Нам Вагнер строить и жить помогает

“Геликон-опера” поставила “Запрет на любовь”

Театр “Геликон-опера”, взявшись за единственную комическую оперу Рихарда Вагнера “Запрет на любовь”, не только приоткрыл неизвестную российскому слушателю страницу творчества великого композитора, но и предложил публике редчайший жанр остросатирического оперного спектакля-памфлета. Лица, выведенные на сцене, конкретно узнаваемы, а сюжет адаптирован к реальной ситуации самого “Геликона”: скандальной истории с разрешениями и запретами на строительство его здания.

“Геликон-опера” поставила “Запрет на любовь”
Рихард Вагнер.

Свой спектакль режиссеры Дмитрий Бертман и хореограф Эдвальд Смирнов, а также австрийский художник Хармут Шоргхофер поместили в кинематографически достоверный внутренний двор старого здания театра (на Большой Никитской), где обустроилась стройплощадка. Здесь есть и будка охраны, которую периодически сносят по указу вице-короля, и кирпичные стены с разломами и трещинами, котлован, арматура и строительный кран. Строится Дворец счастья! Потому что жители города, в котором происходят события, — веселые неформалы, больше всего на свете любящие карнавалы. Но есть среди них и группа интриганов, всячески способствующих запрету на строительство дворца. Люди, посвященные в драматическую историю геликоновской стройки, легко заметят сходство этих персонажей с ревнителями старины из «Архнадзора», инициировавшего остановку строительства. Да и вице-король Фридрих (отличная актерская и вокальная работа Алексея Дедова) здорово напоминает московского чиновника высшего звена. Стройку по приказу вице-короля «замораживают», а самим жителям города указом запрещают всякие вольности, в том числе и любовь. Конечно, в либретто оперы Вагнера никакого строительства нет — есть лишь запрет на любовь. Но ведь и сам 22-летний композитор при создании оперы весьма далеко ушел от своего первоисточника — пьесы Шекспира «Мера за меру». Так что геликоновские вольности вполне оправданны и безобидны.

Сама партитура мало выдает будущего автора «Кольца нибелунга» и «Парсифаля». Это стилизация, местами почти пародийная, итальянских и французских комических опер. Однако маэстро Владимир Понькин с удовольствием демонстрирует тембровое разнообразие и красочность музыки, подчеркивая звучание медных инструментов и певучесть струнной группы. И публика тоже получает удовольствие. Хотя не от всего: не слишком удалась партия исполнительнице роли Изабеллы Карине А.Флорес: актрису захлестывают эмоции, в результате чего она срывается на крик, теряя интонацию. Не хватает голоса и Вадиму Летунову (Клаудио) — у него красивый тембр, но недостаточно сильный, чтобы перекрыть оркестр, вследствие чего — опять-таки крик вместо пения. Более успешно со своей партией справились лиричная Елена Семенова (Марианна) и острохарактерная Екатерина Облезова (Дорелла).

В финале все кончается хорошо: глупый указ отменен появившимся Королем, любовь разрешена, стройка возобновлена. И даже интриганы — и те берут в руки кирпичи, присоединяясь к строительству. Вот бы и в жизни так!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру