В здании Культурного центра Вооруженных сил РФ, что расположился неподалеку от Театра Советской Армии, немало лестниц, переходов и запутанных коридоров. В выходной день, когда на этих лестницах не горит свет, следует передвигаться крайне осторожно, чтобы не удариться лбом о выступ в потолке. Знание это дается мне с болью, и, потирая на голове то место, где завтра обязательно будет шишка, я пригибаюсь и продолжаю идти на звук. Кто-то вдалеке яростно кричит: «Ура!» Оттуда же, издалека, ко мне тянется луч света, чтобы через минуту ослепить огнями гигантской люстры, блестящей на стенках бокалов и золоте орденов. Их отчетливо видно даже с самого верхнего яруса Краснознаменного зала, где я оказался. Точнее, банкетного зала Кремлевского дворца, где по сюжету сейчас проходит торжественный прием по случаю подвига Валерия Чкалова — беспосадочного перелета из СССР в США, который он совершил в 1937 году.
Главный виновник торжества в гражданской одежде успевает и жену обнимать, и пустой бокал из-под шампанского Сталину подставлять. Верховный главнокомандующий, который перед этим успел в чувствах расцеловать своего любимца в обе щеки, теперь строго наклоняется над Чкаловым:
— Никакого шампанского! Налейте ему минеральной воды!
Судя по всему, на остальных гостей банкета этот запрет не распространяется, и, подняв свои бокалы, они снова заполняют зал троекратным «ура!».
Для Игоря Зайцева эта история во многом очень личная:
— Я служил в авиации два года и учился в Московском авиационном институте, — говорит режиссер. — И у меня мечта, когда мы закончим фильм, повезти его туда и показать этим людям. А еще я сам сыграл одну из ролей — начвоздуха, то есть, по-нашему, — маршала авиации.
В перерыве режиссер наперебой перечисляет все локации съемок. Здесь и аэродром Дракино, что под Серпуховом (кстати, недалеко от того места, где сам Чкалов учился летать). И Петербург, где снималась сцена с легендарным пролетом Чкалова на самолете под мостом. Само собой, Жуковский и Москва. Для фильма было построено много макетов, но в кадр попадет немало и настоящих самолетов, прекрасно сохранившихся с тех лет: «Фоккер Д-7», «И-5», «И-15», «И-16», «И-153» (так называемая «Чайка»).
Как признается Евгений Дятлов, сам он летать не умеет, но в воздух за время съемок поднимался неоднократно. Правда, на месте второго пилота.
— Наш фильм — не очередная книжка из серии «ЖЗЛ», — говорит актер. — Конечно, мы берем за основу какие-то факты из жизни Чкалова, и уже вокруг них развивается фантазия автора — нашего сценариста Алексея Пояркова. Но я бы скорее назвал этот фильм балладой, песней. А в песне же не требуется строгое соответствие фактам и цифрам. Зато она точно передает внутреннее эмоциональное содержание.
— Вам придется играть Чкалова в промежутке более десяти лет — с
— Мы что-то придумали, конечно, но вообще это не самое сложное. Мы смотрели много фотографий и кинохроники. И надо сказать, что люди того времени выглядели гораздо взрослее нынешнего поколения. Возьмите, например, военные фотографии. Там людям под двадцать, двадцать два, а на лица взглянешь — какое там! Наши сорокалетние моложе выглядят. Так что в этом смысле моя внешность, надеюсь, не будет резать взгляд. К тому же у Чкалова была своеобразная судьба, характер и специфика работы. И все это, конечно, наложило отпечаток на его лице.