Симфония на вылет

Госоркестр приступает к коррекции кадров

9 декабря 2011 в 21:02, просмотров: 3636

Даже с назначением худруком Владимира Юровского страсти вокруг ГАСО им. Светланова не утихают: удастся ли за  2–3 года вывести «витринный» оркестр (по умолчанию сидящий на многомиллионном гранте) в тройку лучших российских? Сейчас на повестке дня три проблемы: неминуемая коррекция кадров, ставка на зарубежные гастроли и подбор вторых дирижеров для ежедневной работы. «МК» консультирует известный музыкант, первый виолончелист Госоркестра Пауль Ааревич Суссь.

Симфония на вылет
фото: datanews.ru

КАДРЫ. Дело в том, что на 14 и 15 декабря ГАСО, впервые после отставки Горенштейна, объявил конкурс на «замещение» целого букета вакансий и не каких-то там: фигурируют, в частности, должности целого второго концертмейстера виолончелей и его зама; а также концертмейстера (и зама) в группу вторых скрипок; зама концертмейстера в альты; плюс еще ударные... Вопрос к Паулю Ааревичу:

— В связи с чем конкурс? Просто нет людей или нет качественных людей?

— Должность 2-го концертмейстера на виолончели вообще пустует: человек ушел в августе. В целом — да, должны прийти достойные, которые нас устроят. Иначе не будет взят никто. В связи с тем, что с Горенштейном мало кто хотел работать, хорошие люди к нам не шли. Оседали у Спивакова, Плетнева. У нас появлялись, откровенно, те, кто не сел никуда.

— И это несмотря на высокие зарплаты?

— Деньги уже ничего не значили для людей — они просто дорожили своим здоровьем. Поэтому общий уровень оркестра надо поднимать. Не только пустые места заполнять, но и вообще посмотреть на перспективу — чтобы усилить какие-то позиции... Я вот не хотел бы брать студентов консерватории: все-таки должен быть опыт игры в нормальном оркестре, чтобы не учить, что дважды два — четыре.

— Нет ли опасности — на этот счет упорно не умолкали голоса, — что часть плетневцев переметнется к вам? (Юровский нередко выступает с РНО, там его хорошо знают.)

— Нет, не грозит. Во-первых, у нас нет столько мест, а во-вторых, у них прекрасный оркестр, у них есть Плетнев!

— Сколько процентов оркестрантов нужно было бы сменить в идеале?

— Так трудно сказать. Не более 20%. Все-таки костяк оркестра есть — это люди, выдержавшие самого Горенштейна. А то ведь первая валторна, первая труба, первый кларнет и первый гобой — все ушли...

ГАСТРОЛИ. Изменится ли в лучшую сторону гастрольная практика?

— Я лишь знаю, — говорит Пауль Ааревич, — что на первый концерт Юровского приезжал западный менеджер, и с ним, вероятно, могли обсуждаться какие-то перспективы.

— Идиоту понятно, что ГАСО помимо России надо весомо представлять на Западе...

— Увы, это так быстро не делается. Наследство-то досталось безгастрольное — контактов либо не было изначально, либо были потеряны.

ВТОРЫЕ ДИРИЖЕРЫ. Если Владимир Юровский встанет за пульт ГАСО в этом сезоне лишь раз еще в марте, кто ж ежедневно работает с Госоркестром?

— Понятно, что Юровский не планировал стать худруком ГАСО, у него своя жизнь (тот же Лондонский филармонический). Это дело временное. Надеюсь, в следующем году весь свой график он спланирует под Госоркестр...

— Если захочет остаться.

— Что-то мне подсказывает, что захочет. А кто с нами сейчас работает... Во-первых, масса хороших приглашенных дирижеров под программу. Во-вторых, есть Слуцкий; кроме него появился еще Алексей Богорад (один раз с ним уже сыграли), так вот он, возможно (официально еще не объявлялось), будет заниматься оркестром в отсутствие Юровского, кухней...

— И нет ощущения, что оркестр брошен?

— Ничего подобного. Я бывал за Западе, там все оркестры так живут: вы думаете, худруки 5 раз в неделю появляются перед музыкантами? Нет, конечно. Это сугубо советская система. Хотя ходим на работу — да, 5–6 раз в неделю: репетируем с приглашенными. Сейчас был Богорад, потом приедет Рождественский (с ним будет 4 репетиции). Вообще думаю, Юровский вряд ли бы принял оркестр, если ГАСО совсем был бы развален.





Партнеры