В Россию проник французский План

Художник-“передвижник” проехал из Владивостока в Москву и сделал по пути 12 выставок

8 ноября 2011 в 18:20, просмотров: 1357

У француза Бертрана Плана всегда все идет по плану. Задумал он проехать всю Россию за два месяца — и проехал: побывал в 12 городах и в каждом из них устраивал по выставке. Без приключений путешествие из Владивостока в Москву, конечно, не обошлось: кино смотрел прямо на движущейся фуре, ночевал в заброшенной казарме, а выставки собирал из того, что на улицах и помойках находил. Репортер “МК” побывал на заключительной выставке Бертрана в столичном фонде “Екатерина” и узнал, как План перекупил камни у олигархов и зачем он перекрасил телевизор в белый цвет.

В Россию проник французский План

Редкая птица долетит до середины Днепра и редкий иностранец проедет Россию от края до края. На вопрос о том, как решился молодой француз Бертран План за два месяца преодолеть больше 13 тысяч километров, он отвечает с улыбкой: «Я, наверное, немного мазохист! Все мои знакомые перед поездкой говорили, что я сумасшедший! Но каждый момент этого путешествия был для меня пограничным состоянием, я был в другом измерении!».

Пограничное состояние — даже не метафора, скорее часть концепции Плана. Дело в том, что художник работает с проекциями, и его художественный метод «Bump it!» разработан совместно с Национальным центром научных исследований Франции. Методика такова: Бертран находит предметы, фотографирует их, красит вещи в белый цвет, составляет из них композицию, а затем проецирует на нее первоначальное изображение. Чтобы зритель почувствовал, что перед ним «обманка», время от времени проекция сменяется естественным освещением, и видно, что на самом деле все предметы белые. Зачем это нужно?

Такая оптическая иллюзия показывает, что реальность не одна. У каждого есть право выбрать свою собственную реальность. «Я не навязываю свои мысли, поэтому белое — это пустота, в которую мы можем внести, что хотим. Не многие на это способны, мы привыкли заполнять пустоту», — объясняет автор.

В каждом городе свою идею иллюстрировал чем придется. Например, в Нижнем Новгороде он сделал инсталляцию из ненужных рам, которые нашел в хранилище музея, где выставлялся. «Я научился не искать предметы, они сами находили меня», — говорит Бертран. Но самые необычные арт-эксперименты художник поставил в пути, можно сказать, не сбавляя скорости авто, на котором пересек Россию. Где-то между Владивостоком и Иркутском, например, ему захотелось посмотреть кино.

— Я прикрепил на машину видеопроектор и стал проецировать фильм Дэвида Линча на фуру, которая ехала впереди. Нас даже остановила полиция. Правда, штрафовать не стали, просто поинтересовались, что это мы делаем...

Кино — только цветочки. Бертран пошел дальше, решил проецировать на дорогу — саму дорогу. «Перед нами ночью все время ехали какие-то грузовики, и я решил на реальную дорогу, заполненную транспортом, проецировать виртуальную пустую трассу», — рассказывает путешественник. В другой раз Бертран проецировал на дорогу не изображение, а фразу: «Настоящие теории не пишутся просто»... Однако по ночам Бертран со товарищи (с ним вместе путешествовали оператор Гийом Герен и русский водитель) не только проекциями «баловались», но еще и спали иногда. Самым запоминающимся местом ночлега для них стала заброшенная казарма.

— Мы уже подъезжали к городу, когда Бертран вдруг сказал, что дальше не поедет, — вспоминает Гийом. — Мы свернули на ухабистую дорогу и наткнулись на военную часть. Там было буквально несколько солдат и нас все же уложили на старые скрипучие койки... Мы что-то снимали, и вдруг к нам подходит полковник и говорит, мол, здесь секретная зона. Но наш водитель заранее все разузнал и ответил полковнику, что нету тут ничего секретного. Тот постоял, потупил и сказал: «Ну и ладно!».

Москва стала для Бертрана последней точкой путешествия и самой сложной. Для заключительной выставки ему понадобились камни. За ними художник отправился в подмосковный карьер. План думал, что удивит местных жителей вопросом: где тут можно камней прикупить, — и ошибся! Оказалось, многие олигархи наведывались в тот же карьер, чтобы покупать материал для украшения парков да фазенд. Бертран от них недалеко ушел — он выложил в фонде «Екатерина» целый каменный сад, почти как японский.

В соседнем же зале он сделал инсталляцию из старых шкафов, телевизоров и стульев. Они покрашены в белый цвет, только проекция напоминает о их реальном виде. «Задача не в том, чтобы придать смысл вещам, а наоборот, чтобы избавиться от него. Нужно воспринимать вещь такой, какая она есть», — заключает художник.




Партнеры