Грозит ли кино Цензура?

Реплика корреспондента отдела кино Никиты Карцева

Реплика корреспондента отдела кино Никиты Карцева

тестовый баннер под заглавное изображение

На сайте Минэкономразвития опубликовали проект регламента выдачи прокатных удостоверений для фильмов, выходящих в России. Ознакомившись с ним, кинематографисты и прочие сочувствующие уже успели объявить, что вскоре у нас исчезнут как факт фильмы остросоциальной тематики. Но даже если принять за аксиому существование в России цензуры, стоит признать, что новый документ ее скорее ослабляет, чем закручивает гайки с новой силой. Из 47 страниц документа наибольшие вопросы вызвало место, где приводится список причин, по которым в будущем может быть отказано фильму в выдаче прокатного удостоверения. Согласно новому проекту регламента, фильму может быть закрыт выход на кинотеатры, если он:

«содержит сцены, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, другую экстремистскую деятельность, а также сцены, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости;

содержит информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <...>;

если в фильме используются скрытые вставки или иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;

если фильм содержит информацию об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ „О противодействии экстремистской деятельности“ <...> без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, а также иную информацию, за распространение которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная или административная ответственность».

Требования хоть и размытые, но логичные. Во всяком случае они не противоречат давно принятой государственной политике в области борьбы с экстремизмом — во многом смешной, постоянно порождающей один нелепее другого список «запрещенной литературы», но все же довольно мягкой, а главное — подвластной общественному мнению. В том, что «государственная цензура» не только не ужесточилась, а наоборот, смягчилась, можно убедиться, всего лишь сравнив проект регламента с тем документом, по которому прокатные удостоверения выдаются начиная с 2007 года. На словах он выглядит так, будто был сочинен не в гордящейся суверенной демократией России, а в каком-нибудь Иране, где действительно неугодным власти режиссерам спокойно запрещают выезд из страны, а то и вовсе определяют место на нарах. Согласно пока еще действующему регламенту, прокатное удостоверение не могут получить не только фильмы, напичканные порнографией, шовинизмом и классовой нетерпимостью, но и, например, те, что пропагандируют «призывы к свержению существующего политического строя».

Было бы неправдой сказать, что со стороны государства в адрес кинематографистов нет никакого давления. Но если посмотреть шире, то корни проблемы надо искать не в воле государства и не в бюрократических бумажках, через которые она выражается. Они в самой системе киноиндустрии. Уже очень давно и с большим удовольствием наши кинематографисты полностью зависят от государства. Не предпринимая никаких серьезных попыток выйти на самоокупаемость (читай — независимость), режиссеры и продюсеры добровольно делятся на мейджеров и не мейджеров, выстраиваясь в одну длинную очередь за государственными деньгами. О каком же праве на свое мнение в такой ситуации можно говорить? Выражаясь грубо, кто «девушку ужинает, тот ее и танцует». Было бы странно, если бы государство не пользовалось текущей ситуацией на полную катушку. Ясно, что порочную систему надо менять. Как и то, что в один присест проблему не решить. И все же так громко и безапелляционно уличать государство в попытке обозначить критерии, по которым оно отбирает из числа произведенных за свой счет фильмов те, что ему больше всего по сердцу, — значит расписаться либо в собственном бессилии, либо в лицемерии.

То есть сыграть на руку все тому же государству, которое до недавнего времени на это лицемерие держало монополию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру