Чертовские перемены

Илья Черт о старом новом “Пилоте”, о подлинных корнях русского рока и причинах политического тупика в стране

15 сентября 2011 в 19:42, просмотров: 4623

Группа “Пилот” подгадала выход своего нового альбома “Осень” к 1 сентября, в подарок всем, кто начинает учебный год. Пластинка получилась неожиданно простой и свойской, учитывая то, что в последние годы группа открывала фанатам далекие горизонты не имеющего широкого распространения духовного знания, которое многие неподготовленные слушатели воспринимали с трудом. В “Осени” музыканты совершили своеобразный камбэк не только к своему первому альбому, но и к старой классической традиции русского рока. О причинах таких перемен, роли протеста в рок-музыке и взглядах на будущее России Илья Черт рассказал “МегаБиту” лично.

Чертовские перемены
фото: Ксения Денисова

— Сразу о главном: с чего вдруг такая неожиданная простота?

— Потому что за все 15 лет существования группы, как ни странно, наш первый альбом «Война» 97-го года имел чуть ли не самый больший успех. Мы думаем, это благодаря тому, что он состоял из дворовых песен. Все время, пока мы экспериментировали с разными темами и музыкой, поклонники нас просили и ждали, когда мы сделаем что-то подобное первой пластинке. К тому же в последнее время мы наблюдаем ситуацию, когда молодые ребята собираются где-то в лесу у костра, во дворе, в подъезде или на кухне, репертуар песен у них такой же, какой был 20 лет назад: «Чайф», «Алиса», «Кино», «Гражданская оборона» и так далее. Ярких, самобытных песен как таковых в русском роке с тех пор практически не появилось. Нам стало обидно, что школа русского рока уходит в небытие, хотя она была уникальна и выгодно отличалась от мировых коллег по цеху. Поэтому мы решили возобновить эту школу и сделать альбом дворовых скамеечных песен, главные исполнители которых — школьники и студенты. Наша пластинка — это подарок им ко Дню знаний. А так как по тематике он касается осени как времени года (там есть осенняя история про любовь, осеннее настроение), мы решили назвать пластинку просто и емко — «Осень». Для меня это не грустная пора, а скорее романтическая. У меня она всегда ассоциировалась с песней «Что такое осень?» группы «ДДТ» и, соответственно, с клипом, когда они там втроем по парку ходят. Это веселье, но в то же время и светлая печаль.

— У вас отлично получилось воссоздать настоящее звучание и дух русского рока в этой пластинке, даже удивительно! Но интересно уточнить, чем именно наш рок отличается от всего остального, мирового рока. Смыслом?

— Не только. Конечно, на интеллектуальную составляющую — слово — в русском роке всегда делался акцент. Хотя и на Западе есть представители, которые обращают на это пристальное внимание. Но главное отличие в том, что вся мировая рок-музыка основана на ритм-секции — барабаны, бас и гитарные рифы, а наша пошла совершенно от других корней, она отталкивается от авторской песни под гитару.

— От Булата Окуджавы?

— Да! Я всегда утверждал, что Булат Окуджава был предтечей рок-н-ролльного движения. А первым русским рок-артистом был Владимир Высоцкий — это же настоящий рок, практически то же самое, что делали Майк Науменко и Виктор Цой. Хотелось бы, чтобы эта часть российской культуры развивалась дальше — у нее чисто русские корни и у нее есть будущее. Ничего подобного в мире нет, немного близким к этому можно назвать американскую музыку кантри.

— Вы задались целью написать альбом, как 20 лет назад, и тут же, как по заказу, из вас посыпались песни нужной формации?

