьи “Правильность пути” - правильность Путина. Пояс Богородицы встречал и провожал не патриарх Кирилл, а премьер-министр Путин. Он встретил святыню в аэропорту "Пулково" 20 октября. 26 ноября накануне съезда “Единой России” Путин встретился с сопровождавшими святыню монахами Ватопедского монастыря. После этой встречи настоятель Ватопеда архимандрит Ефрем сказал: “Россия не развалится. Наоборот, укрепится и сыграет главную роль в деле спасения всего православия на Земле”. 27 ноября на сьезде “Единой России” кандидат в президенты Путин завершил свое выступление словами: “С нами правда, победа будет за нами”. В конце 2007 года, когда Путин собирался передать президентские полномочия своему преемнику во временное пользование, в интерью журналу "Time", отвечая на вопрос о том, какую роль должна играть религия в управлении обществом, он сказал следующее: “При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач мы, конечно, прежде всего должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей. Вот и всё, что я бы хотел сказать. Я могу сказать больше, но я бы хотел на этом остановиться…” Далее в ходе интервью Путин по просьбе назойливого журналиста продолжил тему: “По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни всё человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных”. Путин не согласился, что Россия - светское государство и отметил, что имеются законные основания для совместного богослужения генералов и церковных иерархов по поводу 60-летия создания ядерной бомбы. http://archive.kremlin.ru/appears/2007/12/19/1607_type63379_154772.shtml Кстати, злые языки утверждают, что руководство Ирана также хотело бы подкрепить свою логику ядерной бомбой, чтобы безбоязно продолжать шантажировать Правдой и как можно дольше удерживать власть. Из всего вышесказанного следует, что Путин шантажирует библейской правдой. То, что российское руководство шантажирует Запад библейской правдой подтвержадается и нашумевшей законодательной инициативой Александра Торшина, заместителя председателя Совета Федерации. В июне 2011 года Александр Торшин, исполнявший тогда обязанности председателя Совета Федерации, предложил законопроект, который позволит России не выполнять решения Европейского суда по правам человека, иными словами, позволит уклоняться от выполнения своих международных обязательств. Парируя критику законопроекта, Торшин ясно дал понять, что российские власти готовы подчиняться только авторитету Иисуса Христа. “ЕСПЧ не является обладателем истины в последней инстанции”, - сказал Торшин. “Вот когда ЕСПЧ возглавит Иисус Христос, я отзову свою законодательную инициативу”, - с интонацией проповедника то ли пригрозил, то ли пообещал Торшин. При этом, как утверждают очевидцы, Александр Порфирьевич засунул руку глубоко в карман, чтобы поклясться на карманной Библии. Первые лица государства проявляют себя как религиозные экстремисты. В свою очередь, церковные иерархи проявляют себя как политические деятели. Патриарх Кирилл в проповеди в Киево-Печерской лавре сказал: "В центре Евангельского послания — одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной". http://www.patriarch.ua/visit.aspx?id=80&sid=v10 Кстати, иранский президент Ахмадинежад в речи на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН сказал то же самое: "Истинная природа человечества проявляется в любви к другим людям и любви ко всему доброму в этом мире. Любовь – это лучший фундамент для установления отношений между людьми и народами". Глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на международной конференции "Христианское понимание прав человека", призвал развивать западную политическую систему на основе единства государста и церкви. http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1154 Для самосохранения Путину необходимо сохранить возможность обратиться к народу со словами любви и призывом к построению христианского социализма. Это означает, что Путин будет обращаться с гражданами корректно - в рамках закона. Путин не будет подавлять акции гражданского протеста силовыми методами. Если Путин будет действоватъ как жестокий диктатор, как Башар Асад в Сирии, то он утратит возможность признаться в любви – его никто не поймет. Хотя некоторые могут руководствоваться соображением “Бьет - значит любит”. Со словами любви и призывом к построению христианского социализма Путин обратится к народу в крайнем случае, когда станет ясно, что он проиграет президентские выборы. Путин самым паскудным образом эксплуатирует религиозные чувства людей. В чем заключается тайное оружие Путина и Ахмадинежада, изложено здесь http://bolshoyforum.org/forum/index.php?topic=12003

    19 декабря 2011 в 15:06 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация