Шагнувшие в будущее

Один из символов Москвы — “Рабочий и колхозница” — пережил второе рождение

Тонны нержавеющей стали, поднятые на 34-метровую высоту. Стальной исполин и стальная исполинша. Перекрестье вскинутых рук, соединивших символы пролетарского и крестьянского труда. Ощущение стремительного порыва — вперед, вверх. “Рабочий и колхозница” — самая известная в СССР скульптура, “эталон социалистического реализма”. Более 70 лет назад было создано это чудо, в котором великолепная пластика фигур воплощена при помощи новейших по тем временам конструкционных материалов. Сейчас при активном участии и при скрупулезном контроле Комитета по культурному наследию Москвы фактически произошло второе рождение уникального памятника.
Один из символов Москвы — “Рабочий и колхозница” — пережил второе рождение

Сама идея скульптурной композиции принадлежит архитектору Б.Иофану, которому было поручено спроектировать павильон СССР для Всемирной парижской выставки 1937 г. По замыслу зодчего, 34-метровое здание-пьедестал должна была венчать скульптура, “символизирующая союз серпа и молота”.


Для воплощения иофановской задумки летом 1936-го был объявлен закрытый конкурс. Для участия в нем пригласили лучших советских скульпторов. По итогам творческого состязания вариант скульптурной группы, созданный женской бригадой — В.Мухиной и ее помощницами З.Ивановой и Н.Зеленской, стал победителем. Правда, с оговоркой...


Как вспоминал известный художник П.Корин, в первоначальном варианте “Рабочего и колхозницы” Вера Игнатьевна хотела показать их героическую наготу. Однако руководящие инстанции сочли, что подобный стриптиз для скульптуры, украшающей советский павильон, неуместен. Мухиной было велено “одеть” гигантские фигуры — в результате “его” пришлось облачить в типовой рабочий комбинезон, а “ее” — в сарафан.


Еще одним камнем преткновения стал шарф, развевающийся в руке колхозницы. Сама Вера Игнатьевна считала эту деталь очень удачной творческой находкой: “…Существенной частью композиции стало большое полотнище материи, летящее за группой и дающее (скульптуре) необходимую воздушность полета... Этот шарф был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием (выставочного павильона)”.


Но руководящие товарищи к появлению непонятной загогулины за спиной колхозницы отнеслись весьма скептически. По воспоминаниям одного из очевидцев, председатель правительственной комиссии В.Молотов, осматривая конкурсные работы, спросил Мухину: “Зачем шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!” На что Вера Игнатьевна спокойно ответила: “Это нужно для равновесия”. Конечно же, она выразилась образно, имея в виду пластику скульптурного образа. Но глава правительства истолковал ее ответ в сугубо физическом смысле: “Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос...”

Шарф, таким образом, получил право на существование, и через некоторое время, уже в ноябре 1936-го, мухинский проект был окончательно утвержден.


(В этой скульптурной композиции есть и еще один объект для критики, который, впрочем, оказался совершенно скрыт от зрителей-непрофессионалов. Речь идет о свободных руках рабочего и колхозницы, откинутых ими резким жестом назад и застывших почти горизонтально земле. Если попробовать воспроизвести подобный жест в реальности, окажется, что обычный, нетренированный человек удерживать руку в таком положении попросту не может — слишком велико напряжение мышц! Однако Мухина сознательно использовала столь насильственную позу, которая придает всей группе больше динамичности и выразительности.)


Реанимация стальных пациентов


Советская власть, одним из символов которой являлся этот монумент, так и не позаботилась о своевременном его ремонте. Начало XXI века известная на весь мир серпасто-молоткастая скульптура встретила в плачевном состоянии. Стальная оболочка в некоторых местах прохудилась, сильно обветшал внутренний каркас... Исполинская статуя оказалась на грани гибели, когда приступили наконец к ее спасению.


Решение о реставрации монумента правительство Москвы приняло в январе 2002 г. Работа была поручена авторскому коллективу, во главе со скульптором В.Церковниковым.