— Конечно, нет! Многие песни были написаны больше 20 лет назад, просто они ждали своего часа. Каждую пластинку мы делаем цельной, как картину, поэтому я всегда говорю, что ошибочно знакомиться с творчеством группы «Пилот» по отдельным песням. Надо слушать пластинку целиком, как одно произведение, иначе невозможно уловить общего настроения. Для «Осени» мы собрали соответствующие песни, которые много лет пролежали на полках, плюс взяли песни других авторов: Виталия Черножукова из Москвы, Саши Махнача из питерской группы «Юго-Запад». Так как в нашей стране сейчас очень плохая ситуация с продажей дисков, мы впервые для себя решили выложить альбом на специальном портале, где можно послушать и скачать его бесплатно, но там есть и кнопочка «спасибо», нажав на которую любой человек может финансово отблагодарить группу за сделанную работу. Причем делать это необязательно.

фото: Ксения Денисова

— Предыдущие ваши пластинки поклонники мало понимали. Их часто называют «космическими». От них такое ощущение, что вы получили некое духовное знание и теперь стремитесь его передать.

— Мы просто хотели поделиться чем-то узнанным, это нужно было сделать. Потому что мы видим, что это знание спасло судьбы многих людей, наладило их жизнь и быт. Оба альбома на эту тему («1+1=1» и «Содружество») были очень тяжелыми и по звучанию, и по содержанию, поэтому и понять их было не так-то легко. Мы решили, что продолжать дальше не стоит и так все уже сказано: есть два альбома, были прочитаны лекции, вышла книжка. И дали своим поклонникам возможность отдохнуть: сколько можно сидеть за партой и учить уроки? Должна быть большая перемена, чтобы можно было попить портвейна на скамеечке и поиграть.

— Вы сказали, что ваше творчество спасло многие судьбы. Есть конкретные истории?

— Не столько наша музыка, сколько то, что мы пытаемся передать. Это же не наше знание, а то, что я от своих учителей передаю через себя. Ко мне приходит до 700 писем в неделю по электронной почте, на большинство из них я стараюсь отвечать. Пишут не только подростки, но и взрослые люди, вплоть до бабушек и дедушек, пишут многие высокопоставленные люди, врачи, педагоги, психологи, учителя. Их письма подтверждают то, что людям это очень интересно, приносит реальную помощь, они находят свое место в жизни, свою профессию, для которой были рождены, налаживают семейные отношения.

— И как это знание повлияло на вашу личную судьбу?

— Я создал группу, которая входит в двадцатку лучших рок-групп страны. Я мастер своего дела. Знанием этим я начал интересоваться еще в 15–16 лет. Достаточно серьезно я к нему подошел в 24 года, спустя несколько лет я стал создавать группу. Естественно, я все эти знания применял и в творчестве, и в руководстве своим делом, потому что рок-группа — это та же самая компания, точно такой же бизнес. То есть я могу сказать, друзья мои, я сделал это, и если вы хотите то же самое сделать в своем деле, вы можете спросить у меня, и я, не скрывая, вам это расскажу.

— Обычно артисты кокетливо говорят, что их успех в таланте, а талант — от бога.

— Талант есть у всех. Правильно спел Костя Кинчев: «В каждом живет звезда, чтобы вспыхнуть в свой час». Просто многие не знают, в чем заключается этот талант. Но есть совершенно конкретное знание, на санскрите оно называется варнашрама дхарма. Оно рассказывает, какими путями человек может понять, для чего он родился, каким делом, какой профессией ему нужно заниматься, в чем он преуспеет и станет мастером.

— Это актуально сейчас, когда в молодежной среде полнейший разброд. Может, потому и нет песен хороших?

— Отчасти. Но нет их еще и потому, что людей закормили ширпотребной, посредственной культурой. В погоне за деньгами и популярностью на народ вылили ушат абсолютно бездарной музыки и литературы. Это сделали телеканалы, радиостанции и так далее.

— Вы имеете в виду продюсерскую музыку?

