Картины везли со всех концов Италии — из Рима, Ватикана, Неаполя и Сицилии. Некоторые из них впервые покинули родные края — итальянцы крайне неохотно соглашаются вывезти Караваджо: его работ сохранилось крайне мало, и они довольно ветхие. Однако в год
И что же предстало пред глазами публики? Два темно-красных зала практически в полной темноте. Свет ярко освещает только полотна мастера. Выставка начинается с картин, изображающих обнаженные тела, — «Иоанн Креститель» и «Спящий амур». Художник любуется мужскими телами с анатомическим интересом, тела написаны крупно, детально. Что неудивительно, ведь сам мастер был гомосексуалистом.
Кстати, организаторы об этой детали жизни художника тактично умолчали. Да и вообще фигура Караваджо — спорная. Художник прославился картинами религиозного содержания (в основном сценами из Нового Завета), любил азартные игры, алкоголь. В Милане он открыл мастерскую на наследство матери, там же ввязался в пьяную драку и убил человека. Так что ему пришлось бежать — сначала в Венецию, затем в Рим. Здесь он писал вначале много бродяг, пьяниц, но через какое-то время появились заказы. Караваджо стал исполнять портреты с фруктами и цветами, по сути бытовые, житейские сцены, но наполненные величием и спокойствием. Такова картина «Юноша с корзиной фруктов», привезенная в ГМИИ им. Пушкина из галереи Боргезе.
Уже после того как Караваджо написал свои главные шедевры — «Христос в Эммаусе», «Положение во гроб», — ему снова пришлось бежать. В 1606 году (дело было в Риме) во время игры в мяч Караваджо поссорился с одним из участников «веселья», вызвал его на дуэль и убил. Он отправился на остров Мальта, но так и не нашел покоя — поссорился со знатным вельможей, был брошен в тюрьму, однако опять бежал. Сицилия стала последней точкой горе-путешественника. «Работы, написанные на юге, окрашены особым эмоциональным колоритом», — уверена директор Пушкинского музея Ирина Антонова. Несколько сицилийских работ также привезли в Москву, например, «Поклонение пастухов» из музея Мессины.
Интересно, что единственную работу Караваджо «Лютнист», которая есть в России, почему-то не прислали из Эрмитажа.