Лучшие актеры - в лесу и прачечной

«Охотник» взял золото «Листопада»

14 ноября 2011 в 13:40, просмотров: 2736

Российский фильм «Охотник» Бакура Бакурадзе получил главный приз XVIII Международного кинофестиваля «Листопад» в Минске. Награду «Золото Листопада» получали исполнитель главной роли Михаил Барскович и Оксана Семенова, сыгравшая его жену. Оба – не актеры. Михаил живет в Белоруссии, инспектирует санитарное и противопожарное состояние леса в национальном заповедников. Оксана работает на трикотажной фабрике в Великих Луках.

Лучшие актеры - в лесу и прачечной
Непрофессиональные актеры фильма "Охотник". Фото: Светлана Хохрякова.

Другую российскую картину «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой показывали вне конкурса, ее тоже представлял не профессиональный актер Сергей Борисов. Он из Ростова-на Дону, когда-то был милиционером, а в фильме сыграл представителя ДПС, при исполнении обязанностей вместе с сослуживцами насилующего женщин. Именно его герою принадлежит фраза: «Угости ее простолюдином». Это в адрес изнеженной дамочки, которая явно отличается от простых парней, работающих в автодорожной инспекции. Автором идеи и сценаристом стала уроженка Минска Ольга Дыховичная, исполнившая в ленте главную роль. Сама она в дни «Листопада» представляла «Портрет в семерках» на кинофестивале в греческих Салониках, где картина в итоге получила главный приз.

В Минске же был организован киноконцерт «Феерия Жоржа Мельеса», в котором принимали участие правнучка выдающегося французского режиссера—экспериментатора начала XX века Мари-Элен Леэриссе и его праправнук и пианист Лоранс Леэриссе в роскошных красных ботинках, исполнивший роль тапера. В одном из фильмов Мельеса о коронации Эдварда VII в Вестминстерском аббатстве главную роль исполнил человек, которого режиссер после долгих поисков обнаружил в прачечной. Сотрудник этого учреждения и сыграл роль монаршей особы. Так что все повторяется. Настоящий король был доволен картиной, тем более, что Мельес снимал фильм еще до того, как коронация состоялась, и запечатлел ее в полном объеме, чего в действительности не случилось, потому как король занемог и церемонию пришлось сократить. Правнучка Мельеса комментировала кадры 1902 и последующих годов, иногда добавляя отсебятину, веселившую зал: «До свидания, мадам! Я уезжаю в Минск. Да здравствует Беларусь!». Таким языком изъяснялись в тот вечер немые персонажи и среди них Синяя Борода в исполнении самого Мельеса.

Кадр из фильма "Охотник".

Жюри под руководством киргизского режиссера Актана Арыма Кубата, чьи фильмы показывались на главных мировых фестивалях – от Канна и Локарно до Токио, помимо «Охотника», наградило за операторскую работу Ивана Гудкова за российско-азербайджано-болгарскую ленту «И не было лучше брата» Мурада Ибрагимбекова. За режиссуру отметили серба Олега Новковича, снявшего прямо-таки античную по накалу страстей трагедию «Белый-белый свет», события которой происходят в депрессивном шахтерском городке, где далеко не молодой мужчина встречается с девушкой, оказавшейся его дочерью. Спецприз получила польская лента «Черный четверг» Антони Краузе о забастовках рабочих в 1970-м году, последовавших за резким повышением цен. По приказу высшего руководства страны людей расстреляли прямо на улицах Польши. Ленту с трудом удалось пробить в программу фестиваля, слишком уж болезненная тема для Белоруссии в ней затронута. Да и в целом на «Листопаде» показали много радикальных для белорусской публики фильмов.

Местная публика не всегда была готова к такому кино. Как сказал один из минчан, слишком много депрессивного кино для людей и без того подавленных событиями вокруг. Устроители каждый показ сопровождали фразой: «Смотрим кино широко открытыми глазами. И не перестаем удивляться». Зрители и дивились взаимоотношениям тренера и ученика в аргентинской ленте «Отсутствующий» о несостоявшейся однополой любви, а вернее о вторжении одного человека в мир другого и полном непонимании друг друга. Молодой и талантливый режиссер Марко Бергер объяснял, что на его родине это не новость, там с недавних пор разрешены однополые браки. Сам же он восхищался небом над Минском, такого пурпура под облаками он еще не видел. Всякий раз на обсуждениях, которыми заканчивались показы, аудитория и режиссеры удивляли друг друга. Такие все разные. Разве что полное понимание вызвал французский фильм «Женщины с шестого этажа», представлял который режиссер Ле Гюэ. История из его детства, история испанских служанок и французских буржуа в Париже 60-х вызвала самые теплые чувства у публики. Людям нужно качественное, необременительное кино. А победитель фестиваля «Охотник» по зрительскому рейтингу фильмов конкурса занял самую нижнюю позицию. Так что жюри и кинематографисты в целом все еще далеки от народа. Ле Гюэ – редкий случай счастливого сочетания качества и развлекательности, устраивающий зрителя сполна. Штурмом публика брала зал разве что во время показа российской ленты «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Сотрудникам кинотеатра пришлось даже на время запирать двери изнутри, чтобы остановить стихийное вторжение.

Интернациональная команда кинокритиков один из своих призов «Серебро Листопада» присудило македонской ленте «Матери» Милчо Манчевски, который еще в 1994-м году получил «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля за свою первую большую картину «Перед дождем». Один из его нынешних героев – журналист, расследующий серийные убийства немолодых уборщиц, сам оказывается маньяком. Его мать тоже работала уборщицей и грубо обращалась с малолетним сыном и вот результат. Но это лишь часть ленты из трех новелл, где документальные кадры соседствуют с игровыми, и, пожалуй, самая необычная картина фестиваля, про которую кто-то подумал, что снята она сумасшедшим.

Казалось, что вполне европейская программа «Листопада» - одно, а официоз, церемонии открытия и закрытия фестиваля – шаг назад в СССР. Жаль, не было с нами голландского классика Йоса Стеллинга, ретроспектива которого прошла в рамках «Листопада». Стеллинг в фильме «Душка» с Сергеем Маковецким в главной роли, запечатлел некий кинофестиваль, проходящий на просторах бывшего Советского Союза, -- неслаженный, нелепый. То же самое происходило и на «Листопаде». С утра жюри и других участников фестиваля возили на репетицию заключительной церемонии, а вечером все равно все перепутали. К примеру, председателю жюри Актану Арыму Кубату ведущая церемонии строго настрого запретила оглашать имя главного победителя. Мол, иначе ее уволят. Слава богу, старейший белорусский актер Ростислав Янковский (старший брат Олега Янковского) спас ситуацию и вернул на сцену председателя жюри, чтобы тот сумел сделать то, что делают жюри всего мира -- вручить главный приз. Получается чудовищное несоответствие между интеллектуальным наполнением фестиваля и совковым официозом. Но даже это обстоятельство не смогло испортить ситуацию, потому что на «Листопаде» было главное – много качественного кино.

Минск-Москва



Партнеры