Белоруссии направлена нота артиста

Юрий Башмет: «Как можно терять советские завоевания в музыке?!»

11 октября 2011 в 15:43, просмотров: 3413

...Жуткие вещи творятся сегодня в музобразовании на постсоветском пространстве. Учить становится некому: из Таджикистана уехал последний педагог-кларнетист; в Ленобласти прикрыли последний альтовый класс; в Москве вообще не мелочились — убили целое Гнесинское училище. И это несмотря на то, что совсем недавно СССР был мощнейшей музыкальной державой. Башмет решил вернуть бывшему Союзу бывший статус:

Белоруссии направлена нота артиста

- Я никогда не был в компартии, таких туда не берут, — улыбается он, — но всей душой мечтаю снова объединить людей, пусть пока хотя бы музыкально! Затем и основал здесь, в Минске Академию...

- Молодежная академия собирается уж третий раз: каждая из стран СНГ делегирует Башмету юных, подающих надежды музыкантов — пианистов, альтистов, певцов, скрипачей (в этом году, вон, и ударники прибавились). Все они съезжаются на неделю в Минск (он геополитически комфортен — здесь отовсюду близко). Юрий Абрамович, в свою очередь, привозит ведущих педагогов (среди которых нынче были такие мэтры как профессор Высшей школы музыки Кельна Василий Лобанов и «мама всех вокалистов» Светлана Нестеренко). По сути, занятия на Академии дают ребятам толчок больший, чем иные конкурсы...

- Но их судьбы как отслеживаются в дальнейшем? — спрашиваю у Юрия Абрамовича.

- Разумеется. Кто-то уже поступает в Московскую консерваторию, кто-то получает президентскую стипендию, у нас есть идея и в дальнейшем не нарушать их общность: в феврале на один из фестивалей (коих у Башмета двенадцать, — Я.С.) обязательно пригласим ведущих студентов на гала-концерт. И для них, и для всех последующих это станет дополнительным стимулом.

Смотрите фоторепортаж по теме: Белоруссии направлена нота артиста
5 фото

- А когда к вам присоединятся Грузия и Прибалтика?

- Что ж, давно задумываем провести Академию в Тбилиси. Хотим тем самым сказать: всякое в жизни случается, но музыка — как раз то, что должно нас объединять. Слышал, что в России хотят разрешить грузинское вино: значит, не мы, но алкоголь сделает первый шаг, — смеется Башмет, — я тут летом встретил своего друга Гию Канчели, исполнял в Италии его новое произведение, так он уверяет, будто в Грузии все молятся на Онищенко: вино настоящим стало! А по сути — ребята из Грузии и Прибалтики уже скоро приедут на нашу детскую Академию (такая тоже есть).

- Тем самым вы как бы воссоздаете советское музыкальное пространство?

- Ну конечно! Так много брошенных музыкантов оказалось по всем уголкам СНГ! А ведь еще недавно мы говорили, например, о сильной советской скрипичной школе... Ведь как ни крути, но ниточки даже у самых знаменитых американцев, не знаю — Айзека Стерна, Яши Хейфеца — все равно тянутся к школе Столярского в Одессе. И сейчас не должны связи нарушаться. Как можно терять наши завоевания в музыке? Ведь зачем-то наши предки старались...

Открывал пышный гала-концерт, венчающий башметовскую Академию, ансамбль ударников — новшество этого года. Вопрос к замечательному Алексею Усову, доценту кафедры ударых ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, артисту Большого театра:

- Насколько академия приносит пользу? Что можно успеть за четыре дня?

- Свежий взгляд «со стороны» всегда полезен. Вообще удивлен высоким уровнем ребят, особенно белорусскими участниками. Он сопоставим с московским и питерским. Я же указал юношам на недостатки, которые их педагоги по привычке уже не замечают. Моя цель — их подружить, и первое что сказал им — «Никакой конкуренции! Наша задача — научиться играть в ансамбле». Кроме того, подарил каждому на двух дисках нотную библиотеку. Вообще хочу сказать, что понимание звука приходит со временем. Тут научить нельзя, этому можно только научиться. Ведь вкус и чувство ритма должны быть заложены генетически...

- Кстати, в Москве ощущается дефицит кадров?

- У исполнителей дефицита нет, хороших ударников больше, чем мест в оркестрах. Но то, что ощущаем — так это дефицит педагогов. В школах работа плохо оплачивается, молодые люди туда не идут. Поэтому часто работают те, у кого не получилась карьера исполнителя. Ну и чему они научат?

Остается лишь отметить, что Академия в Минске прошла при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

Минск



Партнеры