Зачем в театре разводят кактусы

Играя светом и тенью балет завораживает невероятным ощущением музыки

15 декабря 2011 в 17:48, просмотров: 2833

Почти полгода проходивший в Москве под эгидой Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко долгоиграющий международный фестиваль современного танца DanceInversion завершился гастролями знаменитого на весь мир коллектива – Нидерландского театра танца (NDT).

Зачем в театре разводят кактусы

Если быть точным, приехала к нам молодежная труппа NDT II, из которой прославленный театр (NDT I), собственно, и рекрутирует артистов в основной состав. А котируется этот коллектив в современном танце так же высоко, как Мариинка, Большой или балет Парижской оперы в классическом. Такую репутацию театр имеет благодаря гению — Иржи Килиану (хотя многолетний руководитель NDT давно отошел от дел). На нынешних гастролях показали совсем свеженькое (2008 года) его сочинение «Боги и собаки». Удивить новой лексикой или танцевальными комбинациями сейчас нелегко. Однако неистощимой фантазии и изобретательности маэстро не устаешь поражаться. В бессюжетной 20-минутной одноактовке Килиан разрывает не только свою фирменную текучую пластику, но и музыку Бетховена конвульсивными, вторгающимися в современный мир движениями и звуками (музыка Дирка Хаубриха). Играя светом и тенью, а также постоянно меняющимся вокруг пространством, этот балет завораживает невероятным ощущением музыки. У Килиана она присутствует, кажется, в крови: разваливающуюся под натиском хаоса гармонию видишь собственными глазами. При этом зримо ощущаешь движения преследующей тебя собаки, которая из маленькой высвечивающейся на заднике точки превращается в несущегося прямо на зрителя гигантского компьютерного пса. Трагичность мироощущения преодолевается надеждой: одинокий человек остается на сцене в волшебном мире струящихся сверху серебряных нитей...

На том же принципе меняющегося вокруг пространственного окружения построен и балет — «Студия 2». Так называется один из репетиционных залов в театре «Люсент», где в Гааге базируется всемирно известная труппа. Сочинил опус нынешний худрук NDT Пол Лайфут со своим соавтором и женой Соль Леон. Пространство здесь организует предмет, который всегда контролирует работу танцовщиков на репетиции: подвешенное над сценой зеркало изменяет в процессе балета свое местоположение...

27-летний швед Александр Экман — тоже «выпускник» NDT. В своем озорном балете «Кактусы» на музыку Гайдна, Бетховена и Шуберта хореограф-хулиган и его 16 танцовщиков отрываются как только могут. Сопровождаемые звучащими вместо музыки абсурдистскими текстами (например, про кошку, которая с мяуканьем выбрасывается с колосников, или про кактусы), они дурачатся, на манер йогов упражняясь в «дыхательной гимнастике», замирают в разнообразных позах, хохочут и выясняют отношения. В финале, вынося на сцену кактусы и водрузив их на голову или фаллическим символом прямо на причинное место, заряжают зал своим юмором и позитивностью на полную катушку.




Партнеры