«Сталкер»: другая страна

Елена Цыплакова: «Страшно за родину, когда смотришь все это»

16 декабря 2011 в 15:33, просмотров: 6319

15 декабря завершился XVII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Именно в этот день на вопросы наших сограждан отвечал в телеэфире премьер-министр Владимир Путин. В этот непогожий день у метро «Кропоткинская» стояла небольшая группа людей, в основном женщин, с плакатами, на которых было написано о проблемах Ногинска-2, где их семьи живут без тепла и света. 15 декабря в Центральном Доме журналиста прошла акция в поддержку 300 семей журналистов, погибших с 1991 года на территории России. Собрали близких наших убитых коллег, зажгли свечу и подняли рюмку в память об этих людях. Собрали близких наших убитых коллег, зажгли свечу и подняли рюмку в память об этих людях.

«Сталкер»: другая страна
фото: Наум Аранович

Главную награду «Сталкера» получила игровая картина «Сибирь. Монамур» Славы Росса о старике и его внуке, одиноко живущих в тайге. Ее путь к зрителям оказался очень долгим. Впервые в программу фестиваля вошли фильмы из стран СНГ и Балтии. И в документально конкурсе жюри отметило ленту «А есть ли там театр?» Наны Джанелидзе с участием выдающегося актера Кахи Кавсадзе. Сама Нана не смогла приехать из Грузии за наградой. Приз получал по ее просьбе прилетевший в тот день выдающийся грузинский режиссер Резо Чхеидзе, легендарный создатель «Отца солдата». Как сказал один из членов жюри, кинорежиссер Валерий Ахадов, опасно было смотреть многие фестивальные ленты, сердце сжималось от боли и страдания. Другой член жюри – кинорежиссер Вадим Абдрашитов заметил, что вопросы и ответы, прозвучавшие в тот день в телеэфире с участием Владимира Путина, казалось были немного о другой стране, а не той, какую запечатлели кинематографисты в своих фильмах. Но трудно не согласиться с правозащитником и режиссером Алексеем Симоновым, возглавлявшем жюри правозащитных организаций, что кино абсолютно не равно своим героям, режиссеры часто не знают, что с ними делать. Одно из исключений – картина «Лёша» Елены Демидовой из киноальманаха, посвященного пожарам прошлого лета. Вместе с ее героем из рязанской деревни мы попали на бескрайнее пепелище, где еще недавно была деревня. Леша ничего героического не совершал, как и все спасал свой дом. Открывал дверь гусям, а они почему-то не выходили из горящего загона. Ни одного кота не осталось, все куры погибли. А где-то в окрестностях еще долго орала коза. Люди спасали скотину, а не автомобили. Вся деревня сгорела до тла. Спасались сами, не рассчитывая ни на чью помощь.

Вот как подвели итоги «Сталкера» члены жюри. Кинорежиссер Елена Цыплакова:

- В фильмах «Сталкера» затронуты очень серьезные темы. Страшно за родину, когда смотришь все это. Многие картины тронули до слез. Были хорошие операторские работы, что в документальном кино не так часто случается. Программа огромная, поэтому часть жюри смотрит игровые картины, а часть документальные. Я увидела 46 неигровых фильмов. Уже переговорила с генералом Мамаевым, который возглавляет комитет по коррупции, передала ему две конкурсные картины и попросила помочь их героям. Может он вызволит людей из тюрьмы, куда они попали не самым правильным образом.

фото: Наум Аранович

То, что мы увидели, это страшная реальность. Хотелось бы, чтобы эти фильмы посмотрели люди в правительстве, от которых что-то зависит, чтобы они видели, как живет страна. Мы наградили призом имени Георгия Жженова фильм «Великие реки Сибири. Амур» Андрея Титова. Китайцы бодрые и радостные, поют на экране песню про Амур на китайском языке. У них все хорошо. Они лес пилят, рыбу ловят с утра до ночи. А наши мужики рыбу в магазине покупают. Живут на Амуре, а больше одного крючка иметь им не разрешается, пограничники не разрешают. Наши люди, чтобы собрать в лесу грибы и ягоды, должны получать специальное разрешение. То, что творится в Приамурье, как там люди живут, - просто страшно. Когда смотришь такое кино потоком, все проблемы общества вскрываются. Потрясают люди, которые во всем этом существуют. Мы дали приз картине «Быль-небыль» Марии Волчанской о женщине, живущей в провинции, которая берет ребят из детских домов. Она говорит, что своих детей нет, потому что мужиков нет в деревне. Эту картину режиссер сняла на свои собственные деньги.

Смотрите фоторепортаж по теме: «Сталкер»: другая страна
15 фото

Вадим Абдрашитов, кинорежиссер:

- Когда-то я работал в игровом жюри, а потом перешел в документальное. Мне это интересно. Раз в год я смотрю коллекцию примерно из 40 картин. В этом году их было 46. И получаю информацию поразительной достоверности, очень часто в совершенной художественной форме, познавательно и эмоционально для меня интересную. На телевидении такое кино не показывают, потому что, говоря телевизионным языком, их картинка разительно отличается от картинки документального кино. И в кинотеатрах этого не увидеть, поскольку неигровые картины не доходит до проката. В этом году спектр интересов расширился. Я увидел абсолютно новый материал и открыл для себя новые имена.

фото: Наум Аранович

Легендарный кинорежиссер Резо Чхеидзе прилетел на «Сталкер»из Тбилиси.

- Резо Давидович, какое ваше главное впечатление от фестиваля?

- Нана Джанелидзе – невестка знаменитого и большого грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе. Когда Тенгиз снимал «Покаяние» и «Древо желания», она участвовала в этой работе, и получила там большую «дозу» того, как надо командовать группой, как мыслить на съемочной площадке. У нее была очень интересная картина «Колыбельная», в которой Нана достигла большого режиссерского и пластического успеха. «А есть ли там театр?» - оригинальный и новаторский фильм. Я был поражен. Обычно документальное кино раскрывает сущность жизни, а тут искание. Когда золото ищут, так происходит. Нана нашла золото. Это – актер Кахи Кавадзе. Он много играл в грузинских и русских фильмах, снимался у меня в девятисерийном фильме «Житие Дон-Кихота и Санчо», но таким никогда не был. Сегодняшний день очень радостный для мирового кинематографа и для Грузии. Часто ведь говорят о феномене грузинского кино. Это тот самый случай. Нане удалось на примере жизни рода Кавсадзе рассказать об истории СССР.

фото: Наум Аранович

- Вы прилетели не только на фестиваль?

- Я заканчиваю игровую картину «Свеча с Гроба Господня» – совместную работу «Мосфильма» и «Грузия-фильм». В основе – рассказ шведского писателя Сельмы Лагерлеф, лауреата Нобелевской премии. Действие в основном происходит на могиле Христа. Картина была снята на видео, сейчас мы ее переводим на пленку. И еще я приехал посмотреть первую сборку фильма «Москва-Тбилиси» выпускников тбилисского университета. В сюжете нет ничего политического, несмотря на название. Просто на личных судьбах русских и грузинских людей рассказывается о любви, радостях и неудачах. Благородная идея, интересный проект.

фото: Наум Аранович



Партнеры