Ну да, аттракционом этот фильм не назовешь. Два с половиной часа мы смотрим на жизнь одной деревенской бабы с
— Мне, семидесятилетнему старику, кажется, что сегодня самый счастливый день в моей жизни, — сказал Андрей Сергеевич, представляя фильм. — В зале сидит мой старый друг — бывший министр культуры Михаил Швыдкой, он был первым читателем моего сценария, и при нем Министерство культуры выделило мне деньги — треть бюджета картины. В зале сидит и Альфред Кох, который был не только спонсором картины, но и активным участником — он вырос в деревне. Здесь моя мать, которой 97 лет. Последние четыре года она меня торопила: «Делай быстрее, я же не доживу!»
Очень симптоматично, что два таких ярких режиссера именно сейчас выпустили два очень разных фильма о разных временах, но показанных глазами одной женщины. Андрей Звягинцев — «Елену» и Андрей Смирнов — ленту «Жила-была одна баба». В жизни, а тем более в искусстве, как известно, не бывает совпадений. Кто ярче и яснее расскажет о жестких и смутных годах, как не женщина. Та, что несмотря ни на какие обстоятельства — смерть, голод, унижение — изначально нацелена на главное: продолжение рода, на жизнь ради жизни, а не какие-то там идеалы и пр. Они очень похожи, эти героини, — молчаливая Елена в прекрасном исполнении Надежды Маркиной и голосистая Варвара из фильма Смирнова (замечательная работа Дарьи Екамасовой). И эмоциональная составляющая их характеров — как раз суть каждого времени: скрытная боязливость застывшего нынешнего и безудержная прямота желаний и помыслов того, переломного. И мужики рядом с ними — лишь фон, помеха, а не помощь в той самой главной задаче продолжения жизни. Они даже детей своих делают случайно, а заботиться о них и вовсе не считают нужным. В фильме Смирнова муж героини уходит от нее и маленькой дочки, оставив им три четверти хлеба и пепелище вместо дома, сожженного его же добрыми родственниками, и не сказав ни слова (в город на заработки?). У Звягинцева герой, наоборот, не делает ничего, чтобы прокормить свою семью и уберечь старшего сына от армии, только изводит мать надоедливыми жалобами на жизнь и от нечего делать продолжает плодить детей. И тогда, и сейчас баба сама решает их мужскую вроде задачу: на что жить детям.
Разные только изобразительные средства. У Звягинцева они согласно нынешним киноканонам, у Смирнова — большой стиль отечественного кинематографа. И тут Андрею Сергеевичу нет равных — так уже не умеет никто. Удивительным образом он сохранил в себе и способность просто рассказать историю, и найти к ней свои метафоры, и ядрено вовремя пошутить, и вставить свою фигу в кармане — Юрий Шевчук на коне во главе партизанской армии да с песней: «Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне!» И все это уместно и логично — с авторской точки зрения. Даже обрамление всей истории легендой о славном граде Китеже, ушедшем под воду. Хотя, на мой взгляд, оно как раз утяжеляет сюжет. Для меня фильм закончился на крупном плане лица героини Дарьи Екамасовой — на том, как оно буквально почернело от горя.
Материалы по теме: "Революция глазами бабы"