— Первым делом памятник обследовали специалисты в области материаловедения, — рассказал Церковников. — Выводы были самые неутешительные: если при температуре ниже минус 20 градусов в столице разгуляется ураганный ветер, скульптура может попросту сломаться!.. Детальное изучение внутренних конструкций памятника оказалось делом очень непростым. Там внутри сплошные переплетения швеллеров и балок — запросто можно застрять. А вот откинутая в сторону рука рабочего (между прочим, около 8 метров в длину) уникальна по своему “анатомическому устройству”: при установке памятника в Москве для нее спроектировали бескаркасную конструкцию — по аналогии с фюзеляжем самолета…


С самого начала стало ясно: чтобы заняться полноценной реставрацией, “стальных людей” придется разобрать и по частям перевезти в подходящее для проведения столь сложных работ место. Был подготовлен специальный проект такого расчленения, и в 2003 г. специалисты приступили к демонтажу.


В общей сложности стальной монумент разрезали на 40 частей. Каждую из них перевезли в просторный ангар на территории Центрального НИИ строительных конструкций. При этом важно было не повредить тонкую стальную оболочку, так что пришлось предварительно спроектировать и изготовить специальные подпорки.


Первоначально планировали закончить восстановление скульптуры в 2005 г., потом эти сроки неоднократно сдвигали: для выполнения сложнейшего комплекса реставрационных работ не находилось финансов: инвесторы соглашались заниматься лишь реконструкцией павильона под памятником. В итоге пришлось Москве целиком брать на себя заботу о сохранении скульптуры-символа. Вот тогда дела пошли. И дела весьма масштабные. (Можно привести, например, такую красноречивую цифру: в реставрации знаменитого монумента приняли участие специалисты из пятидесяти НИИ.)


По результатам тщательнейшего обследования (и даже “просвечивания”) каждого фрагмента оболочки памятника были выявлены самые “безнадежно больные”, которые требовали “ампутации” и замены. Из более чем 5000 листов, образующих скульптуру, заменены лишь около 250, остальные реставраторам удалось спасти. Было проверено при помощи рентгена и состояние каждой из почти миллиона (!) точек сварки, которыми в 1930-е гг. скрепили по методу профессора Львова отдельные листы оболочки скульптуры.


На будущее, чтобы придать необходимую устойчивость стальных листов к атмосферным осадкам, к загазованному московскому воздуху, специалисты ВИАМ создали специальную пасту для покрытия монумента. Образовавшаяся в результате обработки ею тонкая защитная пленка (удалось сделать ее практически бесцветной — чтобы не искажала внешний вид памятника) будет успешно “отбивать” атаки вредоносных внешних воздействий на протяжении долгих лет.


Новый каркас памятника сделан более прочным, чем прежний. Проектировщикам пришлось учитывать возросшую вероятность очень сильных ветров в столице. Для определения необходимых параметров будущей конструкции “Рабочего и колхозницу” как следует “продули” в аэродинамической трубе. (Речь, конечно, не о самой скульптуре, а о ее уменьшенной копии.) На материалах не экономили: для верхних, наиболее труднодоступных частей памятника внутренние несущие конструкции собрали, используя арматуру из нержавеющей стали — чтоб на века!


В результате нынешней тщательной реставрации памятника, которая проводилась под руководством Москомнаследия, удалось восстановить мухинское творение фактически в авторском виде. Окончательная сборка скульптурной композиции выполнена с точностью буквально до нескольких миллиметров.


…Пришла пора доставлять готовые крупноразмерные фрагменты скульптуры с территории ЦНИИ строительных конструкций на Рязанском проспекте назад, к ВВЦ. Это оказалось не так просто. Самые серьезные проблемы возникли с транспортировкой торсов.


