Императорский фарфор в Лондоне недооценили

«МК» составил топ-5 отечественных произведений, проданных в Лондоне

29 ноября 2011 в 20:35, просмотров: 4464

Главное аукционное событие осени – традиционная русская неделя в Лондоне – стартовало несколькими рекордами и крупными продажами. Пусть суммы и не самые головокружительные, ведь многим коллекционерам сейчас не до искусства – их больше занимает предвыборная кампания на родине. Тем не менее, в первый день русской недели аукционный дом  Christie's выручил 13,6 миллиона фунтов стерлингов, а Sotheby's – 5,6 миллионов.

Императорский фарфор в Лондоне недооценили
фото: blogofashion.ru

Нельзя сказать, что осенняя сессия русских торгов в Лондоне стала сенсационной, тем не менее, многие шедевры вызвали у публики нешуточный ажиотаж. Самыми дорогими стали бессменные фавориты отечественного антикварного сообщества – старые мастера и художники начала ХХ века.

1. «Распятие на кресте у римлян» Василия Верещагина (1842-1904) – самый интригующий топ-лот торгов от дома Christie's, оцененный экспертами в 1-1,5 миллионов фунтов стерлингов. Полотно завершает цикл «Око за око, зуб за зуб» (посвященное смертной казне). Его Верещагин написал в своей парижской мастерской, специально оборудованной для создания масштабных работ. Интересно, что художник, в отличие от предшественников, не делает фигуру Христа центральной на картине – Спаситель на кресте изображен в правом углу холста. Главный же герой – огромная толпа, собравшаяся посмотреть на казнь. В 1891 году картина вместе с другими полотнами Верещагина была выставлена на торги, вызвавшие большой ажиотаж в американском обществе конца ХIХ века. «Распятие…» купил Джон У. Браун, а после его смерти вдова Лила Браун подарила полотно Бруклинскому музею. Последний раз шедевр показывался широкой публике в 1932 году, а потом на долгие годы был похоронен в хранилищах музея. Теперь же руководство решило выставить «Распятие на кресте у римлян» на торги. Не каждому коллекционеру придется по вкусу такая масштабная картина, тем более, что она с общественно-политическим подтекстом. Итог борьбы за топ-лот - внушительная, пусть и не рекордная для Верещагина сумма – 1,7 миллионов фунтов стерлингов.

2.Неожиданностью аукциона Christie's стала успешная продажа картины Виктора Васнецова (1848-1926) « Богатырь» (1920) . При эстимейте 300-500 тысяч фунтов стерлингов она ушла с молотка за 1,1 миллионов – мировой рекорд для художника! Изображение бравого богатыря на черном скакуне никогда прежде не выставлялось на торги. И даже больше – его вообще никто не видел, ибо картина хранилась с момента написания у одного владельца. Автор картин Аукционный дом сообщает, что эта картина – поздняя версия полотна «Илья Муромец», которое хранится в Доме-музее художника в Москве.

Верещагин и Васнецов отправились в коллекции частных покупателей из России.

3.Третье место за фарфором «царского качества» – две вазы Санкт-Петербургского Императорского завода ушли на Christie's за 1 миллион фунтов стерлингов. Хотя аукционный дом возлагал большие надежды на подарок Николая I австрийскому послу – фарфоровые вазы, украшенный копиями картин Филипса Ваувермана. В анонсирующем пресс-релизе значится эстимейт 1,7-2,2 миллионов фунтов стерлингов. В пост-релизе уже другая цифра - 500-700 тысяч.

4. На торгах Sotheby’s тоже есть успехи – картина Петра Кончаловского (1876-1956) «Татарский натюрморт» (1916 год) продана за 914,8 тысячи фунтов стерлингов. Изначально топ-лот аукциона оценили в 500-700 тысяч фунтов. Sotheby’s перестраховался, выставил не самые сильные вещи. Шаг понятный – отвечает атмосфере нарастающего напряжения в экономике Европы и Америки.

5. Завершает пятерку топ-продаж русской недели в Лондоне – «Боксер» (1933) Константина Сомова (1869-1939), проданный на Christie's за с небольшим превышением предварительной оценки за 713 тысяч фунтов стерлингом некой организацией из США.

Общая экономическая ситуация в мире оставляет свои следы и на антикварном рынке. Понятно, что дома стараются поддерживать имидж, расхваливать продажи искусства, продвигать идею искусства как эквивалента золоту или ценным бумагам. Но чем больше подают рейтинги доверия стран Европы и Америке, тем ниже падают рейтинги «живописных вкладов». Да и владельцы шедевров не спешат расставаться с качественными картинами, если только у них другого выхода нет. А такое в наше нестабильное (а для России еще и предвыборное время) случается. Тем удивительнее, что антикварная неделя в Лондоне началась достаточно успешно.



Партнеры