“Горький вкус свободы” в Москве

Фильм об Анне Политковской хотят выдвинуть на “Оскар”

5 декабря 2011 в 18:30, просмотров: 4133

На фестивале авторского документального кино “Артдокфест” показали фильм об Анне Политковской “Горький вкус свободы” Марины Голдовской. Эта картина успела поучаствовать в нескольких фестивалях, включая Амстердамский IDFA — самый престижный в документалистике. Показали ее в Нью-Йорке и Монреале, она завоевала награду Международного кинофестиваля в Варшаве. А теперь классик документального кино Марина Голдовская прилетела из США, где сейчас живет, представить ленту на родине.

“Горький вкус свободы” в Москве

Люди, увидевшие фильм в тот вечер, испытали сильнейшие чувства.

Собственно, фильм об Анне Политковской Марина Голдовская снимать не собиралась. Одна американская кинокомпания предложила ей сделать картину о России 2000 года. И она решила для себя, что расскажет про людей — как еще можно понять страну и время. Предполагала, что одним из героев станет ее студент Саша Политковский, личность заметная, один из тех, кто создавал программу «Взгляд», которую смотрела вся страна. Но Александр все время был в командировках — на буровых, в Чернобыле, где угодно. А с его женой Аней Марина Евсеевна стала встречаться все чаще. Знакомы они были еще со студенческих лет Политковских. Теперь уже не припомнить, но, кажется, Марина Голдовская, преподававшая в МГУ, присутствовала на их студенческой свадьбе. Постепенно, приходя к ним в дом, Марина попала под обаяние его хозяйки — и замысел будущего фильма трансформировался. Ни о какой политике речи тут не было и нет. Перед нами всего лишь женщина, все принимающая близко к сердцу. Что и привело ее к страшному уходу, когда 7 октября 2006 года ее застрелили в подъезде собственного дома.

Марина Голдовская называет Анну Политковскую «нашей матерью Терезой», которой хватало сострадания и души на всех обездоленных. Об Анне рассказывают коллеги по «Новой газете», ее взрослые дети — какой она была, как жила, как хватало сил и времени не только на работу, но и на семью. Анна и Александр расстались, но говорить об этом в свое время перед камерой Голдовской они не были готовы. Только теперь Марина Евсеевна многое за них договорила.

Анна Политковская ездила в Чечню, встречалась там с убитыми горем женщинами, детьми. Насмотрелась на такое количество мужских слез, что сама никогда уже не плакала. Она воспринимала боль этих людей как свою. В Москве ее многие не понимали, а кто-то из коллег считал непрофессиональной, ведь журналист не должен работать на одном сострадании. Кто-то, даже посмотрев фильм, вспоминает только ее истерики на работе, не может забыть мелких обид. Ее называли городской сумасшедшей, и она знала об этом. В какой-то момент покажется, что Анна Политковская и впрямь блаженная, тем удивительнее, что многие ее боялись. Хотя Владимир Путин скажет на одной из встреч с западными журналистами сразу после произошедшего в Москве убийства журналистки, что влияние Политковской на ситуацию было невелико. Действительно, она была беззащитной и хрупкой. Но иногда это действует сильнее.

С экрана Политковская рассказывает о том, как влюбилась в норвежца, что чувствует себя на седьмом небе от счастья. Могла бы спокойно жить в Норвегии, писать книги, забыть о том, что где-то убивают людей. Но, видимо, ей был предначертан иной путь, и она его прошла до конца. Собственно, об этом фильм. Ничего политического. Только личное. Действует безотказно.

Международная ассоциация документалистов намерена выдвинуть фильм Голдовской на «Оскар».




Партнеры