Стальная грудь колхозницы в ширину составляет 6 метров! Чтобы перевезти столь внушительный объект, пришлось гнать в столицу из Казани специальную автоплатформу. Но даже на эксклюзивном прицепе пышные формы стальной дамы выступали по метру с каждой стороны автопоезда. Так что везти их пришлось (естественно — ночью) по самым просторным магистралям города. Подобная же история повторилась и с доставкой на место могучего торса хозяина молота.


Для восстановленного шедевра Веры Мухиной на месте прежнего “пенька” соорудили павильон-пьедестал высотой почти 35 м по мотивам того самого — со Всемирной выставки 1937 г. Внутри павильона разместился Музей Веры Мухиной, экспозиция, рассказывающая об истории создания уникальной стальной скульптуры, выставочные залы. В городе появился новый интересный музей.


Установка на место “Рабочего и колхозницы” тоже потребовала немалых усилий. И в прямом смысле слова — тоже. Чтобы поднять на пьедестал мухинских стальных исполинов, вес которых теперь достиг почти 170 тонн, из Финляндии в Москву приехал уникальный суперкран с длиной стрелы в 100 м. Эта махина сначала на барже плыла морем до Петербурга, а оттуда в разобранном виде на 56 вагонах-платформах ее привезли в столицу.


В конце ноября прошлого года после затянувшегося на 6 лет вынужденного отсутствия “Рабочий и колхозница” вновь занял свое привычное место возле ВВЦ. А вечером 4 декабря 2009 г. состоялась торжественная церемония открытия отреставрированного монумента.
 

Николай ПЕРЕСЛЕГИН, лидер молодежного движения «Одиннадцать сорок семь»


На сайте нашего движения мы провели социологический опрос, который показал, что 73% жителей сегодняшней Москвы ничего не знают о городе. Не могут назвать ни одного архитектора, ни одного красивого дома, который им нравится. Более того, половина участников опроса не считают себя москвичами. Как можно любить то, чего не знаешь? Отсюда вся последующая история, которую мы наблюдаем.


Я сталкивался с ситуациями, когда очень даже образованные и интеллигентные люди в момент превращаются в варваров, если речь заходит, допустим, о расширении собственного театра за счет сноса памятника архитектуры. Подумаешь, рухлядь! А так будет культура! Что же мы хотим от банков, магазинов, владельцев офисных зданий?


Укорять в сложившейся ситуации органы по охране памятников — все равно, что обвинять в поджоге дома приехавших тушить огонь пожарных. Если бы не было этих людей, мы недосчитались бы половины того исторического города, который имеем на данный момент. В Москомнаследии люди и делают свою работу — методично и профессионально включают новые адреса в реестр памятников, чем обеспечивают единственную цивилизованную гарантию, что памятнику не будет нанесен ущерб. Это колоссальный труд.


Дело в самих людях, их морали, менталитете, уровне цивилизованности. Чтобы в корне изменить ситуацию, необходимо менять сознание. Должно в людях что-то перевернуться.


Ходить на митинги с плакатом — это бороться не с причиной, а со следствием. Есть люди думающие, которые действительно переживают, болеют за сохранение, а есть дешевые популисты, которые политизируют данный вопрос. То, чем они занимаются, – это новая форма не совсем этичного бизнеса.


Наша задача — рассказать о городе, заинтересовать людей городской средой. Многие даже не представляют, насколько Москва интересна! Качественной и общедоступной информации о городе, об исторической среде очень мало. А между тем темы, достойные обсуждения и дискуссии, буквально на каждом шагу. Как только человек начинает живо интересоваться той богатейшей историей и культурной средой, в которой живет, ему становится небезразлично происходящее с ней. Мы за системную, широкую, комплексную, образовательную программу, задача которой – интерес к городской среде. В нее входят семинары, лекции, экскурсии, архитектурные конкурсы, экспедиции и выставки.


Партнерами проекта на настоящий момент являются: МАРХИ, Правительство Москвы, Союз архитекторов России, Музей архитектуры им. Щусева, Союз московских архитекторов, Центр современной архитектуры.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру