Буквально до вчерашнего дня в Маяковке, настрадавшейся в прошлом сезоне, была тишь да гладь да божья благодать. На нового худрука артисты не нарадуются: скромный, демократичный (в частности, питается вместе со всеми в общем буфете, чего прежнее руководство демонстративно не делало), конструктивный. Пришел, объявил планы, репетирует.
— Он прекрасный режиссер, — говорит старейший артист театра Ефим Байковский. — Я вот сейчас с ним репетирую и вижу, как он владеет профессией, какой он замечательный педагог. Вы меня убили своим сообщением. Если он уйдет, труппа сойдет с ума.
Что же не устраивает молодого лидера в театре? Шерше ля фам, как говорится. Речь идет о директоре театра, пришедшем в Маяковку одновременно с Карбаускисом, — Евгении Куриленко. Бывшее руководство Департамента культуры Москвы директивно придало нового директора новому худруку. Так они и начали работать. Но «брак» вопреки ожиданиям не заладился.
О Евгении Куриленко в театре говорят весьма уважительно. Ее работа особенно заметна на фоне физической разрухи, которую нанес театру предыдущий директор Арцибашев, брат бывшего худрука.
— Что вы, у нас стало чисто, — говорят в один голос артисты. — Полы директор перестелила, привела в порядок сцену, поменяла окна в гримерных, устранила жуткий запах в туалетах — в общем, много чего успела сделать. И тем не менее...
Звонок в дирекцию.
— Евгения, как вы можете прокомментировать возможный уход Карбаускиса, якобы из-за конфликта с вами?
— Впервые от вас слышу. Для меня это большая новость! Никаких конфликтов ни у меня с Карбаускисом, ни в труппе нет. Никакого заявления мне на стол он не клал. Театр всегда полнился слухами, и эта ситуация — не исключение.
Г-жа Куриленко явно лукавит: о натянутых отношениях (и это еще мягко сказано) с худруком знает весь театр. Сам Карбаускис комментариев не дает. Весь день репетирует. В пресс-службе слухи об уходе Карбаускиса не подтвердили, но все-таки уточнили.
— В Департамент культуры Москвы действительно было направлено письмо, в котором Миндаугас Карбаускис просил разобраться в конфликте между директором и художественным руководителем театра, в противном случае он не считает возможным дальнейшее продолжение работы в театре.
— Значит ли это, что он уходит?
— Это попытка привлечь внимание власти к возникшей проблеме.
Как нам удалось выяснить, коса на камень нашла из-за того, что Евгения Куриленко как директор не приняла на работу ни одного из людей, кого приводил Карбаускис на ключевую должность в театре — заведующего билетным столом. Еще в начале нового сезона Карбаускис в коридорах не раз говорил: «Или я, или она». В приватных беседах подчеркивал, что ему не нравится советский тип руководства Куриленко, но не распространялся конкретно, что имел в виду. Артисты с именами пытались поговорить с директором и предупреждали ее, что в случае открытой войны при всем уважении к ней займут сторону нового худрука. Очевидно, так и будет. Карбаускис впервые на российском театральном пространстве создает прецедент: так резко никто из новых худруков не диктовал условий. Найдет ли он по себе директора? Не факт, а без крепкого, проверенного хозяйственника может остаться.
Кризисную ситуацию может (и должен) разрешить Департамент культуры, его новый руководитель Сергей Капков. Но на время подписания номера мы так и не смогли дозвониться в пресс-службу департамента.
Материалы по теме: