Термин storytelling, а это именно то, чему учит своих студентов Роберт Макки, не торопятся переводить в России. Но американский гость говорил именно об этом — об «умении рассказывать истории». Выход, который сегодня видят перед собой многие, — делать ремейки на успешные фильмы. В погоне за гонорарами кинематографисты пытаются найти формулу идеального сценария. Некоторые фальшивят и склеивают сюжет из сплошных клише, другие экспериментируют с операторской работой. Роль хорошей истории теряется, искусство воспринимается как игрушка для толпы.
— Творчеству нельзя научить. Но можно научить ремеслу, — утверждает голливудский гуру. — Ремесло освобождает художника, а незнание ремесла, наоборот, парализует его. Но последние пятьдесят лет никто не преподает ремесло! У студентов появляется мысль, что их желание творить вторично: это только бизнес ради коммерческого успеха. Это одна из причин, почему мы оказались в таком кризисе сегодня.
Свою миссию в России он видит не в том, чтобы научить имитировать Голливуд, а вернуть уважение к «чистому искусству», возродить принципы глубокой работы с историей. Сам Макки видит будущее за телевидением, сериальным производством. Ведь перед сценаристами телесериалов лежит куда более трудная задача: вовлекать зрителя в историю героя на протяжении каждой серии, сезона, лет.
— ТВ победит! Сериал «Клан Сопрано» шел 8 лет. Я насчитал у Тони Сопрано 12 противоречий в его природе! Тони сложнее самого Гамлета, он взаимодействует с десятками персонажей — от своего психиатра до уточек в пруду. Сценарист снова и снова открывает героя, — утверждает Макки.
Что же касается российского кинематографа, то Роберт Макки уверен, что в России умеют делать глубокое международное кино: «В конце концов это же вы изобрели подтекст!»