— И ее, и попсу. Попса — это ведь не музыка, это состояние души. Бывает попса и в кинематографе, и в театре, и в книгах. В последнее время она вытесняет искусство, и оно исчезает как таковое благодаря тому, что СМИ популяризируют развлекательное творчество, на котором легче сделать денег, забывая об ответственности, что у них есть власть и сила, которую они должны использовать для воспитания людей, а не развлечения.

— Но нельзя же быть только каналом «Культура»!

— Должен быть баланс. Но когда у вас 80 процентов стриптизерш и 20 процентов балерин, согласитесь, это перегиб. Голых теток в латексе никто не отменял, они, кстати, тоже нужны людям. Но не надо, чтобы их было такое подавляющее большинство. Искусство тоже может быть подано интересно.

— Рок считается музыкой протеста, от рокеров все ждут честности, правды. В прошлом году было много общественных прений по поводу различных встреч и столкновений рокеров с политиками. Вы, как известный рок-музыкант, считаете, что стоит протестовать?

— Для того чтобы говорить честно, необязательно протестовать. Можно сказать: «Я против». Но чем ответить на вопрос: «А за что ты?». Если у тебя нет ответа на то, как сделать, чтобы было, как ты хочешь, тогда нечего ныть и жаловаться. Заткнись и живи, как тебе сказано, либо найди способ, как это исправить, и начни в первую очередь с себя. Я бы не сказал, что рок — это музыка протеста. Я всегда считал, что рок — это культура, которая несет правду. В этой культуре всегда было место для людей, которые не боялись говорить честно и открыть свою душу людям. Это необязательно должен быть протест. Да, у нас был протестный альбом «Рыба, Крот и Свинья», и помимо этого у нас много песен, пронизанных протестом. Мы протестуем против внутренних причин, а не следствий. Я против вируса, а не против кашля, который он вызывает.

фото: Алена Рябова

— И все-таки вы лояльно относитесь к тому, что сейчас происходит в нашей стране?

— Нет. Мне многое не нравится, но со многим я согласен. Глядя на сегодняшних детей, я понимаю, что у нашей страны есть будущее. Дети растут очень умными, они много ездят по миру, видят жизнь за границей и хотят жить по закону, честно, строить свою жизнь, строить дома, строить семьи, растить детей, развлекаться, отдыхать, но жить по-человечески. Мне кажется, что старшее поколение имеет комплекс советского человека: нищего, самовлюбленного, горделивого, который привык считать, что он «самый крутой на районе» на этой планете. Вот это хамство, быдловость должны пройти, исчезнуть.

— Надо подождать, пока все старики вымрут?

— Должна произойти смена поколений. Некоторые из старшего поколения это понимают и пытаются поменять свою природу. Но большинство из них измениться не могут, и, к сожалению, они занимают ведущие посты в нашем государстве: мэры городов, командиры армий, чиновники. Эти люди в глубине души своей — нищие. Они воруют деньги, потому что живут для себя, а не для народа, не для страны, хотя много и красиво говорят об этом. Они постоянно лгут и воруют. Убедить таких людей изменить их внутреннюю природу уже невозможно. Пока они не уйдут, эту страну невозможно будет перестроить, потому что в их руках сейчас находятся власть и контроль. Поэтому в России нет закона. И пока его здесь не будет, не будет хорошей жизни.

— Мрачную картину вы рисуете, когда же она приукрасится?

— Эту страну будут менять те, кому сейчас 17–20 лет, а не мы, и тем более не те люди, которые сидят в дорогих кожаных креслах — эти уже вообще ни на что не способны. Надо делать так, чтобы молодые стремились занять их места. Праведный человек должен стремиться к власти и богатству, потому что его власть и деньги послужат во благо всем. Сейчас молодежь должна хорошо учиться, как бы банально это ни звучало. Но не для того, чтобы носить маме «пятерки», а для того, чтобы построить свою жизнь. За ними будущее, мы уже не можем это сделать, мы бессильны, знаний не хватает. Знание — это сила, которая меняет мир.



    Партнеры